Файл: Органы государственного управления (Органы государственного управления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) органы, учреждаемые в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Главным основанием разделения государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. Далее, я подробно хочу рассмотреть три ветви органов государственного управления в России, описать их характеристики, особенности, и сделать свои, обоснованные выводы, касательно моей курсовой работы.

3. Органы государственного управления в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации нет термина «государственное управление». У нас используется понятие «государственная власть», но, несмотря на это, оба понятия отличаются друг от друга. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть – это способность принимать решения и добиваться проведения их в жизнь и в общество в целом.

Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата и есть государственное управление.

Государственный аппарат – сложнейшая система, которая зависит напрямую от общества, людей и их интересов, мировоззрения и прочего. Если в систему государственных органов входят согласованные действия, тогда государственная власть будет едина, действенна и эффективна в своих целях. Это важно также, когда дело касается отношений с зарубежными государствами.


Всегда, когда мы рассматриваем органы государственного управления, мы должны в первую очередь оперировать и понимать положениями Конституции 1993 года, которая закрепила организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти Российской Федерации являются Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и другие суды Российской Федерации, а также Федеральные Министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление - тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исходя из этого, все субъекты исполнительной власти одновременно являются частью системы государственного управления.

Давайте выделим систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. Это очень важно, ведь от этого зависит жизнь общества в обществе. В последнем случае имеется в виду то, что постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции. Остальная система подвижна и постоянно видоизменяется. Бывает и так, что они не существуют вовсе, хотя из механизма государственного управления они не убраны. В этом же смысле мы можем квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Но нельзя сводить весь аппарат исполнительной власти только к исполнительным органам общей компетенции. Данный аппарат многосторонен и включает в себя так же отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и прочие части государственно-управленческого механизма. Эти части единой системы существовали изначально и всегда совершенствовались. Ежегодно, еженедельно, ежедневно вносились свои корректировки. Система, конечно, огромна и многогранна. Изучить ее изнутри очень сложно, но реалистично. Все эти части невозможно перечислить сразу, но параллельно все они в целом образуют систему субъектов государственного управления.


3.1 Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации - наивысшая государственная должность Российской Федерации. Президент – это глава государства, не относящаяся, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.

Глава Государства - это лицо неприкосновенное. Избирается он гражданами Российской Федерации на основе всеобщего анонимного голосования. Кандидатом на должность президента может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Президент не может пребывать в данном статусе более двух сроков подряд. Более конкретный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». ……………..

Для того, чтобы были необходимые на то условия при выполнении Президентом его конституционных полномочий создается специальная Администрация Президента. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полномочных представителей во всех 8 федеральных округах. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте. Президент России имеет максимальные полномочия, он может как создавать, так и распускать Государственную Думу.

3.2. Законодательная власть

Федеральное собрание, то есть, Парламент Российской Федерации, - это высший представительный и законодательный орган России. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной Думой и Советом Федерации. Федеральное собрание является постоянно действующим. Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, а так же выступлений руководителей иностранных государств. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.


Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от представительного, а так же один от исполнительного органа государственной власти. Категорически запрещено одновременно быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на установленный конституцией срок равный пять лет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Вот так.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют вместе. Наоборот, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

1) для заслушивания посланий президента РФ; и никак иначе;

2) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

3) для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств. По-другому обычно не бывает. Иначе это непорядок вовсе.

По статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; редкий случай

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты); бывает крайне редко.

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации); так было в 1993 году.

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.[1]

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает во внимание постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации при голосовании, если другой порядок принятия решений не установлен в Конституции Российской Федерации. Иначе это преступление.


В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Он обязуется без прикосновенно подчиняться, следовать законам. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо полностью отклонить закон. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Государственная дума – играет тоже важную роль в Российской Федерации. Ее правовой статус определён в 5 главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума включает в себя четыреста пятьдесят депутатов, но им может стать только лишь гражданин Российской Федерации, которому уже исполнился 21 год и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по спискам, определенным в партиях. Достигнув только 7 процентов можно пройти данный конкурс. Эти правила были установлены только для того, чтобы отсеять совершенно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. До этого момента в Российской Федерации была смешанная система выборов, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе.