Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в пищевой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое подтверждение соответствия дается в виде сертификата соот­ветствия.

Сертификат- это документ подтверждения соответствия каче­ства продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. Он включает в себя: код, тип продукта; фирму-изготовителя; место изготовления; данные соответствия требова­ниям безопасности, соответствующих стандартов или нормативных до­кументов; данные и одобрение результатов в испытательной лаборато­рии, протокол испытаний; данные о действительности сертификата, его регистрации в реестре Общества и регистрационный номер Общества.[10]

Сертификация- это деятельность независимых уполномо­ченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов. Правила сертификации раз­рабатываются Госстандартом России и утверждаются Законом Рос­сийской Федерации.

Одним из важных документов для выдачи сертификата является гигиенический сертификат, введенный постановлением Госсанэпиднадзора в 1993 году.

Целью гигиенического сертификата является предупреждение небла­гоприятного влияния на здоровье человека опасных продуктов питания, в которых превышены предельно допустимые нормы микробиологичес­ких показателей или концентрация веществ, приводящих к накаплива­нию токсинов. Гигиенические сертификаты должны иметь: пищевое сы­рье, продукты питания, пищевые добавки, красители, консерванты.

Любой продукт, произведенный в России с сертификатом качества, должен иметь Знак соответствия на каждой упаковочной еди­нице - это знак, подтверждающий соответствие маркированной им про­дукции, установленным требованиям стандарта, согласно сертификации.

Знак соответствия имеет утвержденную ГОСТом символику (рис. 1), состоящую из двух частей: непос­редственно знак в виде графического изображения букв «С», «Р», «Т» и кода органа Госстандарта Рос­сии, выдавшего сертификат, состоящего из двух букв и цифр (АЯ78). Качество такой продукции на­ходится под постоянным контролем государства в лице Госстандарта, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора России.[11]

С 1990 года в России, в соответствии с Евро­пейской системой кодирования (EAN), каждому продукту присваивается штрих-код.

Штрих-код- это маркировка, нанесенная на этикетку и упа­ковку товара в виде многоразрядных чисел в десятичной системе исчис­ления с кодированием каждой цифры в виде черных полос на белом фоне, которые легко различаются специальными средствами считывания. Ин­формация о товаре хранится в штриховом коде за счет использования различного соотношения ширины штрихов и пробелов. Признаком кода служат две длинные черты в начале и конце его.


Наиболее распространенным стандартом штриховых кодов является EAN-13, состоящий из 13 цифр. Каждому виду изделий присваивается свой номер (рис. 2).

По этим 13-ти цифрам можно определить следующее: 1) код страны- поставщика товара (первые 2 -3 цифры); код предприятия-изготовите­ля продукции (следующие 5 цифр); код товара (последующие 5 цифр) - информация о товаре: наименование, потребительские свойства, размер, масса, цвет; 2) убедиться в подлинности и доброкачественности товара, если 13-я цифра - контрольная совпадает с результатом считывания всех кодов прибором-сканером.

Одним из критериев показателя качества продукции являются следующие данные, нанесенные на каждой единице упаковки, а именно: юридический адрес фирмы производителя; дата изготовления; срок годности

и условия хранения продукта; химический состав или пищевая и энерге­тическая ценность его; обозначение нормативного (ГОСТ.Р) или техни­ческого (ТУ) документа, в соответствии с которым изготовлен продукт.

3.4 Современные задачи, стоящие перед товароведением

В рыночной экономике потребитель и производитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на наиболее полном удовлетворении потребностей потребителем и получении максимальной прибыли производителем. Потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Однако потребитель не всегда может правильно оценить качество товара. Иногда в результате приобретения некачественного товара возникает необходимость проведения его экспертизы. Товаровед в данной ситуации должен уметь защитить потребителя от получения некачественного товара.[12]

Он должен владеть информацией по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки товаров, а если необходимо, — провести необходимые исследования.

Товароведение занимается вопросами управления качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:

• на стадии изучения потребностей — для определения требований, на стадии проектирования — через обобщение и конкретизацию потребительских требований и оценку соответствия проектов и моделей этим требованиям;

• на стадии производства — путем контроля качества изготовления товаров;


• на стадии обращения — путем оценки общественной потребительной стоимости товаров и обеспечения условий сохранения их качества;

• на стадии потребления — путем разъяснения правил пользования товарами.

К основным задачам товароведения на современном этапе относятся:

• исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;

• исследование и совершенствование научных принципов классификации и кодирования товаров;

• исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров, находящихся в сфере обращения;

• разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;

• разработка требований безопасности и содействие включения этих требований в соответствующие документы (технические регламенты, национальные стандарты и проч.);

• исследование оптимальных условий использования товаров;

• построение системы послепродажного обслуживания товаров;

• изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров;

• совершенствование методологии экспертизы товаров;

• прогнозирование появления на рынке принципиально новых товаров;

• совершенствование законодательства о защите прав потребителей;

• дальнейшее совершенствование учебного процесса обучения товароведению, расширение практики использования компьютерных сетей для дистанционного обучения;

• активизация творческих связей и обмена информацией между различными направлениями товароведения, систематическая организация и участие в конференциях и симпозиумах на региональном, российском и международном уровнях.

Заключение

В процессе своей деятельности человек пользуется различными продуктами труда, предназначенными для личного или общественного потребления. Причем под деятельностью понимают и человеческую деятельность, и жизнедеятельность биологических объектов.

Продукция может быть создана в результате материальной и не материальной деятельности. Нематериальная продукция – это услуги, ценные бумаги и другие.

Продукты труда, созданные для продажи в целях удовлетворения какой-либо общественной потребности, называются товарами.

Для удовлетворения потребности человека товар должен обладать множеством полезных свойств. В процессе потребления для человека важны только те свойства, которые удовлетворяют конкретную потребность. Их называют потребительскими свойствами.


Потребительские свойства создают потребительскую стоимость в товаре, которая проявляется лишь в пользовании или потреблении.

Мерой потребительской стоимости является качество.

Общественно-полезный труд, воплощенный в товаре образует его стоимость. Денежное выражение стоимости товара – его цена.

Изучением потребительских свойств занимается ТОВАРОВЕДЕНИЕ.

Товароведение – это дисциплина, изучающая природу полезных свойств товаров и факторов, влияющих на них.

Цель товароведения – изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Задачи товароведения:

- исследование потребительских свойств товаров с целью управления их качеством и потреблением;

- изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;

- систематизация товаров путем применения классификации

- оценка качества товаров, выявление дефектов и причин их возникновения.

- дать товароведную характеристику конкретных товаров

Список литературы

  1. Жиряева, Е.В.Товароведение : учеб. пособие / Е.В. Жиряева; СПб.: Питер, 1-е изд., 2002. - 650 с.
  2. Ярбилова А. К.Учебно-методический комплекс по дисциплине товароведение непродовольственных товаров : учеб. пособие / А.К. Ярбилова; Махачкала: ДГИНХ, 2008- 134 с
  3. Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродо-вольственных товаров: учебник / Н.С. Алексеев, Ш.К. Ганцов, Г.И. Кутянин. – Москва: Экономика, 1989. – 295с.
  4. Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспер-тиза непродовольственных товаров / Ф.А. Петрище. – Москва: Изд. корп. «Дашков и К», 2004. – 512с.
  5. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. —М.: РИА “Стандарты и качество”, 2001.
  6. Гончаров Э. Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. — М.: Изд. стандартов, 2005.
  7. Додонкин Ю. В., Криштафович В. И., Жебелева И. А. Таможенная экспертиза товаров: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2003.
  8. Дурнев В. Д., Сапунов С. В., Федюкин В. К. Товароведение промышленных материалов: Учебник. — М.: Филинъ, 2002.
  9. Исикава К. Японские методы управления качеством. — М.:Экономика, 1998.
  10. Керимов В. Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В. Экономико-математические методы управления затратами на качество:Учеб. пособие. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998.
  11. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие для вузов. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2005.
  12. Микульский В. Г. Строительные материалы (материаловедение и технология): Учеб. пособие. — М.: ИАСВ, 2002.
  13. Николаева М. А. Товарная экспертиза. — М.: Деловая литература, 2007.