Файл: Развитие ресторанного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.3

Распределение предприятий общественного питания по признаку кухни

Кухня

Кол-во предприятий

Доля, %

Доля, накопительным итогом, %

Европейская

1397

33,53

33,53

Интернациональная

1289

30,94

64,47

Японская

283

6,79

71,27

Восточная

251

6,02

77,29

Итальянская

219

5,26

82,55

Кавказская

134

3,22

85,77

Русская

86

2,06

87,83

Китайская

84

2,02

89,85

Средиземноморская

78

1,87

91,72

Авторская

42

1,01

92,73

Кофейни

41

0,98

93,71

Французская

39

0,94

94,65

Немецкая

34

0,82

95,46

Американская

33

0,79

96,26

Латиноамериканская

28

0,67

96,93

Стейк-хаус

20

0,48

97,41

Рыба/Морепродукты

18

0,43

97,84

Вегетарианская

17

0,41

98,25

Испанская

13

0,31

98,56

Индийская

12

0,29

98,85

Ирландская

11

0,26

99,11

Украинская

11

0,26

99,38

Охотничья

8

0,19

99,57

Еврейская

6

0,14

99,71

Чешская

4

0,10

99,81

Скандинавская

4

0,10

99,90

Греческая

2

0,05

99,95

Африканская

2

0,05

100,00

Итого

4166

100,00

*составлено автором по данным сайтов ресторанов Санкт-Петербурга

При сравнении таблиц 2.3 и 2.3 можно увидеть, что итоговое количество предприятий питания различается. Это объясняется тем, что большинство предприятий общественного питания предлагают посетителям сочетания кухонь, например, русская и европейская, итальянская, средиземноморская и греческая и т.п.


В) По ценовым характеристикам (стоимость среднего чека на 1 человека) распределение предприятий общественного питания города представлено в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Распределение предприятий общественного питания города по размеру среднего чека*

Ценовой сегмент

Сумма чека

Кол-во предприятий

Доля, %

Высокий

более 2000

94

2,58

Средний высокий

1500-2000

167

4,55

Средний

1000-1500

852

23,29

Средний низкий

500-1000

2112

57,75

Низкий

менее 500

433

11,83

ИТОГО

3658

100,00

*составлено автором по данным сайтов ресторанов Санкт-Петербурга

Из представленных данных видно, что основная часть (57,75 %) предприятий общественного питания в городе относится к среднему низкому ценовому сегменту, обеспечивая средний чек от 500 до 1000 руб. На втором месте – средний ценовой сегмент с суммой среднего чека от 1000 до 1500 руб. Высокий ценовой сегмент представлен 94 ресторанами класса «люкс», что составляет 2,58 % общего количества предприятий общественного питания города.

Практически все предприятия общественного питания предоставляют ряд дополнительных услуг, причем набор этих услуг варьируется в зависимости от класса заведения, специализации, возможностей помещения и даже времени года (например, летняя веранда). Из наиболее представленных на сегодняшний момент дополнительных услуг следует назвать Wi-fi – доступ к Интернету в залах ресторана, который предоставляет 935 заведений (25,6 %), детское меню – 619 предприятий (16,9 %), бизнес-ланч – 578 (15,8 %), живая музыка – 526 (14,4 %), кальян – 506 (13,8). К наименее распространенным предложениям ресторанов города можно отнести свою пивоварню – 18 (0,49 %), стриптиз – 13 (0,36 %), сауна – 12 (0,33 %), ресторан на воде – 8 (0,22 %), боулинг- 6 (0,16 %). Всего было выявлено 32 разновидности дополнительных услуг ресторанов.

Наиболее интересными и привлекательными для туристов являются предприятия общественного питания города, расположенные в центральных исторических районах, а также большое количество сетевых и индивидуальных ресторанов авторской и национальной кухни, загородные рестораны и комплексы, учитывающие потребности туристов не только в обеспечении питания во время пребывания в городе, но и развлечения, в том числе эксклюзивные, в виде организуемых шоу-программ, показов мод, детских и городских праздников и т.п.


Рестораны центрального района, интересные для туристов и жителей города, представлены в приложении 1. Рестораны выбирались согласно рейтингу с сайта «ALLCAFE», рейтинг – не менее 9 баллов по 10балльной системе.

Из таблицы видно, что из 11 проанализированных ресторанов 6 находится в центральных районах, в 7 представлена русская кухня, в том числе старорусская, и европейская, в трех обязательным элементом меню являются авторские блюда, по 2 ресторана представляют смешанную, итальянскую и французскую кухню, по одному – японскую и арабскую.

3 ресторана из изученных работают в режиме банкетного зала, для остальных количество залов варьируется от 3 до 11, включая отдельные кабинеты Вип-уровня.

Минимальный счет в 900 руб. без учета напитков - в ресторанах «Ассамблея» и «Фо Лав», максимальный – 3500 руб. – в ресторане-клубе «Талион», до недавнего времени являвшемся закрытым клубом.

Помещения ресторанов занимают от 1 до 3 этажей, 4 ресторана размещаются в зданиях, имеющих историческую ценность, остальные предоставляют высокохудожественный интерьер в специально разработанных стилях от классического до национального. Старейшим по дате открытия является ресторан «Особняк Нейгарда», самым новым – ресторан «Легран», открывшийся в этом году. Практически все рестораны работают с 12 часов дня до последнего посетителя, караоке-бар категории люкс – с 6 вечера до 6 утра. Услуги для детей предоставляются только 5 ресторанами из 11, в них включается детское меню и мебель, площадка для игр, принадлежности для рисования, работа аниматоров без специальных программа, а также скидки на воскресные бранчи. Зона для курящих/некурящих выделяется практически во всех ресторанах.

Четыре из изученных ресторана (Легран, Волга-Волга, Беллини и Арияф) предлагают для гостей летнюю террасу, в пяти ресторанах (Легран, ассамблея.Корсаков, Forlove и Беллини) играет фоновая музыка. Из наиболее представленных дополнительных услуг рестораны предлагают живую музыку (по программам или по времени), караоке, кальян, Интернет, TV, танцпол и различные развлекательные программы, как по заказу посетителей (банкеты), так и по программе ресторана. Заказ столиков осуществляется по телефону или на сайтах ресторанов.

Таким образом, современное состояние и развитие предприятий общественного питания города отвечает основным тенденциям развития ресторанного и туристического бизнеса в мире и России. Разнообразие и качество предоставляемых услуг общественного питания и развлечения находятся на высоком уровне, что является одной из причин, обеспечивающих рост туристических потоков в Санкт-Петербурге.


Для сравнения развития ресторанного рынка одной из столиц рассмотрим его развитие в регионах. Например, оборот рынка общественного питания в Свердловской области в 2014 году составил 25,9 миллиарда рублей, что составляет половину от уровня рынка Санкт-Петербурга. Из них более половины - 14,9 миллиарда - заработали екатеринбургские кафе и рестораны.

По насыщенности ресторанный рынок Екатеринбурга может конкурировать с московским и петербургским. В городе с населением 1,36 миллиона человек 1655 пунктов общественного питания на более чем 64 тысячи посадочных мест. Несмотря на кризис, в 2012 году в городе открылись 183 новые точки общепита. То есть на тысячу жителей приходится 47 посадочных мест.

Нижний Тагил – следующий город по степени развития общественного питания в регионе. Здесь на 374,5 тысячи жителей в 2012 году приходилось 352 пункта питания. Таким образом, в городе на тысячу жителей приходилось 28,7 посадочных места. Это почти вдвое меньше, чем в Екатеринбурге. В основном это фаст-фуды или кафе "free-flow" (раздача с подносами). Работает и много точек с официантским обслуживанием, есть недешевые статусные рестораны. Плотный ужин в фаст-фуде будет стоить 120-180 рублей, поход в ресторан обойдется в 250-500.

На текущий момент в  городе работают 533 предприятия общественного питания, из них: общедоступная сеть - 291 предприятие, закрытая сеть – 242 предприятия. За 2014 год в городе открыто 18 новых предприятий общественного питания: кафе в РЦ «Глобус», кафе в РЦ «Star», кафе «Грильяж», кафе «Next», кафе «Шантиль», кафе-пироговая «Штолле», кафе «Егерь-мастер».

Оборот общественного питания за 2014 год составил 3 257 млн. рублей, что в фактических ценах выше на 24,5% уровня 2013 года, Обеспеченность посадочными местами общедоступной сети в предприятиях общественного питания – 30,9 на 1000 жителей.

Ресторанный рынок Нижнего Тагила развивается исключительно усилиями местного бизнеса. Встречается армянская, грузинская, греческая, средиземноморская и китайская кухня. Основные недостатки работы ресторанов - отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала (официанты, бармены, администраторы не проходят соответствующего профильного обучения). Это приводит к низкому качеству обслуживания.

Важно обратить внимание на то, что в меню многих ресторанов указывается не стоимость блюда, а цена за 100 граммов (как правило, это относится к мясным блюдам). Принесенная официантом порция, конечно, оказывается гораздо больше. Расчет при этом производится по фактическому выходу блюда, и клиент не всегда может правильно подсчитать предстоящие расходы. Существующая система, в данный период времени,


В  некоторых ресторанах необоснованно устанавливается платный вход. Часто клиенту предъявляется отдельный счет за музыкальное обслуживание, хотя оно должно быть неотъемлемой частью общего обслуживания и входить в наценку на блюда.

Впрочем, в каждом ресторане свои правила, которые имеет смысл изучить перед посещением ресторана. И все-таки самое важное – выбрать ресторан по душе, с кухней, которая бы устраивала, обстановкой, которая дарила бы чувство комфорта, и ценами, соизмеримыми с кошельком клиента.

2.2. Тенденции развития ресторанного бизнеса в странах Европы

На сегодняшний день ресторанный бизнес во всем мире считается одним из наиболее быстро окупаемых направлений инвестирования. Так, сравнительно небольшие капитальные затраты на создание ресторана могут окупиться в течение 2-3 лет. В то же время, ресторанный бизнес является одним из наиболее рискованных, поскольку ошибка, допущенная лишь в одном из множества ключевых факторов успеха, может обусловить убыточность бизнеса в целом.

В соответствии с экспертными оценками, большинство неудач в сфере розничной торговли обусловлено организационно-экономическими факторами, среди которых выделяются следующие: потеря рынка, несостоятельность клиентуры, а также отсутствие личного опыта (некомпетентность или бессистемный подход к делу).

Согласно мнению рестораторов, наиболее распространёнными причинами банкротства являются:

1. Нехватка средств. У ресторатора могут закончиться деньги, прежде чем ресторан привлечет достаточное количество посетителей и станет прибыльным.

2. Неэффективное управление. Это довольно банальная причина, но ее никак нельзя сбрасывать со счетов.

Кроме того, ресторан могут привести к банкротству изменения маршрутов городского транспорта или ликвидация местной автостоянки, различные противозаконные действия конкурентов (поджог, жалоба о нарушении в заведении каких-либо правили т.д.). Некоторые рестораны становятся банкротами, поскольку изначально создаются для отмывания денег или в качестве дополнения к крупному частному вечернему клубу. Причины банкротства современных предприятий питания очень разнообразны, однако несмотря ни на что ресторанный рынок развивается, совершенствуется и достигает высоких результатов.