Файл: Социально-психологические основы деятельности руководителя.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?
Психологические особенности успешных руководителей
Стили, способы руководства, их эффективность
Социально-психологические основы деятельности руководителя
Основные гипотезы и методы исследования психологических особенностей деятельности руководителя
Деятельность руководителя по преодолению психологических барьеров
____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111-112
Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.179
- Отчитываться за такие результаты работы, достижение которых не предусматривалось;
- Уклоняющийся от непосредственного руководства, стремящийся переложить полномочия и ответственность на подчиненных;
- «Сверхорганизованный» руководитель, единственной и абсолютной ценностью для которого является выполнение подчиненными работы в соответствии с установленными им требованиями. Такие руководители все силы отдают тщательному регламентированию работы, ее планированию, поэтому у них не остается времени на реализацию задуманного. Этот стиль формирует у подчиненных индифферентное отношение к работе, хотя сами руководители относятся к ним дружественно и оказывают поддержку;
- Руководитель, стремящийся охватить все вопросы. Он создает вокруг себя атмосферу беспокойства, порождает у подчиненных чувство неуверенности и напряженности, вызванное постоянной готовностью к неожиданным требованиям;
- Руководитель, конфликтующий с другими руководителями, создает множество затруднений для подчиненных, так как последние опасаются установления хороших отношений с любым из руководителей, боясь вызвать недовольство одного из них. (Надо отметить, что это вряд ли можно рассматривать как стиль руководства.)
Эффективность различных стилей руководства. Выяснение этого вопроса затруднено тем, что у разных авторов имеются различные подходы к классификации стилей руководства.
Как показали еще исследования К. Левина, у руководителя с демократическим стилем руководства стремление к творчеству, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятными отношениями выше.
_______________________
Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.179
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.147.
Однако у руководителя, характеризующегося автократическим стилем, были самыми высокими показатели эффективности деятельности группы. Попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтности, а это способствовало снижению качества работы группы.
Начнем с распространенной в нашей стране классификации, в соответствии с которой выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили. В итоге анализа многих исследований, осуществленного одним из зарубежных авторов, выяснилось следующее: в 11 из них исследователи обнаружили лучшее усвоение учащимися знаний при демократическом стиле руководства учителя, а в 8 работах доказывается, что лучше всего авторитарный стиль. В ряде работ также показано, что при демократическом стиле руководства достигаются лучшая групповая сплоченность и удовлетворенность учащихся, а вот относительно групповой продуктивности заметных преимуществ того или иного стиля руководства выявлено не было (Р. Л. Кричевский, 1977; А. Ю. Максаков, 1990; P. X. Шакуров, 1982; Р. Стогдилл (R. М. Stogdill, 1974)).
О. В. Волкова (2002) соотнесла социально-психологический климат со стилем руководства, которого придерживается руководитель. По всем показателям уровня зрелости коллектива преимущество было за демократическим стилем (рис. 7.2). Трудовая ситуация почти по всем показателям тоже была лучше при руководителе-демократе (рис. 7.3).
А. Л. Журавлев и В. Ф. Рубахин (1976) относят к числу наиболее эффективных с точки зрения продуктивности коллектива и его психологического климата коллегиальное (демократическое) и смешанное руководство.
_____________________
Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.179-180
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.147-148
При этом указывается на динамический характер стиля руководства, который обусловливается социально-психологическим своеобразием коллектива и объективными условиями деятельности, а также типологическими и личностными свойствами руководителя. С этим утверждением авторов трудно согласиться: во-первых, стиль характеризуется устойчивостью, если же происходит постоянное изменение, то это уже тактика руководства; во-вторых, именно типологические особенности свойств нервной системы и темперамента обусловливают устойчивость стиля, так как они у взрослого человека практически не изменяются.
А. В. Петровский и В. В. Шпалинский (1978), Р. С. Немов (1981) считают, что для групп разного уровня развития требуются и различные стили руководства. Для коллектива, в котором каждый ее член «знает свой маневр», наиболее подходят демократический и попустительский стили. Для диффузной же группы, не готовой к самоуправлению, они окажутся наименее подходящими, так как предоставление ей самостоятельности может лишь дезорганизовать групповую деятельность. В этом случае требуется авторитарный стиль руководства. Кроме того, последний необходим и при лимите времени на принятие решения, когда рассуждать и спорить просто некогда.
Дж. Гольдберг (J. Goldberg, 1985), ссылаясь на некоторых авторов, отмечает, что наиболее эффективен стиль, ориентированный на конечный результат деятельности, а также стиль делегирования, предполагающий отбор лидера и передачу ответственности на низший уровень управления деятельностью. По мнению Р. Блейка и Дж. Муттона, наиболее эффективен стиль, опирающийся на групповое управление.
_____________________
Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.181
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.149
Вывод: Данная глава была посвящена изучению психологических особенностей успешных руководителей, а также стилям и способам руководства. На основе изучения учебных пособий и работ зарубежных и отечественных авторов я постаралась разобраться: кто же такой успешный руководитель? А также изучить эффективность используемых менеджерами стилей и способов руководства.
Кроме таких качеств как: уверенность в себе, уравновешенность, требовательность, стрессоустойчивость, способность к творческому решению задач (креативность), предприимчивость, коммуникабельность, ответственность, а также желание и стремление быть руководителем, успешный руководитель должен иметь склонность к организационной деятельности, самосовершенствованию, а так же обладать лидерскими способностями, вовремя использовать нужные качества и быть хорошим психологом.
После изучения стилей руководства, стало ясно, что рекомендовать один определенный стиль, который будет удачен, для всех сфер управления не сможет ни один из исследователей. Этот вопрос решает руководитель исходя из множества факторов присущих определенной организации.
Социально-психологические основы деятельности руководителя
Основные гипотезы и методы исследования психологических особенностей деятельности руководителя
Исследование психологических особенностей руководителя имеет два основных аспекта: выявление индивидуально-психологических и типологических особенностей руководителя.
В основе типологического подхода лежит исследование доминирования (или более интенсивного проявления) определенной совокупности качеств в общей структуре личности руководителя.
Типологический подход дает возможность точнее ориентироваться в наиболее существенных особенностях руководителей, компенсирует недостатки, которые обнаруживаются при индивидуально-психологическом подходе к анализу личности конкретного руководителя, осуществлять выбор необходимых мер для воздействия на руководителей, определения рекомендаций при проведении консультационной работы, обучения, психологической коррекции и др.
Изучение индивидуальных особенностей руководителя позволяет оценить систему качеств его личности, способствующих выполнению им управленческих функций. К ним обычно относят интеллектуальные качества (творческое мышление); особенности черт характера; исполнение социальных ролей; стиль руководства; особенности мотивационной сферы личности; уровень нервно-психологических затрат и др.
А.Л.Журавлев при изучении индивидуальных и профессионально важных качеств личности руководителя опирается на методологические положения Б. Г.Ананьева, Б. Ф.Ломова, В. С. Мерлина, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна. Теоретические основы исследования сводятся к следующему:
______________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.96
- личность руководителя изучается (и оценивается) во взаимообусловленности со структурно-функциональной организацией управленческой деятельности. При этом оцениваемые свойства и качества личности руководителя должны быть профессионально значимыми и тесно связанными с деятельностью руководителя;
- управленческая деятельность по своей сути является не только и не столько индивидуальной, сколько совместной. Совместный ее характер выражается: в управленческом взаимодействии с другими людьми (исполнителями); интеграции внешнего управления и самоуправления трудовых коллективов; совместной деятельности управленческого коллектива, являющегося одним из субъектов управления. Оцениваться должны свойства и качества руководителя, характеризующие его взаимодействие с другими людьми (как субъекта взаимодействия);
- многочисленные свойства и качества личности руководителя не разрознены между собой, а закономерным образом связаны друг с другом, составляют некоторые интегральные образования;
- свойства и качества личности (а также их интегральные образования) не рядоположны, а иерархически организованы. Уровневая организация включает прежде всего общие и специальные свойства личности руководителя;
- каждый руководитель, как и всякий другой человек, одновременно характеризуется совокупностью психофизиологических, психологических, социально-психологических и социальных свойств. Это объясняется множественностью (многообразием) реальных связей руководителя с другими людьми, коллективом в целом, социальной средой и т.д.
Таким образом, любая методика оценки личности руководителя должна быть включена в комплексную программу психологического изучения личности и деятельности руководителя.
_____________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.96-97
На основе экспертной оценки личности руководителя А. Л. Журавлев предложил апробированную на практике оригинальную методику выявления основных групп профессионально значимых качеств и сравнения руководителей по степени их развития, что позволило автору выделить следующие типы личности руководителей: «организатор», «специалист», «наставник», «специалист-организатор», «организатор-наставник», «специалист-наставник», «гармоничный», «неэффективный».
Несколько иной подход к изучению руководящих кадров предлагает А. С. Горбатенко. Исследователь считает, что для аттестации руководящих работников и последующего формирования резерва руководителей высшего звена управления предприятием необходимо использование специальной методики, предусматривающей оценивание и выбор кандидата в резерв на руководящую должность.
В качестве такой комплексной методики предлагается опросник, составленный на основе сокращенного варианта методики интерперсональной диагностики Тимоти Лири.
Сильные и слабые стороны руководителя исследовали английские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Девид Фрэнсис. Они рассматривали способного руководителя с позиции наличия у него следующей системы качеств и личных возможностей: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; упора на постоянный личный рост; навыка решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; высокой способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности руководить; умения обучать и развивать подчиненных; способности формировать и развивать эффективные рабочие группы.