Файл: Социально-психологические основы деятельности руководителя.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?
Психологические особенности успешных руководителей
Стили, способы руководства, их эффективность
Социально-психологические основы деятельности руководителя
Основные гипотезы и методы исследования психологических особенностей деятельности руководителя
Деятельность руководителя по преодолению психологических барьеров
Типологизация руководителей по различным основаниям дает
___________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.97-98
возможность вычленить совокупность наиболее устойчивых личностных черт, значимых свойств, составляющих основу индивидуального своеобразия норм деятельности и стереотипов поведения руководителя, и на этой основе строить с ним всю свою работу.
Основания для типологизации руководителей по индивидуально-психологическим особенностям могут быть различные. Это, прежде всего, специфика типа высшей нервной деятельности и темперамента; акцентуация черт характера; цели и мотивы управленческой деятельности; стиль руководства, лидерство, индивидуальная управленческая концепция.
Некоторые специалисты по управлению рассматривают типы руководителей с позиции классических типологий К. Юнга (экстраверсия — «обращенный вовне» и интроверсия — «обращенный внутрь»), И.П.Павлова — типов высшей нервной деятельности и темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), А. Е.Личко — акцентуации черт характера (астероидный, неустойчивый, конформный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилеп-тоидный) и др.
Одну из первых попыток классификации типов личности руководителей предпринял К.Левин. Он предложил классифицировать руководителей по стилю управления: авторитарный, демократический, анархический.
В отечественной психологии Б. Д. Парыгин предложил основания для классификации типов руководителей: содержание деятельности; стиль руководства; характер деятельности руководителя как лидера.
По содержанию деятельности определяются: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
____________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.99
По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) смешанный (сочетающий в себе элементы того и другого).
По характеру деятельности определяются два типа: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.
В литературе по психологии управления отмечается, что изучение личности руководителя необходимо делать и для того, чтобы «понять личность и исправить ее на благо всего коллектива и ее самой».
Типологию руководителей рассматривают обычно в единстве с феноменами руководства и лидерства. Как отмечают М. Вудкок и Д.Фрэнсис, решающим и уникальным управленческим качеством, определяющим эффективность работы руководителя, является лидерство. В различные годы лидер группы, коллектива характеризовался по-разному.
До 50-х гг. XX в. считалось, что лидером может быть человек с определенным набором качеств — ораторскими способностями, целеустремленностью, настойчивостью и т.д.
В 50 — 60-е гг. XX в. была выдвинута концепция, что лидером может быть человек, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы, в связи с чем в максимальной степени отвечает социальным ожиданиям членов группы.
В 60 — 70-е гг. XX в. развивалась концепция ситуативного подхода, т.е. считалось, что лидером может стать человек, который максимально отвечает требованиям текущей ситуации, способен в определенных условиях возглавить группу, повести ее за собой.
Лидерство в системе межличностных связей в коллективе представляет собой отношение доминирования и подчинения, причем ведомые люди следуют за лидером добровольно.
________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.98-99
Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей, при этом влияние лидера, носящее психологический характер, может принимать разнообразные формы.
Результаты социально-психологических исследований свидетельствуют о том, что эффективное управление организацией возможно только в том случае, когда руководитель коллектива одновременно является и лидером. Необходимо заметить, что наличие руководящей должности не подразумевает автоматически лидерства.
В 80-е гг. XX в. предметом особого интереса в психологии управления стало изучение эффекта «привлекательности» лидера — так называемой харизмы. Этот феномен связан с наделением личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.
С позиции коллектива функции неформального лидера сводятся к двум основным. Он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения. Неформальный лидер также мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.
Понятия руководства и лидерства не являются однозначными. Руководитель — официальное должностное лицо государственной или общественной организации, наделенное правами и полномочиями по принятию управленческих решений, несущее персональную ответственность за положение дел в организации и в подчиненном трудовом коллективе.
Лидер — это личность, стихийно выдвигающаяся или выдвинутая группой (коллективом) на роль неофициального руководителя, способная регулировать внутригрупповые межличностные отношения, объединять
__________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.99-100
людей и направлять их деятельность на достижение какой-либо цели. Наиболее оптимальным вариантом считается сочетание у руководителя качеств лидера и администратора.
Лидерство — способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, — необходимо для эффективного управления.
Чтобы руководить, необходима власть. Власть — это способность влиять на поведение людей. Она необходима для эффективности организации, потому что часто руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. В основе осуществления власти лежат принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение, социально-культурные ценности.
Многообразие лидерских черт и качеств, присущих руководителю, Л.А.Петровская объединяет в следующие десять типов.
«Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого руководителя способен вытеснить отрицательные эмоции и внутреннюю неуверенность в себе. Его любят и почитают.
«Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию черт, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Вожак демонстрирует силу, ему стараются подражать, особенно в плане внешних взаимодействий.
«Тиран». Становится лидером потому, что внушает окружающим чувство повиновения, безотчетного страха. Его считают самым сильным, волевым. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, и его обычно боятся, подчиняются ему.
____________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.100-101
«Организатор». Он выступает для членов трудового коллектива как сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, и его уважают.
«Соблазнитель». Становится лидером, играя на слабостях других членов трудового коллектива. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, снимая напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
«Герой». Жертвует собой ради других, проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря храбрости другие ориентируются на него, видят в нем олицетворение справедливости. Он способен увлекать за собой людей.
«Дурной пример». Выступает как источник эмоционального заражения различного рода негативом для бесконфликтной личности, следующей за ним к сомнительной цели.
«Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заражает окружающих положительными эмоциями; его любят, боготворят и идеализируют.
«Изгой». Лицо, отвергнутое своим социальным окружением и поддерживаемое группой под влиянием чувства негативизма, протеста.
«Козел отпущения». Личность, на которую постоянно сваливают ответственность за все (преимущественно негативное) происходящее в руководимом им коллективе.
Два последних типа лидеров — это по существу антилидеры. Иногда группа (коллектив) объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, поскольку пропадает общегрупповой стимул.
________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.101
Психологическое оценивание личности руководителя позволяет более эффективно осуществлять аттестацию руководящих кадров, отбор способных руководителей и выдвижение их в резерв для занятия более высокой руководящей должности, а также составление и реализацию программы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей.
________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.101
Деятельность руководителя по преодолению психологических барьеров
Психологические барьеры — совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, у которых скрыто или явно выражаются негативные социально-психологические состояния, вызванные инновациями.
Ученые различают социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации.
Социально-психологические аспекты процесса внедрения нововведений связаны с феноменом восприятия их различными людьми и соответственно выработки определенного поведения по отношению к ним.
Исследования психологов показывают, что всех людей, занятых на производстве, по их отношению к нововведениям можно подразделить на следующие типы:
1. Новаторы — люди, для которых характерен постоянный поиск возможности усовершенствования производства.
2. Энтузиасты — люди, которые принимают новое независимо от степени его проработки, обоснованности, возможностей использования, полезности. Для энтузиаста новинка ценна сама по себе.
3. Рационалисты — это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности (этот тип людей наиболее оптимален для работы в условиях рынка).
4. Нейтралы — могут действовать в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли.
5. Скептики — люди, которые не склонны на слово верить ни одному, даже полезному предложению, очевидному для всех (могут стать хорошими контроллерами).
____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.110-111
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [www.koob.ru]
6. Консерваторы — в принципе такие же, как и скептики, но только скептицизм практически не имеет границ. Они постоянно сомневаются.
7. Ретрограды — схожи с консерваторами. Ретроград обращен в прошлое.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в сознании консерваторов и ретроградов, активно не принимающих нововведения, возникают психологические барьеры. Психологи предлагают рассматривать деятельность руководителей по преодолению психологических барьеров согласно двум вариантам моделей (рис. 4, 5).
Другими словами, преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентации, этических норм поведения ее участников; 2) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.
Рисунок 4
Модель нововведения (первый вариант)
Изменение установок
Заблокирование новых установок
Разблокирование сложившихся установок
Процесс адаптации – усвоение новых знаний
Новшество должно стать постоянной частью сознания личности
Принуждение и убеждение на приобретение новых знаний
____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111