Файл: Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования (Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I.Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Основные термины типографики
1.2 История возникновения шрифта
1.3 Типографика в графическом дизайне
ГЛАВА I I. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТТКИ
2.1 Гарнитура и начертание шрифта
2.2 Основные принципы сочетания шрифтов
2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике
Выводы по первой главе
Типографика как наука прошла огромный путь и перенесла большое количество изменений. Даже в настоящее время развитие не останавливается, а мчится вперед. Появляются новые тенденции, шрифты, методы применения. Но как бы мы не мчались вперед, обязательно нужно изучить и понимать прошлое, знать откуда появился тот или иной шрифт, чтобы осознавать правила его применения. В наше время выходит такое количество печатных материалов, что обесценивается значимость отдельных работ. Мы просто не можем перечитать все, что издается сегодня. Задача типографики — разделить, организовать и растолковать эту массу печатных материалов таким образом, чтобы читатель имел шанс найти то, что интересно ему.
Почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач. До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать. Весь текст, который мы видим играет определенную роль.[4]
Время, в котором мы живем, не зря называют «веком информации». И большая часть этой информации существует в текстовом виде — книги, журналы, сайты. Не секрет, что в большинстве случаев авторы не занимаются оформлением своих текстов должным образом. Поэтому огромное количество полезной информации невозможно быстро найти или просто понять из-за отсутствия всяких правил оформления и представления этой информации.
ГЛАВА I I. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТТКИ
2.1 Гарнитура и начертание шрифта
Начертание - вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (Светлое, Полужирное, Жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (Прямое, Курсивное или Наклонное), декоративной обработкой контура знаков (Контурное, оконтуренное, Оттененное и др.).
Курсив и наклонный шрифт часто путают, считая их одним и тем же, но это разные стили. Наклонный шрифт (Oblique), исходя из названия, представляет собой механически или программно наклоненный шрифт и не отличается строением букв от прямого начертания. Вы сами можете создать подобный стиль, нажав на нужную кнопку в Фотошопе, хотя иногда уже готовый вариант присутствует внутри гарнитуры. Курсив (Italic) также наклонный, но со своим собственным уникальным набором знаков, значительно отличающимися от прямого начертания более рукописной формой строчных букв. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция в Венеции. Он был нарезан болонским гравером на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное. Курсив – от лат. cursivus – бегущий.
2.2 Классификация шрифтов
Существует несколько классификаций гарнитур. Самая общая – классификация по техническому стилю: антиква, гротески, рукописные, акцидентные и так далее. Гарнитуры можно классифицировать и по другим техническим особенностям, например, пропорциональные шрифты и моноширинные, и даже по более тонким критериям – например, по настроению, которое они отражают. В нашем случае рассмотрим более общую классификацию по техническому стилю:
Собирательное название шрифтов с засечками - Антиква (Serif) . Засечки – это короткие штрихи, обрамляющие основные штрихи знаков. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Антикву с одинаковым успехом используют и для набора основных текстов в печатных документах, и для оформления текстов и заголовков в Интернете. Удобочитаемость антиквы с экрана монитора до сих пор спорный вопрос, и некоторые дизайнеры предпочитают не использовать данный тип гарнитур для больших блоков текста.
Антиква старого стиля (Old Serifs) представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными.[9]
Переходная антиква (Transitional Serifs) –шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. До сих пор остается в ходу и пользуется большим спросом. К этому типу относятся такие гарнитуры, как Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman. Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля.[2]
Антиква нового стиля (Modern Serifs), к которой можно причислить такие гарнитуры, как Didot и Bodoni, отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Гарнитуры нового стиля появились в конце восемнадцатого века и на протяжении всего девятнадцатого служили для набора текста. Только в двадцатом веке их сменила в этом качестве антиква старого и переходного стиля.
И последний значимый подтип антиквы – брусковая. В брусковой разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Эти шрифты впервые возникли в начале девятнадцатого века в Англии и применялись сначала как титульные, но в двадцатом веке они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.
Рисунок 2. Брусковая антиква
Гротески – это шрифты без засечек(рисунок 3). Они гораздо моложе антиквы, и впервые появились в конце восемнадцатого века. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в двадцатом веке стали использоваться для набора текста. Существует четыре подтипа гротесковых гарнитур: старые гротески, новые гротески, гуманистические и геометрические.
Рисунок 3. Гротеск
Старые гротески (Grotesque) – самые первые из появившихся гротексков. К ним относятся Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk. По форме букв они очень близки к гарнитурам антиквы, за вычетом засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма.
Примерами новых гротесков являются всем известные гарнитуры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям.
Рисунок 4. Новый гротеск
К гуманистическим гротескам можно отнести гарнитуры Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande. Они гораздо «каллиграфичнее» остальных гротесков, и самые удобочитаемые (отсюда и их популярность в качестве шрифтов для основных текстов на сайтах). Под каллиграфичностью подразумевается большая контрастность в толщине штрихов.
Рисунок 5. Гуманистический гротеск
Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Обычно, «О» повторяет форму круга, а буква «а» – круг с хвостиком. Геометрические гротески почти никогда не используют для набора основных текстов.
Рукописные гарнитуры, исходя из названия, имитируют чей-то почерк или каллиграфический стиль. Различают два подтипа: форменные и неформальные.
Формальные часто напоминают стиль рукописных букв 17-го и 18-го веков. Некоторые рукописные шрифты основываются на почерках таких известных мастеров как Джордж Шелл и Джордж Бикам. Существуют и современные шрифты этого типа, например, Kuenstler sсript. У всех них есть нечто общее – элегантный, благородный типографический дизайн. Такие гарнитуры не подходят для набора основных текстов.
Неформальные рукописные шрифты больше напоминают современные почерки, и появились в середине 20 века. Они не такие строгие по форме, с широкими штрихами и часто напоминают имитацию письма мягкой кистью. Пример подобных шрифтов – Mistral и Brush sсript.
Акцидентные (декоративные) шрифты – пожалуй, самая большая по количеству шрифтов категория. Главная их отличительная черта – они не годятся для набора основного текста и предназначены для заголовков и других небольших отрывков текста с целью привлечения и акцентирования внимания. Акцидентные шрифты могут быть формальными или неформальными, и отражать любое настроение. Чаще всего их используют в полиграфии, но с недавних пор благодаря новой технологии подключения веб-шрифтов акцидентные шрифты быстро набирают популярность в Интернете. К акцидентным можно отнести и готические гарнитуры, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером.
Неалфавитные и символьные шрифты. К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Wingdings, пожалуй, самый известный символьный шрифт, но помимо него существуют тысячи других.
В пропорциональных шрифтах ширина знака варьируется в зависимости от конструкции букв. Например, буква «i» по ширине гораздо меньше чем буква «m». Times New Roman – пропорциональный шрифт. В моноширинных шрифтах каждый знак занимает одну и ту же ширину. Более узкие знаки просто получают больше пустого пространства вокруг себя, чтобы нивелировать разницу по ширине. Courier New – пример как раз такого моноширинного шрифта.
Рисунок 6. Различие шрифтов
При выборе шрифта важно помнить о его настроении. Разные шрифты производят разное впечатление: одни кажутся строгими, другие – неформальными, одни таят в себе дух современности и будут отлично смотреться на обложке модного журнала, другие, классические, будут уместны на страницах старых документов. Например, Times New Roman всегда считался классическим шрифтом, поэтому он так часто используется в деловой переписке. Verdana же, с другой стороны, более современный шрифт и используется соответственно. Некоторые шрифты более гибкие, «безликие», и могут отражать любое настроение, в зависимости от содержания текста и сочетания с другими шрифтами. Например, такой считается Helvetica.
Шрифты одной гарнитуры(Рисунок 7) могут различаться по характеристикам начертания, например, по стилю и насыщенности. Насыщенность (Weight) – отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлое (Ultra Light, Extra Light, Thin), светлое (Light), нормальное (Book, Regular, Roman), полужирное (Medium, Demi Bold, Semibold), жирное (Bold, Heavy), сверхжирное (Extra Bold, Black, Ultra Bold) начертания. Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. Многим шрифтам присущи три общих стиля: курсив, наклонный шрифт и капитель.
Рисунок 7. Шрифты одной гарнитуры
2.2 Основные принципы сочетания шрифтов
Подбор шрифтовых пар обычно субъективен и зависит от индивидуального вкуса и желаемого результата. Любые рекомендации, в особенности без привязки к конкретной задаче, тоже субъективны и приблизительны. Тем не менее общим правилом может стать формула: в сочетаемых шрифтах должны одновременно присутствовать контраст и единство. Мера контраста и мера единства, также как и способы их достижения, определяются отдельно для каждого конкретного случая. Если требуется всего лишь выделить слово в строке книжного текста серьезного содержания, то целесообразно сделать только одно минимальное движение — поменять прямое начертание на курсив без изменения насыщенности. Использование в таких случаях жирного начертания или, того хуже, жирного курсива, будет выглядеть чрезмерно и неделикатно. Ту же задачу в другом издании — детской литературе, развлекательной периодике или рекламе — можно решить более радикально: поменять гарнитуру, кегль, цвет. При этом следует сохранять единство и помнить о том, что громче всего должны звучать заголовки, а не выделения в строке.