Файл: Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования (Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внут­ри­гар­ни­тур­ные со­чета­ния

Хо­рошая ти­пог­ра­фика, как пра­вило, об­хо­дит­ся ма­лыми средс­тва­ми. Боль­шинс­тво ти­пог­рафс­ких по­лос, осо­бен­но книж­ных, мож­но впол­не ус­пешно наб­рать од­ной единс­твен­ной гар­ни­турой шриф­та, ис­поль­зуя при не­об­хо­димос­ти кур­сив и ка­питель. Пря­мое на­чер­та­ние, кур­сив и ка­питель — это клас­си­чес­кая гар­мо­нич­ная три­ада. Не так дав­но ки­рил­ли­чес­кие шриф­ты с ка­питель­ны­ми на­чер­та­ни­ями были ред­костью, но в пос­ледние годы в биб­ли­оте­ке Па­раТайп по­яви­лось мно­жест­во та­ких гар­ни­тур: ITC Нью Бас­кервиль (ITC New Baskerville), ITC Бо­дони 72 (ITC Bodoni 72), ITC Чар­тер (ITC Charter), ITC Франк­лин Го­тик (ITC Franklin Gothic), Орид­жи­нал Га­рамон (Original Garamond), Ок­та­ва (Octava), Киш (Kis), FF Mета (FF Мeta), ITC Офи­цина (ITC Оfficina) и дру­гие. Ог­ра­ниче­ни­ем од­ной гар­ни­турой ав­то­мати­чес­ки дос­ти­га­ет­ся единс­тво, раз­но­об­ра­зи­ем на­чер­та­ний — конт­раст. Даже в слож­ност­рук­ту­риро­ван­ных из­да­ни­ях с мно­гос­ту­пен­ча­той сис­те­мой руб­ри­кации, нес­коль­ки­ми па­рал­лель­но иду­щими текс­та­ми, мно­жест­вом при­меча­ний, под­пи­сей и сно­сок мож­но ог­ра­ничить­ся од­ной рас­ши­рен­ной шриф­то­вой гар­ни­турой с боль­шим ко­личест­вом на­чер­та­ний. ITC Франк­лин Го­тик, к при­меру, вклю­ча­ет в себя двад­цать два на­чер­та­ния, FF Mета — двад­цать, ITC Офи­цина Санс и ITC Офи­цина Се­риф — по пят­надцать, Праг­ма­тика — со­рок два, ITC Чар­тер — во­семь. Од­на­ко и здесь надо соб­лю­дать меру и не ис­поль­зо­вать сра­зу все воз­можнос­ти шриф­та. Со­сед­ние по на­сыщен­ности на­чер­та­ния, как пра­вило, пло­хо ра­бота­ют вмес­те. Не хва­та­ет конт­рас­та.

По­это­му луч­ше «брать че­рез од­но­го» — к при­меру, со­четать на­чер­та­ния Light и Medium, Normal и Bold. Кур­сивные и нак­лонные на­чер­та­ния долж­ны быть той же на­сыщен­ности, что и пря­мые.

По­мимо гар­ни­тур, раз­ви­тых по на­чер­та­ни­ям, су­щест­ву­ют су­пер­гарни­туры, в ко­торых од­новре­мен­но про­ек­ти­ру­ют­ся и гро­теск, и ан­тиква (иног­да к ним при­бав­ля­ют­ся и дру­гие ва­ри­ации — про­межу­точ­ные меж­ду ан­тиквой и гро­тес­ком, мо­ноши­рин­ные, брус­ко­вые, де­кора­тив­ные, для на­бора с­но­сок и при­меча­ний, ти­туль­ные и проч.). Су­пер­гарни­тура ре­ша­ет проб­ле­му со­чета­ния шриф­тов. С од­ной сто­роны, все её сос­тавля­ющие про­ек­ти­ру­ют­ся в еди­ном сти­ле и име­ют еди­ный об­раз, их про­пор­ции и на­сыщен­ность упо­рядо­чены. С дру­гой сто­роны, со­еди­нения раз­ных ти­пов шриф­тов — гро­тес­ка и ан­тиквы — обес­пе­чива­ет не­об­хо­димый конт­раст.


Ан­тиква плюс гро­теск

Но не для всех текс­тов умест­но сдер­жанное ог­ра­ниче­ние од­ной гар­ни­турой, очень час­то воз­ни­ка­ет не­об­хо­димость со­пос­тавле­ния шриф­тов, рож­да­юще­го но­вый плас­ти­чес­кий смысл. На­ибо­лее расп­рос­тра­нен­ная прак­ти­ка в та­ких слу­ча­ях — ис­поль­зо­вание пары «ан­тиква — гро­теск» из раз­ных гар­ни­тур. Ан­тиква обыч­но при­меня­ет­ся для ос­новно­го текс­та, гро­теск —для до­пол­ни­тель­но­го, за­голов­ков и под­пи­сей. Но это вов­се не обя­затель­ное пра­вило.

В па­рах «ан­тиква — гро­теск» конт­раст дос­ти­га­ет­ся од­ним со­еди­нени­ем раз­ных шриф­то­вых гар­ни­тур, ко­торые к тому же ещё и раз­ные по­типу. Проб­ле­ма зак­лю­ча­ет­ся в по­ис­ке единс­тва меж­ду ними. Со­четать ан­тикву и гро­теск нуж­но, ру­ководс­тву­ясь единс­твом их внут­ренней струк­ту­ры.

Глав­ные струк­турные па­рамет­ры шриф­та — это про­пор­ции, ве­личи­на очка, раз­мер вы­нос­ных эле­мен­тов, а так­же сте­пень отк­ры­тос­ти, сте­пень ди­намич­ности и сте­пень раз­но­ширин­ности зна­ков. Пос­ледние па­рамет­ры обыч­но на­ходят­ся во вза­им­ной за­виси­мос­ти: отк­ры­тые шриф­ты, как пра­вило, ди­намич­ны и раз­но­ширин­ны.

По мере уве­личе­ния зак­ры­тос­ти зна­ков уве­личи­ва­ют­ся ста­тич­ность и стрем­ле­ние к од­но­ширин­ности. Для боль­шинс­тва ан­тиквен­ных шриф­тов мож­но най­ти мес­то в ряду меж­ду отк­ры­той ди­намич­ной раз­но­ширин­ной ве­неци­анс­кой ан­тиквой ста­рого сти­ля и зак­ры­той ста­тич­ной од­но­ширин­ной ан­тиквой но­вого сти­ля. Гро­тес­ки так или ина­че пов­то­ря­ют струк­ту­ру ан­тикв. Они тоже бы­ва­ют отк­ры­тыми и зак­ры­тыми, ди­намич­ны­ми и ста­тич­ны­ми. Гар­мо­нич­ные пары по­луча­ют­ся при со­чета­нии ан­тиквы и гро­тес­ка со схо­жими ха­рак­те­рис­ти­ками.

Единс­тво мож­но най­ти не толь­ко в струк­ту­ре, но и в ха­рак­те­ре шриф­та, его иде­оло­гии, ко­торой ру­ководс­тво­вал­ся соз­да­тель. Нап­ри­мер, кому-то мо­жет пон­ра­вить­ся со­чета­ние отк­ры­того ге­омет­ри­чес­ко­го гро­тес­ка Фу­тура с зак­ры­той ан­тиквой но­вого сти­ля: их объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние к ге­омет­ри­чес­кой чис­то­те, а не к кал­лигра­фичес­ко­му дви­жению.

Шриф­ты ITC Чар­тер и ITC Франк­лин Го­тик объ­еди­ня­ет со­лид­ный и уве­сис­тый ха­рак­тер.

Еди­ное ав­торс­тво шриф­тов тоже мо­жет дать не­об­хо­димую бли­зость сти­ля. Од­на­ко со­четать гар­ни­туры по это­му приз­на­ку надо очень ос­то­рож­но, пос­коль­ку не всег­да шриф­ты од­но­го ди­зай­не­ра бы­ва­ют близ­ки по струк­ту­ре и кон­цепции. Но иног­да по­луча­ют­ся неп­ло­хие со­чета­ния. Нап­ри­мер, шрифт Бал­ти­ка (Baltica), раз­ра­ботан­ный на ос­но­ве шриф­та Candida Яко­ба Эр­ба­ра, мож­но со­четать с Жур­наль­ной Руб­ле­ной (Journal Sans), ос­но­ван­ной на шриф­те Erbar Grotesk того же ав­то­ра.


Ком­би­нируя шриф­ты, нуж­но учи­тывать то обс­то­ятель­ство, что в оди­нако­вых кег­лях они мо­гут иметь раз­ную вы­соту строч­ных зна­ков. По­это­му, если не­об­хо­димо до­бить­ся ощу­щения, что текс­ты наб­ра­ны шриф­та­ми од­но­го раз­ме­ра, надо под­би­рать кегль шриф­тов в за­виси­мос­ти от рос­та строч­ных зна­ков, ос­тавляя оди­нако­вым ин­терлинь­яж.

Под­би­рать к ан­тикве кал­лигра­фичес­кий шрифт нуж­но так­же по прин­ци­пу по­добия и ис­то­ричес­ко­го со­от­ветс­твия. К гу­манис­ти­чес­кой ан­тикве боль­ше по­дой­дет гу­манис­ти­чес­кий кур­сив, на­писан­ный ши­роко­конеч­ным пе­ром, с ярко вы­ражен­ным дук­том. К ан­тикве но­вого сти­ля — кур­сив в сти­ле анг­лий­ской кал­лигра­фии, ими­тиру­ющий дви­жение тон­ко­го ост­ро­конеч­но­го пера.

Со­чета­ние двух текс­то­вых ан­тикв ред­ко дает хо­рошие ре­зуль­та­ты. Но за­голо­воч­ные ан­тиквы очень хо­рошо со­чета­ют­ся с близ­ки­ми по духу текс­то­выми. Иног­да текс­то­вый и за­голо­воч­ный шриф­ты про­ек­ти­ру­ют­ся спе­ци­аль­но друг для дру­га. Нап­ри­мер, шрифт Свет­ла­на (Svetlana) был раз­ра­ботан как текс­то­вая вер­сия шриф­та Ба­жановс­кая Ти­туль­ная (Bazhanov Display).

В ка­чест­ве за­голо­воч­ной мож­но при­менять и текс­то­вую ан­тикву, но она долж­на быть либо изящ­нее и конт­рас­тнее ос­новно­го текс­та, либо иметь бо­лее яр­кий ха­рак­тер.

Шриф­ты из пар типа Ба­жановс­кая Ти­туль­ная — Свет­ла­на или Ели­заве­тинс­кая (Еlizabeth) — Бо­дони нель­зя ис­поль­зо­вать в од­ном кег­ле. Они очень по­хожи друг на дру­га и конт­рас­та меж­ду ними мож­но до­бить­ся толь­ко че­рез раз­ни­цу раз­ме­ров. Ан­тиквы, струк­турно раз­личные, луч­ше не ис­поль­зо­вать вмес­те вов­се. Иск­лю­чение сос­тавля­ют гар­ни­туры с вы­ражен­ной де­кора­тив­ностью.

В паре «гро­теск — гро­теск» один (за­голо­воч­ный) дол­жен иг­рать соло, дру­гой (текс­то­вый) быть ор­кест­ром. Ска­жем, один гро­теск мо­жет быть нем­но­го де­кора­тив­ным, дру­гой стро­гим, один жир­ным, дру­гой свет­лым. Со­чета­ние гро­тес­ков по­хожей эс­те­тики или близ­ко­го вре­мени раз­ра­бот­ки дает бо­лее га­ран­ти­рован­ный ре­зуль­тат.

На при­веден­ных при­мерах (рис. ) Квад­рат Гро­теск (QuadratGrotesk) и ITC Франк­лин Го­тик, Ре­фор­ма Гро­теск (Reforma Grotesk) и Белл Го­тик (Bell Gothic), все они от­но­сят­ся к груп­пе ста­рых гро­тес­ков. Но и раз­ные по духу гро­тес­ки (Оли­вер и Праг­ма­тика) при уме­лом ис­поль­зо­вании мо­гут хо­рошо ра­ботать вмес­те.


Ни при ка­ких обс­то­ятель­ствах не сле­ду­ет ис­поль­зо­вать пары типа Фри­Сет (Freeset) — Праг­ма­тика или Праг­ма­тика — ITC Франк­лин Го­тик. В пер­вом слу­чае два сис­те­мати­зиро­ван­ных шриф­та со­вер­шенно раз­но­го сти­ля (один отк­ры­тый, дру­гой за­кры­тый) име­ют оди­нако­вую силу вы­рази­тель­нос­ти и ни один из них не мо­жет ус­ту­пить мес­то дру­гому. Во вто­ром слу­чае конф­ликт воз­ни­ка­ет из-за оп­ре­делен­ной бли­зос­ти, опять же в ус­ло­ви­ях рав­ных прав. Праг­ма­тика от­но­сит­ся к груп­пе но­вых гро­тес­ков, ITC Франк­лин Го­тик — к груп­пе ста­рых гро­тес­ков. Но­вые гро­тес­ки раз­ви­ва­ют прин­ци­пы пост­ро­ения ста­рых гро­тес­ков. Они по­хожи друг на дру­га, и со­четать их — все рав­но что по­давать от­варной кар­то­фель на гар­нир к кар­то­фель­ным оладь­ям.

В зак­лю­чение хо­чет­ся на­пом­нить о субъ­ек­тивнос­ти лю­бых ти­пог­ра­фичес­ких ре­комен­да­ций. Нап­ри­мер, из­вест­ный ка­надс­кий ти­пог­раф Ро­берт Бринг­херст (Robert Bringhurst) в кни­ге «Ос­но­вы сти­ля в ти­пог­ра­фике» («The Elements of Typographic Style») пи­шет: «Baskerville, Helvetica, Palatino и Times Roman, … — это шриф­ты, встре­ча ко­торых обе­ща­ет лишь пуб­личный скан­дал. Ни один из этих шриф­тов не со­чета­ет­ся с ка­ким-либо дру­гим, так как у каж­до­го из них раз­личная кон­цепция шриф­то­вой фор­мы». Од­на­ко же со­чета­ние Helvetica (Праг­ма­тика) и Times Roman (Нь­ютон) ста­ло ти­пог­ра­фичес­кой тра­дици­ей. Кро­ме того, нуж­но пом­нить, что из­ме­нение па­рамет­ров шриф­тов при­водит к по­яв­ле­нию ог­ромно­го ко­личест­ва ва­ри­аций. По­это­му работа ди­зай­нера предполагает возможность са­мос­то­ятель­но най­ти пра­виль­ное со­чета­ние шриф­тов, опи­ра­ясь на собс­твен­ный вкус, чувс­тво меры и сти­ля.

2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике

Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.


До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать.

Удобство чтения

Если говорить о длинных текстах, которые предназначены для сплошного чтения, нужно прежде всего думать будет ли удобно его читать. Текст не должен быть слишком мелким или, наоборот, слишком крупным. Пусть он будет максимально привычным для человека. При этом важна разрядка букв, важно не скучковывать их, но и не оставляйте между буквами большого расстояния.

С заголовками ситуация обстоит несколько иначе. Здесь фантазия дизайнеров в борьбе за внимание читателей и зрителей не знает границ. Но про удобочитаемость всё же забывать не стоит.

Интересно, такому дизайнерскому ходу как выравнивание ВСЕГО текста по центру учат на специальных курсах типографики? Убедительно просим вас не делать этого. Все объекты страницы, в том числе надписи, должны иметь своё место.

Много не всегда значит хорошо. И в типографике шрифт и количество разнообразных его типов особенно значимы для проекта. Не стоит использовать слишком много разных шрифтов в одном проекте. Два-три будет вполне достаточно.

При этом шрифты могут отличаться друг от друга. Пусть вас это не смущает. Если выбрать два очень похожих шрифта, то это не произведёт вообще никакого впечатления и может даже восприниматься как ошибка.

Для заголовков необходимо выбрать один шрифт и придерживаться его. При необходимости можно подзаголовки сделать отдельным шрифтом.

Текст, который написан одними только заглавными буквами очень сложно читать. Даже если речь идёт о заголовке. Можно выделять отдельные слова и короткие фразы, чтобы сделать на них акцент. Но не нужно печатать текст, предназначенный для длительного чтения, с постоянно включённым Caps Lock.

Черно-белая классика неизменна. Это самое идеальное сочетание цвета фона и текста на нём. Но если по тем или иным причинам этот вариант не подходит, то будьте внимательны при выборе оттенков. Грамотное сочетание цветов – это основы стиля в типографике. Не стоит использовать похожие цвета, например, светло-серый текст на тёмно-сером. Также будьте осторожны при использовании ярких цветов.

В типографике очень важна длина строк. Чтобы текст смотрелся отдельным полноценным блоком, а не размазанным по всей странице, соблюдайте в каждом абзаце оптимальную длину строк. Длина строки также влияет на удобство чтения.