Файл: Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования (Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I.Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Основные термины типографики
1.2 История возникновения шрифта
1.3 Типографика в графическом дизайне
ГЛАВА I I. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТТКИ
2.1 Гарнитура и начертание шрифта
2.2 Основные принципы сочетания шрифтов
2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы – Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования.
Сложно представить современный мир без использования текста, будь то реклама на улице, текст в книге или газете, или же статьи на информационных ресурсах. В каждом из этих видов передачи информации используются различные шрифты. Глазу обывателя не заметна специфика подбор шрифта, пока это не мешает восприятию текста. Хорошо подобранный шрифт, удобочитаемый, наоборот является незаметным, чего и желают добиться дизайнеры. С появлением компьютеров, все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.
Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели.
Объект исследования: правила с помощью которых подбирают шрифтовые пары.
Предмет исследования: шрифты, используемые в заголовке и тексте.
Цель исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить основные определения в области шрифта.
- Разобраться в истории возникновения шрифта и типографики как науки.
- Узнать как типографика используется в графическом дизайне в наши дни.
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников.
ГЛАВА I.Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Основные термины типографики
Прежде чем приступать к изучению темы – разберем основные типографские термины. Типографика включает сотни терминов и принципов, но сегодня мы разберем ее основы.
Типографика — искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.
Гарнитура — это семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности. Есть множество известных гарнитур: Helvetica, Futura, Roboto и другие.
Шрифты – Графически упорядоченное изображение знаков определенной системы письма. Комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры, знаки препинания и другие символы, необходимые для набора текста на одном или нескольких языках. Шрифт — это комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры.
Кегль – в цифровом шрифте кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Кегль от нем. Kegel – размер.
Начертание — это внешний вид шрифта. Большинство гарнитур предполагают стандартный набор начертаний: Regular (обычное), Italic (курсивное), Semibold (полужирное) и Bold (жирное).
Капитель – вариант прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций, несколько выше роста строчных. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель – это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных.
В связи с этим в советский период капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор.
1.2 История возникновения шрифта
Сложно представить современный мир без использования текста, будь то реклама на улице, текст в книге или газете, или же статьи на информационных ресурсах. В каждом из этих видов передачи информации используются различные шрифты. Глазу обывателя не заметна специфика подбор шрифта, пока это не мешает восприятию текста. Хорошо подобранный шрифт, удобочитаемый, наоборот является незаметным, чего и желают добиться дизайнеры.
Чтобы лучше понять, как использовать шрифты, обратимся к истории возникновения типографики. История типографики как науки начинается с изобретения книгопечатания. Первые наборные формы были изобретены в Китае в 1040-х годах человеком по имени Би Шэн. Они были сделаны из фаянса, поэтому был непрочными и служили недолго. Со временем эта технология появилась в Корее, а после и в Европе. Иоганн Гутенберг – родоначальник книгопечатания. Он создал металлическую наборную форму и печатный станок, благодаря которым появилась возможность не единожды использовать отдельные свинцовые литеры, а многократно. Так появилась технология разборного (наборного) шрифта. В то время одной из главных форм шрифта был готический, поэтому Иоганн Гутенберг выбрал его для отливки литер.[1]
С течением времени Европейцы стали чаще использовать более утонченные, удобочитаемые антиквы (Roman). Антиквенные шрифты – самые многочисленные. У данного вида шрифтов есть характерная особенность – засечки. Эти шрифты делятся на три группы: старинная антиква, переходная антиква и новая антиква. Первые шрифты старинной антиквы были навеяны древнеримскими символами, найденными на памятниках. Примерами шрифтов старинной антиквы являются такие современные шрифты, как Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook.(рисунок 1)
Рисунок 1. Шрифты Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook
Крупнейшей фигурой в истории типографики переходного стиля был Джон Баскервилл, который стал основоположником «чистой типографии», без книжных орнаментов, лишь шрифтовое оформление. Гарнитура, созданная им – восхитительный пример переходного стиля. К данной стилистике относятся современные шрифты Gaslon, Time New Roman, Bookman. Джамбаттист Бодони работавшего в 1760—1800 гг. в Парме. Его произведения отличаются геометрической строгостью шрифтового рисунка. В 1773 году Бодони ввел так называемую новую антикву (Modern). Она обладала достаточной элегантностью, но более жестким характером по сравнению со старинной антиквой. Наиболее известным шрифтом этого периода был шрифт Bodoni.(рисунок_)
Рисунок 1. Шрифт Bodoni
Промышленная революция расширила сферу применения типографики. Потребность в заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка. В первой половине XIX века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески и др. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором с элементами разных исторических стилей.
В условиях быстрого роста производства основным способом маркетинга и продажи становится реклама. И в ней особое место занял шрифт без засечек. Его многочисленные варианты стали широко применяться для написания заголовков. Шрифт вышел за пределы книг, и типографика включилась в сферу коммерции как новая форма коммуникации, охватившая весь мир. Примеры шрифта без засечек: Arial, Helvetica, Futura.
В конце XIX — начале XX века арт-нуво оказало большое влияние на книжный дизайн и рекламу. Контрастное сочетание растительного орнамента и декоративно-силуэтных иллюстраций во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях тех лет. В России это был период больших изменений в искусстве книжного оформления. Многие известные художники занялись разработкой оригинальных шрифтов. Среди них были: М.Врубель, А.Бенуа, Н.Рерих и др. Их шрифты были далеки от классических образцов и чрезвычайно декоративны. Конечно, такие шрифты использовались только для заголовков и рекламы.
Развитие типографики неоклассического стиля началось в 1930 году. Здесь отдавалось предпочтение удобочитаемости знаков и текста в целом, уравновешенности пропорций шрифта и наборной полосы, отсутствию типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я.Чихольд, работавший в Швейцарии и Великобритании; С.Морисон, Г.Цапф.
К 1960-м годам весь шрифтовой набор перешел от горячего свинцового литья к холодному фотоспособу. Такая технология была названа фотонабором. Американский экспрессионизма 1970−80 гг дал импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение — буквой.[2]
С появлением компьютеров, все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. В конце 90-х годов появились компании, производящие русские компьютерные шрифты. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.
1.3 Типографика в графическом дизайне
Типографика в дизайне развивается и изменяется. Шрифт, как в прошлом, больше не должен быть незаметным — сегодня он может быть любым: забавным, витиеватым, неаккуратным, дерзким, нелогичным, а в лучших образцах — изящным.
Человек воспринимает почти 90% информации глазами, то есть зрительным путем. Точную цифру привести сложно, но ясно, что визуальный способ зачастую доминирует, если сравнивать его с аудиальным и тактильным восприятием. Именно поэтому почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач.
До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать. Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера. Ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.[3]
С появлением персональных компьютеров и первых настольных издательских систем в типографике произошел тектонический сдвиг, последствия которого становятся заметными только сейчас. Это далеко не первое глобальное изменение в типографике, были и другие. Достаточно вспомнить время, когда машины индустриального мира одержали победу над ремесленниками. Массовое производство и прибыль стали важнее красоты шрифтов. Количество значило больше чем качество.
Великие мастера перестали создавать новые шрифты – для печати книг годились и те, что уже существовали. Ремесленники, какими бы профессионалами ни были, остались без дела и стали частью технологического процесса.
Однако победа индустриализма вовсе не означала, что великие мастера исчезли с появлением печатных станков. Эти два мира продолжали существовать независимо друг от друга – печатники признавали талант ремесленников, а те в свою очередь, понимали, что прогресс не остановить. Это было второе изменение в типографике, в результате которого оно лишилось части своей «души» или, если так можно выразиться, человечности. Но чтобы понять, что произошло совсем недавно, придется переместиться во времени на 500 лет назад и узнать, с чего все началось.