Файл: Метод ЗАПРОС для построения правил сравнения альтернатив (Экономическое прогнозирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью деятельности ООО «КЧДЗ» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Основные направления деятельности: изготовление чугуна и литейной продукции, сопутствующая продукция и услуги.

Во главе предприятия стоит генеральный директор – руководитель, осуществляющий функцию общего руководства всей деятельности предприятия. Его задача состоит в обеспечении работы предприятия.

В подчинении генерального директора находятся четыре заместителя.

Заместитель генерального директора по техническим вопросам, занимающийся управлением и координацией процесса производства – руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии.

Ему подчиняются отделы:

- технический,

- главного механика,

- главного энергетика,

- производственно-диспетчерский,

- технического контроля.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам – реализующий политику маркетинга, снабжения и сбыта. Заместитель генерального директора по социальным вопросам и транспорту – руководит и координирует работу железнодорожного и автомобильного транспорта, ему подчиняются железнодорожный цех, автотранспортный цех и ревизор по безопасности движения поездов.

Заместитель генерального директора по экономике – руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшения организации производства, труда и заработной платы организации и др.

Ему подчинены планово-экономический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, экономическая служба.

Бухгалтерия формирует полную и достоверную информацию о деятельности предприятия, обеспечивает учет наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами, также осуществляет взаимодействие и разработку схемы документооборота между бухгалтерией и структурными подразделениями предприятия, осуществляет внедрение средств механизации и автоматизации учета, оказывает методическую помощь структурным подразделениям.

Организационная структура ООО «КЧДЗ» имеет линейно-функциональную структуру, т.к. представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций.


При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

Преимущества:

Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников.

Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров).

Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.

Недостатки:

Затрудняет горизонтальное согласование.

С трудом реагирует на изменение.

Главной задачей является обеспечение максимального количества товарной продукции при минимальной себестоимости с возможностью изменения сортамента в зависимости от конъюнктуры рынка.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «КЧДЗ» достигло существенного роста экономических показателей за первую половину 2013 года (Табл. 3.1). Это произошло несмотря на общероссийские кризисные показатели.

Объем производства составил 303 011 физических тонн, для сравнения – в 2008 году этот показатель равен 261 725 тоннам. Балансовая прибыль за первую половину 2013 года составила 714 миллионов 755 тысяч рублей.

Кроме того, завод выполнил все обязательства по налоговым отчислениям. Сумма выплаты налогов составила 474 миллиона рублей, показав отклонение по сравнению с 2007 годом 253%.

Отчисления во внебюджетные фонды – 124 миллиона 121 тысяча рублей. В 2012 году по сравнению с 2011 годом отклонение по заработной плате 117%. Выполнение инвестиционной программы по сравнению с 2011 годом увеличилось на 283,7%.

В 2012 году в рамках инвестиционной программы освоено 557 миллионов 429 тысяч рублей.

Расходы за счет прибыли на реализацию социальных программ по итогам 2012 года – 139 миллионов 449 тысяч рублей. На 2013 год утвержден план, в котором предусмотрен рост производства на 5%, а объем товарной продукции – на 7%.

Инвестиционная программа на 2013 год составляет 569 миллионов рублей.

Таблица 3.1 - Финансово-экономические показатели работы ООО «КЧДЗ» в первую половину 2013 года

Наименование показателя

Первое полугодие

2013 г.

Размер уставного капитала, тыс.руб.

49901

Размер нераспределенной чистой прибыли

684 217

Общая сумма капитала

964 807

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

990 746

Выручка, тыс.руб.

7148162

Валовая прибыль, тыс.руб.

1277757

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс.руб.

693 030

Рентабельность собственного капитала, %

71,83

Рентабельность активов, %

27,23

Коэффициент чистой прибыльности, %

9,70

Рентабельность продукции (продаж), %

16,62

Оборачиваемость капитала

5,86

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс.руб.

0,00

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса

-

Коэффициент текущей ликвидности

1,077

Коэффициент быстрой ликвидности

0,515

Коэффициент автономии собственных средств

0,389


Приведенный SWOT-анализ составлен в виде табл. 3.2 и содержит не только перечень возможностей и угроз, а также перечень сильных и слабых сторон компании. В заключение данного параграфа можно сделать выводы. Важнейшим фактором роста производства является сбыт продукции, а главным звеном в этом являются функции маркетинга.

Из SWOT-анализа видно, что к слабым сторонам относится неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности. Вследствие этого, узкий ассортимент, а он необходим для большего завоевания рынка.

Таблица 3.2 - SWOT – анализ маркетинга ООО «КЧДЗ»

S

Сильные стороны:

  1. Большой опыт
  2. Адекватные финансовые ресурсы
  3. Хорошее впечатление сложившееся у потребителей
  4. Сильная стратегия по модернизации производства
  5. Лучшие возможности производства
  6. Сертифицированная продукция
  7. Нахождение организации в экономически сильном холдинге

O

Внешние возможности:

  • Способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки сбыта
  • Небольшое количество конкурентов
  • Налаженная система внешней торговли
  • Удержание лидерства в ценах
  • Совершенствование экономичности технологий

W

Слабые стороны:

  • Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности
  • Устаревшее оборудование
  • Недостаточный имидж организации
  • Недостаток квалифицированного персонала
  • Узкий ассортимент для иностранных клиентов

T

Внешние угрозы:

  • Мировой экономический кризис
  • Медленный рост рынка
  • Зависимость от поставщиков
  • Возможность резкого спада спроса
  • Неблагоприятное изменение курса валюты
  • Растущая требовательность потребителей
  • Экономический рост в стране, т.е. спрос становится платежеспособным
  • Нововведения конкурентов

Маркетинговая деятельность завода может повлиять на угрозы, либо возможности. К ним можно отнести:

- Способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки сбыта

- Небольшое количество конкурентов

- Налаженная система внешней торговли

- Растущая требовательность потребителей

- Нововведения конкурентов

При всем вышесказанном, вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если её использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращённая угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.


Часто используемым и эффективным методом анализа внешнего окружения, является STEEP-анализ. Его цель – анализ воздействия тех макроэкономических систем, которые влияют на компанию во внешней среде.

Основными из таких систем являются:

- социальная (Social)- это, как правило, все общественные нормы и устои поведения, а также ряд таких факторов, как общественное мнение, менталитет, состояние напряженности в обществе. Немаловажным элементом этой системы считается сложившаяся объективная ситуация в таких аспектах жизни общества, как медицина, наука, культура. Все эти факторы, так или иначе, оказывают воздействие на сознание каждого индивида, который, в свою очередь, может выступать в качестве покупателя, продавца, потребителя и т.п.

- технологическая (Technological)- это достижения человечества в области науки, техники, творческой мысли на данный момент времени. Здесь рассматривается вопрос - «Как наиболее целесообразно использовать современные технологии для достижения целей рассматриваемой системы?». Наряду с этим проводится оценка - насколько своевременно предлагается тот или иной продукт на рынке.

- экономическая (Economical)- совокупность всех экономических составляющих, а именно - общее состояние национальной и мировой экономики, прогнозы развития. При более детальном рассмотрении выделяются такие показатели, как уровень доходов населения, платежеспособность, развитие банковской системы, инфляционные процессы состояние спроса и предложения и т.п. Это весьма важная система, она во многом определяет направления дальнейшего развития бизнеса.

- экологическая (Ecological)- определяет состояние окружающей среды, а также воздействие различного рода природных явлений на рассматриваемую систему.

- политическая (Political)- отражает действия властей, которые могут прямо или косвенно касаться достижения поставленных целей. В частности такими действиями могут быть - принятие различного рода законодательных актов, препятствующих или же наоборот способствующих развитию рассматриваемой системы.

Таблица 3.3 - STEEP-анализ ООО «КЧДЗ»

Факторы

Влияние на организацию

1

2

1. Социальный (S)

К отрицательному влиянию социальной компоненты следует отнести демографическую ситуацию в целом в стране: снижение количества населения в целом, старение населения, низкая рождаемость.

Большое влияние на деятельность компании оказывает мобильность людей. Сегодня на рынке труда существует тенденция к срастанию локальных рынков труда в один общероссийский. Это приведет к тому, что региональные компании будут вынуждены увеличивать заработную плату до уровня столичных городов и мегаполисов. Положительным элементом социальной системы, имеющим отношение к компании, можно назвать достаточное предложение на рынке труда специалистов в области менеджмента, маркетинга и экономики. На сегодняшний день предложение со стороны выпускников Челябинских ВУЗов по этим специальностям заметно превышает спрос, что дает возможность выбора сотрудников.

2. Технологический (Т)

Появление новых технологий и модернизация оборудования позволяет увеличивать качество продукции, снижать издержки производства и себестоимость межкомнатных дверей. Необходима информированность об используемых у конкурентов технологиях и появлении на рынке более совершенной продукции. Техническая компонента макроокружения сегодня представлена тем, что в мире очень быстро появляются и развиваются новые технологии в производстве и продаже товаров. Это заставляет предприятие постоянно отслеживать существующие тенденции и по возможности быстро реагировать. Опоздание с модернизацией технологий торговли приводит к потере доли рынка. Сегодня есть российские производители оборудования, которые предлагают достаточно высокий технолог. уровень.

3. Экономический (E)

ООО «КЧДЗ» как субъект экономической деятельности зависит от экономической ситуации в стране и за ее пределами. В настоящее время наблюдается стабилизация экономической ситуации. Платежеспособность потребителей и финансовое состояние поставщиков улучшается, что оказывает прямое влияние на деятельность компании - выручка увеличивается. Для того чтобы оценить влияние экономики на фирму, необходимо рассмотреть ситуацию в отрасли. Фактор – сохранение инфляционных тенденций в экономике. Это приводит к росту цен на товары, а, следовательно, вынуждает компанию постоянно пересматривать ценовую политику. Сюда же можно отнести фактор влияния курса американского доллара по отношению к рублю. Неустойчивость курса взывает страх у населения, а, следовательно, сказывается на уровне потребления. Высокие затраты на энергоносители также отрицательно влияют на деятельность фирмы. Эти затраты составляют существенную часть себестоимости производимой продукции. Система и нормы налогообложения также отрицательно влияют на деятельность. Предприятие несет затраты, связанные с расходами на оптимизацию налогообложения. К числу положительно влияющих экономических факторов можно отнести уровень безработицы и величину заработной платы.

4. Экологический (Е)

Тесно связан с технологическим фактором. В последнее время все больше внимания уделяется экологическому вопросу. Правительства разных уровней заинтересованы в сохранении экологии регионов и страны в целом. Появляются новые налоги на предприятия, транспортные средства.

5. Политико-правовой (Р)

Политическую составляющую макроокружения можно охарактеризовать сегодня как относительно стабильную.

Регулирование занятости населения государством также является фактором, влияющим на деятельность фирмы.

Важным аспектом также является деятельность правовой системы в целом, процессуальная сторона реализации права – компания должна иметь возможность защитить свои права. Подразумевается изучение законов и других нормативных актов, определяются границы взаимодействия с другими субъектами права и методы отстаивания своих интересов.

Такие процедуры как сертификация, регистрация товарного знака, стандартизация должны четко регулироваться государством. А сегодня эти процедуры очень не совершенны, что вызывает много трудностей.

Основным законом, регулирующим деятельность предприятия, является Закон о защите прав потребителя. Поскольку здоровье потребителя, его безопасность, его права поставлены во главу угла деятельности компании, то соблюдение данного закона является одним из приоритетов для предприятия. И любые его изменения, так или иначе, отразятся на деятельности фирмы.

В целом можно сказать, что правовая компонента несовершенна и не в полной мере соответствует нормальному функционированию компании.

Частые изменения нормативно-правовой базы требуют внимания сотрудников компании и делают российские предприятия ненадежными партнерами.


Для построения решающего правила генерируются абстрактные альтернативы согласно методу ЗАПРОС. ЛПР предлагается выбрать лучшую в проявлении свойств критерия вышестоящего уровня альтернативу между альтернативами сгенерированной пары.

В результате работы подсистемы опроса ЛПР генерируются правила, которые затем используются подсистемой решения задачи принятия решений для упорядочения реальных альтернатив.

Подсистема принятия решения предназначена для упорядочения альтернатив в соответствии с решающими правилами, полученными от ЛПР, для каждой группы критериев на этапе опроса.

Программный комплекс ППР позволяет получить порядок альтернатив для каждой группы критериев. Для получения частичного порядка альтернатив достаточно информации, полученной от ЛПР при сравнении критериев по важности, а также информации о шкале оценок, упорядоченных по качеству, каждого критерия, содержащего критериальные оценки. Результатом работы системы является список ранжированных альтернатив для каждой группы критериев.

Создание определенных и достаточных условий для максимально эффективного выполнения управленческого решения в деятельности ООО «КЧДЗ».

Кроме основных общих должностных требований к исполнителям представляемых управленческих решений предъявляются дополнительные (специальные) требования. Исполнители при этом также должны обладать:

1. Более высокой компетентностью в основных вопросах, которые могут относиться к реализуемому управленческому решению.

2. Большей правомочностью при исполнении конкретных работ, которые предусматриваются управленческим решением. В том числе основные исполнители в данном случае также должны быть наделены всеми необходимыми и достаточными для деятельности полномочиями и правами, которые соответствующий руководитель структурного подразделения или организации в целом делегирует им по должности или на период исполнения управленческого решения (в этом случае такое делегирование должно тоже отражаться в самом решении).

3. Более высокая способность осуществлять контроль за осуществлением управленческих решений. Деление сотрудников аппарата управления в ООО «КЧДЗ» на непосредственных руководителей и конкретных исполнителей достаточно часто является вполне условным, при этом непосредственное исполнение управленческого решения требует принятия всех соответствующих дополнительных управленческих решений.

Таким образом, непосредственный исполнитель управленческого решения в ООО «КЧДЗ» выступает одновременно и в роли лица, которое принимает конкретное управленческое решение.