Файл: Повышение конкурентоспособности методами менеджмента.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления Конкурентоспособностью гостиниц и гостиничных услуг
1.1. Особенности понятийного аппарата конкурентоспособности гостиниц и гостиничных услуг
1.2. Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность гостиниц и гостиничных услуг
1.3. Внутренние резервы роста конкурентоспособности гостиницы
Глава 2. Практические аспекты анализа конкурентоспособности гостиниц
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»
Продолжительность таблицы 1
1 |
2 |
Мезоэкономические (региональные) факторы конкурентоспособности гостиницы |
|
1. Рыночная институциональная среда |
количество финансовых учреждений и бирж; удовлетворение потребностей средств размещения в трудовых, материальных и др. ресурсах; наличие единой региональной информационной системы; структуры рынка гостиничных услуг |
2. Экологическая |
качество воздушного бассейна, почвы, водных и природных ресурсов; параметры экосистемы страны и региона; затраты бюджета на поддержание экосистемы; федеральные программы зашиты окружающей среды; влияние экологии на здоровье населения; экологическое состояние региона по сравнению с другими регионами; природно-климатические ресурсы; водные ресурсы; горно-лесные ресурсы; историко-культурные ресурсы |
3.Развитие здравоохранения |
фондовооруженность учреждений здравоохранения; прогрессивность медицинского оборудования, квалификация персонала и обеспеченность им; обеспеченность населения услугами здравоохранения; сотрудничество учреждений здравоохранения со средствами размещения |
4. Наука и образование |
фондовооруженность научных учреждений, учителей и преподавателей; уровень образования населения региона; наличие специальных и высших учебных заведений для подготовки и переквалификации кадров в области гостиничного дела |
5. Культурная среда |
степень удовлетворения потребностей населения в объектах культуры; износ объектов культуры; укомплектованность объектов квалифицированные кадрами; наличие культурно-развлекательных предприятий; привлекательность мест отдыха и достопримечательностей; наличие развитой сети экскурсионных объектов |
6. Торговля и Предприятия общественного питания |
наличие объектов торговли и общественного питания по видам и |
7. Транспортная |
степень удовлетворения погрешности населения в услугах транспорта почтовой и телефонной связи; наличие вокзалов; укомплектованность кадрами; износ транспортных средств и оборудования; состояние дорог; доступность использования услуг транспорта и связи |
8. Сельское хозяйство |
наличие собственной сельскохозяйственной продукции; доля привозной продукции; конкурентоспособность собственной продукции; качество и цена собственной продукции |
9. Строительство и |
темпы развития промышленного и частного строительства; темпы |
10. Экономическая |
региональные и городские правовые акты в области гостиничного дела и туризма в области развития предпринимательства и налогообложения, в области международного сотрудничества и инвестиционной деятельности; уровень экономического развития региона; дефицит местного бюджета; экономическая стратегическая программа развития региона; ориентация отраслей экономики на сотрудничество с гостиничной сферой |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Отраслевые факторы конкурентоспособности гостиницы |
|
1. Гостиницы - |
качество, виды, цена услуг конкурентов; имидж, реклама, уровень сервиса; организационно-технический уровень производства основных конкурентов; финансовое положение; цели и рыночная стратегия основных конкурентов; доля рынка; потребители услуг; внешняя политика конкурентов; диверсификация деятельности; научно-исследовательская и производственная база; маркетинговая деятельность |
2. Поставщики |
постоянство; цены и условия оплаты; форма и скорость доставки; качество ресурсов; размер партии |
3. Потребители (клиенты гостиницы) |
основные клиенты; постоянные потребители; структура потребителей по полу, возрасту, образованию, составу семьи, доходу; приверженность к конкретной гостинице; психографические признаки; методы покупки; желаемый уровень сервиса; основные мотивы при бронировании услуг гостиницы |
4. Маркетинговые |
структура и стратегии посредников; условия сотрудничества; надежность и постоянство посредников; маркетинговая работа в высокий и низкий сезон; мероприятия по улучшению отношений с контактными аудиториями; контакты с агентствами по оказанию маркетинговых услуг; связи с кредитно-финансовыми учреждениями |
5. Контактная аудитория |
отношение к гостинице финансовых кругов, СМИ, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций населения и др. |
6. Ассоциации, |
консалтинг, совместная маркетинговая деятельность, формирование нормативно-правого законодательства на отраслевом уровне |
Гостиница не может оказывать воздействие на факторы макро и мезоэкономического уровня (может только подстраивать свою деятельность под влияние этих факторов) при формировании конкурентных преимуществ, поэтому наибольшее значение при повышении конкурентоспособности отелей имеют отраслевые факторы и факторы внутренней среды отеля.
1.3. Внутренние резервы роста конкурентоспособности гостиницы
Резервы роста конкурентоспособности гостиниц, необходимо искать также во внутренних факторах (рис. 1), которые разделены на следующие три группы: производственно-хозяйственная деятельность гостиницы; особенности, специфика и качество гостиничных услуг; маркетинговая деятельность гостиницы.
Пути повышения конкурентоспособности средств размещения по первой
группе факторов:
1) на основе развития организационной культуры, мотивирования сотрудников, фирменного стиля, продвижении имиджа отеля на гостиничном рынке;
2) совершенствование использования кадрового потенциала гостиницы путем разработки перечня требований к сотрудникам на каждом рабочем месте, определения возможностей работников, изучения степени использования кадров гостиницы;
3) эффективное использование имеющихся финансовых средств гостиницы с учетом перспективных направлений деятельности;
4) оптимизация организационной структуры управления отелей, четкое
разграничение функций управления и ответственности между службами
гостиницы;
5) повышение квалификации персонала гостиницы на всех уровнях управления.
Рис. 1.Группы внутренних факторов конкурентоспособности гостиницы[11]
Пути повышения конкурентоспособности средств размещения по второй
группе факторов:
1) использование гибкой системы цен с целью максимизации загруженности отеля на основе анализа ценообразования в гостиничном комплексе;
2) обеспечение соответствия качества оказываемых гостиничных услуг уровню отеля, его категории;
3) регулярное обновление номерного фонда гостиницы, проведение текущих и капитальных ремонтов, оснащение номеров согласно требованиям категорийности отеля;
4) внедрение инновационных решений, которые позволят обеспечить гостям отеля более благоприятные условия проживания;
5) реализация в гостинице современных логистических систем управления транспортом, складированием и снабжением;
6) соблюдение стандартов обслуживания в гостиницах, а также мер санитарной и противопожарной безопасности;
7) обеспечение безопасности туристов в гостинице и их имущества;
8) расширение перечня дополнительных услуг, оказываемых в гостинице;
9) повышение культуры обслуживания;
10) повсеместное внедрение международных стандартов обслуживания;
11) внедрение современных автоматизированных систем управления.
Пути повышения конкурентоспособности средств размещения на основе
использования маркетинга в гостиницах:
1) совершенствование ценообразования на основе анализа спроса и предложения, разработки систем скидок, дифференциации цен;
2) совершенствование политики продвижения гостиничных услуг на рынок, развитие разнообразных форм сотрудничества с организациями турбизнеса, СМИ, конгресс-центрами, крупными корпорациями, международными организациями;
3) дальнейшая дифференциация гостиничных услуг, ассортимента предложений для клиентов отеля в соответствии с требованиями потребителей;
4) совершенствование сбытовой политики на основе постоянного контроля эффективности сбытовых каналов.
Необходимо подчеркнуть, что мероприятия только по одному из
выделенных выше направлений не повысят конкурентоспособность гостиницы. Всегда, при разработке стратегических и оперативных решений необходимо учитывать все факторы, влияющие на конкурентную позицию отеля. То есть, мероприятия по повышению конкурентоспособности отеля должны носить комплексный характер.
Выводы.
Конкурентоспособность гостиницы - способность и возможность средства размещения осуществлять деятельность по оказанию гостиничных услуг в условиях рынка, а также иметь преимущества перед гостиницами-конкурентами, и, за счет этого, получать дополнительную прибыль, направляемую как на развитие гостиницы и ее кадрового состава, так и на обеспечение качественного обслуживания клиентов.
Конкурентоспособность гостиницы определяется на основе сравнительного анализа с гостиницами-конкурентами; конкурентоспособность гостиницы является категорией динамической, зависит от различных факторов внешней и внутренней среды и с течением времени может меняться; для оценки конкурентоспособности гостиницы необходима достоверная и объективная информация.
Конкурентоспособность гостиницы зависит от целого комплекса факторов, которые целесообразно классифицировать следующим образом: внешние факторы гостиницы; факторы отраслевого окружения: факторы внутренней среды гостиницы. На факторы макро и мезоэкономического уровня гостиница не может оказывать воздействия (может только подстраивать свою деятельность под влияние этих факторов) при формировании конкурентных преимуществ, поэтому наибольшее значение при повышении конкурентоспособности отелей имеют отраслевые факторы и факторы внутренней среды отеля.
Резервы роста конкурентоспособности гостиниц необходимо искать во внутренних факторах конкурентоспособности, которые характеризуют
деятельность гостиницы; особенности и специфику гостиничных услуг; разнообразие и качество обслуживания гостей отеля; маркетинговую деятельность гостиницы.
Глава 2. Практические аспекты анализа конкурентоспособности гостиниц
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»
ООО «Комфорт» - это предприятие гостиничного бизнеса.
Юридический адрес: Россия, Приморский край, 692900, г. Находка, ул.
Пограничная, 27.
Виды деятельности: услуги размещения, услуги питания. Дополнительные услуги: конференц-зал, тренажерный зал, услуги сауны. Гостиничный комплекс открылся в июле 2009 г., категория бизнес - класс 3 звезды. Номерной фонд гостиницы состоит из 34 номеров различных категории «Люкс», «Стандарт улучшенный», «Стандарт», «Студия двухместная».
Гостиничный комплекс «Комфорт» расположен в центре города, в парковой зоне с видом на бухту Находка и в непосредственной близости от автовокзала, центральной площади, административного и делового центра города.
Гостиница «Комфорт» оказывает услуги по организации семинаров, конференций, деловых встреч в конференц-залах различного уровня.
Миссия - предоставление исключительно комфортного и роскошного
отдыха.
Рис. 1. Организационная структура предприятия
Организационная структура гостиницы «Комфорт» является линейной.
Численность работников составляет 16 человек.
Финансовое положение гостиницы «Комфорт» достаточно устойчиво, о
чем свидетельствуют финансовые показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 2
Финансово-экономические показатели гостиницы «Комфорт» за 2013-2015 гг., тыс.руб.
Наименование показателя В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. |
2013 год В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. |
2014 год В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. |
2015 год В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. В гостинице «Комфорт» имеется широкий спектр возможностей для устранения угроз со стороны конкурентных сил, а именно рост деловой активности, увеличение, которое приведет к увеличению спроса на рынке, модернизация технического оснащения номеров и служебных помещений и разработка новых видов услуг. |
Темпы роста, % |
|
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Выручка |
10459 |
11670 |
17600 |
111,57 |
106,20 |
Себестоимость продаж |
6500 |
4300 |
3700 |
66,15 |
86,04 |
Валовая прибыль |
3959 |
7370 |
13900 |
186,15 |
188,60 |
Прибыль от продаж |
3319 |
6700 |
13200 |
198,86 |
199,01 |
Коммерческие расходы |
600 |
570 |
610 |
95 |
107 |
Прочие расходы |
50 |
35 |
23 |
70 |
65,71 |
Прибыль до налогообложения |
2269 |
6095 |
12567 |
187,62 |
196,18 |
Чистая прибыль |
1807 |
4876 |
10050 |
169,83 |
196,11 |