Файл: Повышение конкурентоспособности методами менеджмента.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления Конкурентоспособностью гостиниц и гостиничных услуг
1.1. Особенности понятийного аппарата конкурентоспособности гостиниц и гостиничных услуг
1.2. Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность гостиниц и гостиничных услуг
1.3. Внутренние резервы роста конкурентоспособности гостиницы
Глава 2. Практические аспекты анализа конкурентоспособности гостиниц
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»
Введение
Актуальность. Конкурентные преимущества гостиницы формируются на основе эффективного использования имеющихся у нее ресурсов, которые
классифицируются на осязаемые и неосязаемые. Материально-технические
ресурсы, здания, земля, финансы, капитал относятся к осязаемым ресурсам
конкурентных преимуществ. Репутация отеля, бренд, корпоративная культура, квалификация персонала, наличие дружественной атмосферы в отеле - это
неосязаемые ресурсы, но их значимость ни сколько не меньше, чем осязаемых. Процесс формирования конкурентных преимуществ является очень
трудоемким и требует от гостиницы постоянной работы по совершенствованию своей деятельности, так как большинство ресурсов, которые создают конкурентные преимущества отелю, могут быть легко скопированы конкурентами с течением времени. Конкурентные преимущества, основанные на внедрении инновационных технологий, также рано или поздно становятся доступными гостиницам-конкурентам, поэтому сроки внедрения инноваций должны быть меньше, чем сроки их освоения и повторения конкурентами. Источники конкурентных преимуществ, основанные на наличии у отеля высокой репутации, лояльного профессионального персонала, эффективного маркетинга, использовании эффективных систем управления являются трудно копируемыми, так как для их освоения и внедрения нужны большие финансовые и временные затраты, что свидетельствует об их высокой значимости при оценке конкурентоспособности гостиницы.
Целью работы является исследование путей повышения гостиницы методами менеджмента.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
1) уточнить понятийный аппарат конкурентоспособности гостиничных услуг, выявить перечень факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность гостиницы и стратегические ресурсы конкурентных преимуществ гостиничного предприятия;
2) проанализировать конкурентоспособность гостиницы «Комфорт»;
3) выявить пути повышения конкурентоспособности гостиницы.
Объектом исследования является гостиница «Комфорт».
Предметом исследования являются методы менеджмента по развитию конкурентоспособности гостиничных услуг.
Теоретическую и методологическую основу исследования являются отечественные и зарубежные теоретические и методические разработки в области организации управления в сфере гостеприимства, материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и семинаров.
Информационную основу исследования составили материалы монографических исследований, периодической печати, данные сети Интернет, опросы, наблюдения.
Глава 1. Теоретические аспекты управления Конкурентоспособностью гостиниц и гостиничных услуг
1.1. Особенности понятийного аппарата конкурентоспособности гостиниц и гостиничных услуг
Конкуренция в гостиничном бизнесе является эффективным механизмом снижения индивидуальных издержек производства гостиничных услуг, экономии всех видов ресурсов, улучшения качества обслуживания в индустрии гостеприимства, внедрения инновационных технологий в весь цикл производства гостиничных услуг, дальнейшей дифференциации предложения в сфере гостеприимства.
Гостиничный рынок России, на наш взгляд, является рынком монополистической конкуренции с ясно просматриваемыми чертами олигополнстической конкуренции. К основным характеристикам гостиничного рынка относятся:
1. На российском гостиничном рынке в настоящее время имеется большое количество потребителей гостиничных услуг, которые не имеют достаточно полной информации об услугах, предоставляемых гостиницами. Поэтому для привлечения клиентов гостиницы должны использовать весь спектр маркетинговых инструментов и методов для привлечения потенциальных покупателей и информирования их о комплексе предоставляемых гостиничных услуг[1].
2. В настоящее время на рынке гостиничных услуг работает большое
количество различных средств размещения, каждое из которых имеет
определенную специфику в предоставлении гостиничных услуг[2]. Несмотря
на то, что услуги этих гостиничных предприятий дифференцированы, сами
различия не носят в большинстве случаев принципиальный характер. Присутствие на гостиничном рынке близких по характеру услуг, заменителей снижает возможности гостиниц по повышению прибыльности за счет ценообразования, что объясняется большой чувствительностью потребителя к разной цене на аналогичные виды услуг. По этой причине на российском гостиничном рынке не имеет смысла широко использовать методы ценовой конкуренции[3].
3. Элемент олигополии в российском гостиничном рынке проявляется в
наличии высоких входных барьеров: для вхождения в гостиничный бизнес
необходимы значительные финансовые средства, так как строительство и необходимое оборудование для гостиницы обходятся недешево[4]. Одновременно выход из гостиничной отрасли относительно несложен из-за возможности
реконструкции здания и сдачи его в аренду.
Для рынка гостиничных услуг характерен ряд специфических качеств, к которым относятся: значительная динамичность процессов; высокая фондоемкость; относительно недолгий цикл обслуживания клиента в гостинице; высокая чувствительность к изменениям моды, рыночной ситуации, конъюнктуры; низкая эластичность; непосредственный контакт гостя со служащими отеля, являющимися непосредственными производителями гостиничных услуг; индивидуальный характер спроса на гостиничные услуги; невозможность оценки качества гостиничной услуги до момента ее потребления; многообразие видов отелей и классов обслуживания в них; непрерывность процесса создания и реализации основных и дополнительных гостиничных услуг.
Данные характеристики обуславливают специфику управления сферой
гостеприимства и, именно, учет их позволяет повысить конкурентоспособность гостиницы и оказываемых ей услуг, а также обеспечить безупречное качество обслуживания.
Конкурентоспособность гостиничной услуги - это способность услуги удовлетворять потребности клиентов гостиницы на более высоком уровне, чем конкуренты, с учетом минимизации затрат и максимизации прибыли.
Конкурентоспособность организации, в том числе и гостиницы, является
результатом наличия у отеля конкурентных преимуществ, без которых невозможно достижение превосходства над конкурентами[5]. Однако, наличие ряда конкурентных преимуществ у гостиницы не означает, что потребитель обязательно будет отдавать предпочтение именно данному отелю, так как только в комплексе с другими характеристиками конкурентные преимущества гостиничной услуги могут оказать решающее влияние при выборе потребителем того или иного средства размещения. Кроме того, на конкурентоспособность гостиницы значительное влияние оказывают изменения на гостиничном рынке, происходящие на макро и мезоэкономическом уровне в стране и в мире (политическая ситуация в стране и мире, развитие правовой системы, демократизация общества, развитие промышленности, рост или падение интереса к инвестированию, налоговая политика, доходы населения, уровень инфляции, визовые формальности)[6]. Конкурентоспособность гостиницы зависит от ее финансового состояния, маркетинговой политики, состояния материально-технической базы и прилегающей инфраструктуры, обеспечения гарантии безопасности проживания, профессионализма кадрового состава отеля, категории отеля и качества предоставляемого обслуживания[7].
Можно определить перечень критериев, позволяющих оценить конкурентоспособность гостиницы:
1) наличие у отеля уникальных или более привлекательных гостиничных услуг по сравнению с гостиницами-конкурентами[8];
2) прибыльная работа на рынке, позволяющая финансировать инновационные проекты в перспективе, как для потребителей, так и для сотрудников отеля;
3) развитие имиджевой составляющей, позволяющей гостиницей продвигать гостиничные услуги на рынке;
4) соблюдение стандартов обслуживания и поддержание постоянного качества гостиничных услуг.
Конкурентоспособность гостиницы – это способность и возможность средства размещения осуществлять деятельность по оказанию гостиничных услуг в условиях рынка, а также иметь преимущества перед конкурентами и за счет этого получать дополнительную прибыль, набавляемую как на развитие гостиницы и ее кадрового состава, так и на обеспечение качественного обслуживания клиентов отеля.
Конкурентоспособность гостиницы - это понятие относительное, так как
выявление конкурентоспособности того или иного отеля возможно только на
основе сравнения с аналогичными гостиницами.
Конкурентоспособность гостиницы должна основываться: на исследовании среды, окружающей средства размещения, на анализе внешних и внутренних факторов, на учете потребительских предпочтений и требований моды, на формировании командного метода управления отелем, на создании в отеле корпоративной культуры, ориентированной на результат, взаимодействие, партнерство и сотрудничество и ряде других факторов[9].
1.2. Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность гостиниц и гостиничных услуг
Конкурентоспособность гостиницы зависит от целого комплекса факторов, которые целесообразно классифицировать следующим образом: внешние факторы гостиницы (макросреда и мезосреда); факторы отраслевого окружения; факторы внутренней среды гостиницы.
Содержание внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность
гостиниц и учитывающих отраслевую специфику сферы гостеприимства,
представлено в табл. 1.
Таблица 1
Внешние факторы, обуславливающие конкурентоспособность гостиниц[10]
Макроэкономические факторы конкурентоспособности гостиницы |
|
Группа факторов |
Индивидуальные показатели |
1 |
2 |
1. Международная ситуация |
военные конфликты; международные конференции, выставки, |
2. Политическая |
стабильность политической системы в стране; криминальная обстановка; уровень демократии; независимость СМИ; законодательная деятельность; органы управления туризмом и рекреацией в степень их вмешательства |
3. Экономическая |
уровень основных макроэкономических показателей; доля частной собственности; стратегия развития страны; наличие сырьевых и трудовых ресурсов; показатели налоговой системы, структура распределения и размеры доходов населения; развитие финансовой системы страны; структура рынка гостиничных уснут |
4. Социально- |
продолжительность жизни; жизненный уровень населения; рождаемость и смертность населения, структура населения по полу, возрасту, образованию, составу семьи, доходу; плотность населения; удельный вес служащих, рабочих, пенсионеров, учащихся и других категорий занятых; миграция; городское и сельское население; продолжительность отпуска, уровень образования населения, обеспеченность объектами культуры; отношение людей к окружающему миру; тенденции развития культурных ценностей; традиции отдыха и лечения |
5. Законодательно - |
федеральные правовые акты по туризму и гостеприимству, по |
6. Природно-климатические ресурсы |
основные природные ресурсы страны; рекреационные ресурсы; |