Файл: Органы государственного управления (Органы государственного управления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как и ранее, так и сейчас власть постоянно проходит стадии изменения. Меняются главы, заместители, а все новые и новые законы сменяют старые. Вследствие таких изменений, происходящих в общественной жизни, воз­никают новые и отмирают устаревшие структуры государственного ап­парата. Но, несмотря ни на что, всегда, во все времена правлений, государственный аппарат являлся самым основным организующим началом политической системы общества.

Только конкретные принципы и нормы являются залогом построения и деятельности механизма государства. Они имеют объективный характер. Необходимо учитывать все их особенности, со всех сторон, поскольку при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, это позволяет обеспечивать макси­мальную эффективность государственного управления обществом, а также положительный исход всех нововведений.

Совсем недавно еще основными принципами организации и основным «движком» государственного аппарата наша юридическая наука счи­тала принцип широкого участия масс в управлении государством: демо­кратический централизм; пролетарский интернационализм; социали­стическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль.

Но все потерпело изменения. Кардинальные изменения, происходящие в экономической, поли­тической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятель­ности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

Все вышеописанное, все изученное ранее, может дать нам возможность сделать такой вывод: своего рода «толчком» современного Российского государства является объединенная система, законодательно закрепленная принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, с помощью которой с легкостью осуществляются задачи и функции государства. И эта целая система позволяет нам легко и просто строить нашу жизнь, ведь выстроить данную систему весьма непросто. Это все приходит с годами и опытом.

Механизм современного государства обладает высочайшей степенью сложности, у него огромное количество составных частей, подсистем, блоков. Это, своего рода, огромное предприятие с кучей механизмов, подвластных только тем, кто годами его создавал. Под структурой механизма современного государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.


Структура механизма государства включает в себя:

  • государственные органы, которые связаны при осуществлении своих непосредственных властных функций. Их особенность состоит в том, что они обладают государственно-властными полномочиями. Данные полномочия - это такие средства, ресурсы и возможности, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений: парламент, президент правительство, министерства, ведомства и так далее.
  • государственные организации – это определенные подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
  • государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые не наделены властными полномочиями (за исключением их администраций). Они лишь осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
  • государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); ……………………
  • государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
  • организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура никогда не остаются неизменными. Они меняются регулярно, практически каждый год, приобретают новые функции, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические) так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами) факторы. Если государство обладает огромной территорией, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций). В условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий. В условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных явлений в обществе на первое место встают правоохранительные органы. Конечно, система еще не совершенна, и всегда в обществе найдутся те, кто будет считать ее несовершенной всегда. Но, увы, такова жизнь и законы в нашей стране, что не всегда в современном обществе на первый план ставятся интересы самого общества. На первом плане то, как будет лучше обществу и жизни в нашей стране. И это не всегда принимается от незнания. ……………

2.1 Понятие и признаки государственного органа

Государственный аппарат состоит из различных частей, систем и подсистем, которые обладают специфическим устройством и выполняют свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая, в соответствии с законом, собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, взаимосвязанная с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.

Так как механизм государства состоит из соответствующих органов, предлагаю рассмотреть его с анализа понятия и признаков государственного органа.

Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:


  1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, то есть, юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства обладает правом создавать юридические акты, содержащие соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания являются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь только в том случае, если у предприятия или любой компании есть все вышеуказанные взаимосвязанные между собой блоки, и они представляют собой понятие государственно-властного полномочия, тогда можно смело заявлять, что это есть государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

  1. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
  2. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Отсюда следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства. ……
  3. Для выполнения своих функций государственные органы имеют конкретные материальные средства, к которым можем отнести, например, материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.
  4. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением является общество, человек, из которых состоит данный орган, — одно лицо или группа, коллектив людей.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

Орган государства представляет собой систему, в которое иерархично созданы несколько подсистем. Эти подсистемы представляют собой коллектив, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Но бывает и так, что органом государства является только один конкретный человек, который занимает государственную должность, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.

Благодаря вышеизложенной подробной характеристике, мы можем смело дать определение понятию «орган государства». Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства. Также, это может быть один человек, занимающий высшую ступень в государстве.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.

Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на следующие подвиды:

а) органы, которые четко устанавливает Конституция РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);