Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Глава 1. Понятие и правовой режим ноу-хау
Согласно п. 1 ст. 1465 ГК РФ[1] секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Представляется, что отнесение тех или иных знаний и опыта к ноу-хау следует производить при использовании следующих критериев:
1. научно-технический и связанный с ним опыт практической деятельности, необходимый для совершенствования производства (новизна по существующему производству), который не является теоретическим знанием и носит коммерческую ценность;
2. конфиденциальность;
3. отсутствие национальной или международной правовой охраны;
4. необходимость специальных знаний для использования.
Следует отметить, что в специальной литературе наблюдается различие взглядов на содержание понятия «ноу-хау». Порой к ноу-хау относят только технические достижения, но чаще всего под ноу-хау понимают любую информацию, отвечающую определенным требованиям как технического, так и нетехнического характера. Вместе с тем, «ноу-хау» рассматривается как синоним коммерческой тайны.
Гайнуллина З.Ф. рассматривает ноу-хау и коммерческую тайну как необщедоступную информацию и, в свою очередь, развернуто определяет необщедоступную информацию как научно-техническую (в том числе о результатах творческой деятельности), коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая обладает действительной или потенциальной ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и ее обладатель принимает надлежащие правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности (режим коммерческой тайны)[2].
Белов А.П. определяет ноу-хау, как особый вид прав на промышленную собственность, который представляет собой совокупность незапатентованных или непатентоспособных, секретных и несекретных знаний, опыта, навыков или иных сведений всеобщей новизны, которые используются как в технической, так и в любой другой сфере коммерческой деятельности с целью реализации предмета договора и конкретные формы которых определяются продавцом и покупателем ноу-хау в договоре[3].
Акопян А.А. предлагает признать ноу-хау конфиденциальной информацией технического и иного (организационного, управленческого и др.) характера, использование которой дает конкурентные преимущества в силу ее неизвестности третьим лицам вне зависимости от ее патентоспособности, которая может быть получена третьими лицами самостоятельно, и в отношении которой обладателем предпринимаются меры по ее неразглашению[4].
Полагаем, что ввиду бесконечности дискуссий о терминологии, отчасти в силу которой законодательное регулирование ноу-хау тормозилось десятилетие, законодатель как смог, так и кодифицировал нормы права, разрубив гордиев узел противоречий и сведя воедино ряд понятий.
На наш взгляд, можно выделить несколько признаков ноу-хау.
Первым свойством, определяющим характер исследуемого объекта, является его нематериальность. Ноу-хау обладает всеми характеристиками нематериального объекта, идеи, а поскольку одна и та же идея может возникнуть одновременно у нескольких лиц, существует возможность ее одновременного использования неограниченным и неопределенным кругом лиц. К ноу-хау неприменимо правомочие владения, поскольку нельзя физически обладать идеями и необходимо отличать не материальный объект от материального носителя информации о нем. Вещное правомочие пользования прямо не применимо к ноу-хау, поскольку ноу-хау одновременно может находиться в пользовании нескольких лиц и не будет потребляться в процессе пользования, не будет амортизироваться, испытывать физический износ[5].
Вторым свойством ноу-хау является отсутствие ограничений по сфере его применения: ноу-хау может относится к любой сфере применения, будь то производство, техника, экономика, организация либо различные иные сферы деятельности.
Эти оба свойства характеризуют ноу-хау с внутренней, содержательной стороны как нематериальный объект, применимый в различных сферах деятельности.
Внешние характеристики ноу-хау формируются особенностями предоставления ему правовой охраны при наличии определенных условий, которые находятся за пределами внутреннего содержания ноу-хау и выступают в отношении сведений, составляющих ноу-хау, в качестве четырех внешних факторов:
1) неизвестность третьим лицам;
2) отсутствие свободного доступа на законном основании;
3) коммерческая ценность (действительная или потенциальная);
4) режим коммерческой тайны[6].
Неизвестность третьим лицам заключается в том, что данные сведения никто, кроме его обладателя не знает. При этом, памятуя о нематериальном характере объекта, надо учитывать, что схожая или аналогичная идея может возникнуть и у других лиц, которые также будут законными обладателями своего ноу-хау. А значит, данный признак носит не абсолютный, а относительный характер: сведения не должны быть разглашены неопределенному кругу лиц, при этом известность сведений единичным, определенным лицам не является препятствием для их признания в качестве ноу-хау и предоставления им правовой охраны.
Отсутствие свободного доступа означает принятие правообладателем мер по сохранению в тайне данных сведений, а лица, допущенные к ним, должны сохранить эти сведения в тайне.
Квалифицирующим признаком сведений любого характера для отнесения их к ноу-хау является их коммерческая ценность. Коммерческая ценность сведений, составляющих ноу-хау, заключается в возможности извлечения из него выгод в процессе предпринимательской деятельности.
Поскольку научные споры вокруг правовой природы ноу-хау не ослабевают, является целесообразным проведение сравнительного анализа ноу-хау со смежными категориями объектов интеллектуальных прав.
Сравним ноу-хау с объектами патентных прав: изобретением, полезной моделью, промышленным образцом, при этом выделим, что в отличие от ноу-хау этим объектам предоставляется патентная охрана.
И.А. Зенин неоднократно выявляет указанное отличие ноу-хау от объектов патентных прав: концепция правового режима ноу-хау заключается не в его охране, а в правовом обеспечении средствами различных отраслей права имущественных интересов обладателя (разработчика, приобретателя) ноу-хау[7]; авторы, стоящие на позиции правовой охраны ноу-хау, нередко, по существу, сами себя опровергают, подтверждая, что ноу-хау не является объектом исключительного права: любое физическое или юридическое лицо признается правомочным обладателем ноу-хау, если самостоятельно, своими силами и средствами его разработало либо добросовестно приобрело у другого владельца[8].
Суть правовой охраны объектов патентных прав состоит в выдаче государством охранного документа – патента, удостоверяющего приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
При этом, в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) и правовая охрана предоставляется изобретению, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству, если является новым и промышленно применимым. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид, если по своим существенным признакам является новым и оригинальным.
Поскольку секрет производства (ноу-хау) может быть и техническим решением, и способом, и устройством, и художественно-конструкторским решением, может быть новым (не известно из уровня техники), может иметь изобретательский уровень (если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники), может быть промышленно применимым, то есть может соответствовать условиям патентоспособности, то данные критерии не отграничивают ноу-хау от объектов патентной защиты.
При этом основной отличительной особенностью ноу-хау является его конфиденциальность. В отличие от втайне содержимого ноу-хау раскрытие информации, относящейся к изобретению, полезной модели или промышленному образцу, в результате чего сведения об их сущности становятся общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим предоставлению им правовой охраны. Единственным ограничением для признания патентоспособности в данном случае является ограниченный законодательством срок на подачу заявки – шесть месяцев со дня раскрытия информации[9].
В тоже время утрата конфиденциальности ноу-хау приводит к прекращению исключительного права на секрет производства у всех правообладателей.
Существенное различие между изобретением, полезной моделью, промышленным образцом как объектами патентных прав и ноу-хау имеет место по субъектному составу и объему субъективных прав.
Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежит не только исключительное право, но и право авторства, а также другие права, в том числе право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца. В вопросе об авторстве на секрет производства единого мнения нет, ведется научная дискуссия.
В отличие от ноу-хау правовая охрана изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам предоставляется лишь при раскрытии формулы и подробном описании существенных признаков данных объектов, то есть объекты патентных прав нуждаются в разглашении сведений, составляющих их суть, для предоставления им правовой охраны на определенный срок. По истечении определенного срока действия исключительного права изобретение, полезная модель или промышленный образец переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за использование. Также к объектам патентных прав и в период срока действия исключительных прав на них может быть разрешен доступ на законном основании при определенных законом условиях как с согласия правообладателя так и без такового, например, при использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности либо при выдаче принудительной лицензии[10].
Напротив, ноу-хау может сохраняться в тайне многие годы. Так, секрет производства одеколона не раскрыт более 180 лет, французских духов «Шанель № 5», ликеров «Бенедектин» и «Шартрез» - более 60 лет. Все производители безалкогольных напитков вот уже более 110 лет безуспешно пытаются раскрыть секрет производства напитка «Кока-кола».
Стоит обратить внимание на то, кто может являться субъектом правообладания исключительным правом на секрет производства. ГК РФ не приводит характеристики субъектов, но очень часто за субъекты такого права принимаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, на основании того, что необходимый режим коммерческой тайны только они могут обеспечить. Нормы ГК РФ в отношении субъекта права на секрет производства нельзя считать абсолютно – определенными, потому что нет конкретной нормы. Из положений ГК РФ видно, что правообладателями права на секрет производства могут быть организации, работниками которой создан секрет производства, т.е. фактически организации любой правовой формы образования (коммерческие и некоммерческие общества), индивидуальные предприниматели. Согласно ГК РФ, ст. 1471 в качестве субъектов могут быть РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. ГК РФ дает право полагать, что субъектами исключительного права могут быть и физические лица.
Предлагаем следующий подход по определению секрета производства.
Секрет производства (ноу-хау) это информация любого характера (производственная, техническая, экономическая, организационная и другая) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, возникающая в силу своей практической необходимости, в том числе путем творческого труда или основанная на опыте, знаниях индивидуального лица или группы лиц независимо от введения режима коммерческой тайны, но приобретающая свое коммерческое значение, путем определения оборотоспособности только при принятии разумных мер для соблюдения конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Данный подход содержит в себе две главные мысли:
1. Ноу-хау – это информация, созданная как путем практической необходимости, так и путем творческих усилий;
2. Ноу-хау может возникать и существовать не только с момента введения коммерческой тайны, но приобретает свое коммерческое значение после введения режима коммерческой тайны.
3. Секрет производства (ноу-хау) необходимо понимать как один из объектов гражданского права, который пользуется правовой охраной и защитой.