Файл: Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования (Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I.Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Основные термины типографики
1.2 История возникновения шрифта
1.3 Типографика в графическом дизайне
ГЛАВА I I. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТТКИ
2.1 Гарнитура и начертание шрифта
2.2 Основные принципы сочетания шрифтов
2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике
Внутригарнитурные сочетания
Хорошая типографика, как правило, обходится малыми средствами. Большинство типографских полос, особенно книжных, можно вполне успешно набрать одной единственной гарнитурой шрифта, используя при необходимости курсив и капитель. Прямое начертание, курсив и капитель — это классическая гармоничная триада. Не так давно кириллические шрифты с капительными начертаниями были редкостью, но в последние годы в библиотеке ПараТайп появилось множество таких гарнитур: ITC Нью Баскервиль (ITC New Baskerville), ITC Бодони 72 (ITC Bodoni 72), ITC Чартер (ITC Charter), ITC Франклин Готик (ITC Franklin Gothic), Ориджинал Гарамон (Original Garamond), Октава (Octava), Киш (Kis), FF Mета (FF Мeta), ITC Официна (ITC Оfficina) и другие. Ограничением одной гарнитурой автоматически достигается единство, разнообразием начертаний — контраст. Даже в сложноструктурированных изданиях с многоступенчатой системой рубрикации, несколькими параллельно идущими текстами, множеством примечаний, подписей и сносок можно ограничиться одной расширенной шрифтовой гарнитурой с большим количеством начертаний. ITC Франклин Готик, к примеру, включает в себя двадцать два начертания, FF Mета — двадцать, ITC Официна Санс и ITC Официна Сериф — по пятнадцать, Прагматика — сорок два, ITC Чартер — восемь. Однако и здесь надо соблюдать меру и не использовать сразу все возможности шрифта. Соседние по насыщенности начертания, как правило, плохо работают вместе. Не хватает контраста.
Поэтому лучше «брать через одного» — к примеру, сочетать начертания Light и Medium, Normal и Bold. Курсивные и наклонные начертания должны быть той же насыщенности, что и прямые.
Помимо гарнитур, развитых по начертаниям, существуют супергарнитуры, в которых одновременно проектируются и гротеск, и антиква (иногда к ним прибавляются и другие вариации — промежуточные между антиквой и гротеском, моноширинные, брусковые, декоративные, для набора сносок и примечаний, титульные и проч.). Супергарнитура решает проблему сочетания шрифтов. С одной стороны, все её составляющие проектируются в едином стиле и имеют единый образ, их пропорции и насыщенность упорядочены. С другой стороны, соединения разных типов шрифтов — гротеска и антиквы — обеспечивает необходимый контраст.
Антиква плюс гротеск
Но не для всех текстов уместно сдержанное ограничение одной гарнитурой, очень часто возникает необходимость сопоставления шрифтов, рождающего новый пластический смысл. Наиболее распространенная практика в таких случаях — использование пары «антиква — гротеск» из разных гарнитур. Антиква обычно применяется для основного текста, гротеск —для дополнительного, заголовков и подписей. Но это вовсе не обязательное правило.
В парах «антиква — гротеск» контраст достигается одним соединением разных шрифтовых гарнитур, которые к тому же ещё и разные потипу. Проблема заключается в поиске единства между ними. Сочетать антикву и гротеск нужно, руководствуясь единством их внутренней структуры.
Главные структурные параметры шрифта — это пропорции, величина очка, размер выносных элементов, а также степень открытости, степень динамичности и степень разноширинности знаков. Последние параметры обычно находятся во взаимной зависимости: открытые шрифты, как правило, динамичны и разноширинны.
По мере увеличения закрытости знаков увеличиваются статичность и стремление к одноширинности. Для большинства антиквенных шрифтов можно найти место в ряду между открытой динамичной разноширинной венецианской антиквой старого стиля и закрытой статичной одноширинной антиквой нового стиля. Гротески так или иначе повторяют структуру антикв. Они тоже бывают открытыми и закрытыми, динамичными и статичными. Гармоничные пары получаются при сочетании антиквы и гротеска со схожими характеристиками.
Единство можно найти не только в структуре, но и в характере шрифта, его идеологии, которой руководствовался создатель. Например, кому-то может понравиться сочетание открытого геометрического гротеска Футура с закрытой антиквой нового стиля: их объединяет стремление к геометрической чистоте, а не к каллиграфическому движению.
Шрифты ITC Чартер и ITC Франклин Готик объединяет солидный и увесистый характер.
Единое авторство шрифтов тоже может дать необходимую близость стиля. Однако сочетать гарнитуры по этому признаку надо очень осторожно, поскольку не всегда шрифты одного дизайнера бывают близки по структуре и концепции. Но иногда получаются неплохие сочетания. Например, шрифт Балтика (Baltica), разработанный на основе шрифта Candida Якоба Эрбара, можно сочетать с Журнальной Рубленой (Journal Sans), основанной на шрифте Erbar Grotesk того же автора.
Комбинируя шрифты, нужно учитывать то обстоятельство, что в одинаковых кеглях они могут иметь разную высоту строчных знаков. Поэтому, если необходимо добиться ощущения, что тексты набраны шрифтами одного размера, надо подбирать кегль шрифтов в зависимости от роста строчных знаков, оставляя одинаковым интерлиньяж.
Подбирать к антикве каллиграфический шрифт нужно также по принципу подобия и исторического соответствия. К гуманистической антикве больше подойдет гуманистический курсив, написанный ширококонечным пером, с ярко выраженным дуктом. К антикве нового стиля — курсив в стиле английской каллиграфии, имитирующий движение тонкого остроконечного пера.
Сочетание двух текстовых антикв редко дает хорошие результаты. Но заголовочные антиквы очень хорошо сочетаются с близкими по духу текстовыми. Иногда текстовый и заголовочный шрифты проектируются специально друг для друга. Например, шрифт Светлана (Svetlana) был разработан как текстовая версия шрифта Бажановская Титульная (Bazhanov Display).
В качестве заголовочной можно применять и текстовую антикву, но она должна быть либо изящнее и контрастнее основного текста, либо иметь более яркий характер.
Шрифты из пар типа Бажановская Титульная — Светлана или Елизаветинская (Еlizabeth) — Бодони нельзя использовать в одном кегле. Они очень похожи друг на друга и контраста между ними можно добиться только через разницу размеров. Антиквы, структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе. Исключение составляют гарнитуры с выраженной декоративностью.
В паре «гротеск — гротеск» один (заголовочный) должен играть соло, другой (текстовый) быть оркестром. Скажем, один гротеск может быть немного декоративным, другой строгим, один жирным, другой светлым. Сочетание гротесков похожей эстетики или близкого времени разработки дает более гарантированный результат.
На приведенных примерах (рис. ) Квадрат Гротеск (QuadratGrotesk) и ITC Франклин Готик, Реформа Гротеск (Reforma Grotesk) и Белл Готик (Bell Gothic), все они относятся к группе старых гротесков. Но и разные по духу гротески (Оливер и Прагматика) при умелом использовании могут хорошо работать вместе.
Ни при каких обстоятельствах не следует использовать пары типа ФриСет (Freeset) — Прагматика или Прагматика — ITC Франклин Готик. В первом случае два систематизированных шрифта совершенно разного стиля (один открытый, другой закрытый) имеют одинаковую силу выразительности и ни один из них не может уступить место другому. Во втором случае конфликт возникает из-за определенной близости, опять же в условиях равных прав. Прагматика относится к группе новых гротесков, ITC Франклин Готик — к группе старых гротесков. Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они похожи друг на друга, и сочетать их — все равно что подавать отварной картофель на гарнир к картофельным оладьям.
В заключение хочется напомнить о субъективности любых типографических рекомендаций. Например, известный канадский типограф Роберт Брингхерст (Robert Bringhurst) в книге «Основы стиля в типографике» («The Elements of Typographic Style») пишет: «Baskerville, Helvetica, Palatino и Times Roman, … — это шрифты, встреча которых обещает лишь публичный скандал. Ни один из этих шрифтов не сочетается с каким-либо другим, так как у каждого из них различная концепция шрифтовой формы». Однако же сочетание Helvetica (Прагматика) и Times Roman (Ньютон) стало типографической традицией. Кроме того, нужно помнить, что изменение параметров шрифтов приводит к появлению огромного количества вариаций. Поэтому работа дизайнера предполагает возможность самостоятельно найти правильное сочетание шрифтов, опираясь на собственный вкус, чувство меры и стиля.
2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике
Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.
До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать.
Удобство чтения
Если говорить о длинных текстах, которые предназначены для сплошного чтения, нужно прежде всего думать будет ли удобно его читать. Текст не должен быть слишком мелким или, наоборот, слишком крупным. Пусть он будет максимально привычным для человека. При этом важна разрядка букв, важно не скучковывать их, но и не оставляйте между буквами большого расстояния.
С заголовками ситуация обстоит несколько иначе. Здесь фантазия дизайнеров в борьбе за внимание читателей и зрителей не знает границ. Но про удобочитаемость всё же забывать не стоит.
Интересно, такому дизайнерскому ходу как выравнивание ВСЕГО текста по центру учат на специальных курсах типографики? Убедительно просим вас не делать этого. Все объекты страницы, в том числе надписи, должны иметь своё место.
Много не всегда значит хорошо. И в типографике шрифт и количество разнообразных его типов особенно значимы для проекта. Не стоит использовать слишком много разных шрифтов в одном проекте. Два-три будет вполне достаточно.
При этом шрифты могут отличаться друг от друга. Пусть вас это не смущает. Если выбрать два очень похожих шрифта, то это не произведёт вообще никакого впечатления и может даже восприниматься как ошибка.
Для заголовков необходимо выбрать один шрифт и придерживаться его. При необходимости можно подзаголовки сделать отдельным шрифтом.
Текст, который написан одними только заглавными буквами очень сложно читать. Даже если речь идёт о заголовке. Можно выделять отдельные слова и короткие фразы, чтобы сделать на них акцент. Но не нужно печатать текст, предназначенный для длительного чтения, с постоянно включённым Caps Lock.
Черно-белая классика неизменна. Это самое идеальное сочетание цвета фона и текста на нём. Но если по тем или иным причинам этот вариант не подходит, то будьте внимательны при выборе оттенков. Грамотное сочетание цветов – это основы стиля в типографике. Не стоит использовать похожие цвета, например, светло-серый текст на тёмно-сером. Также будьте осторожны при использовании ярких цветов.
В типографике очень важна длина строк. Чтобы текст смотрелся отдельным полноценным блоком, а не размазанным по всей странице, соблюдайте в каждом абзаце оптимальную длину строк. Длина строки также влияет на удобство чтения.