Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
Основная обязанность правообладателя - передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, на правообладателя также возлагаются обязанности:
- обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования исключительных прав;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем[17].
Условно обязанности пользователя можно разделить на обязанность по уплате вознаграждения и обязанность по обеспечению надлежащего использования комплекса прав.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК).
Иногда правообладатель устанавливает рекомендованную цену на продукцию, позволяя пользователю самому устанавливать дополнительную наценку, которая и будет давать ему необходимый экономический эффект.
Договор коммерческой концессии содержит необычные для российского права условия об ограничении прав сторон на заключение аналогичных договоров с иными лицами (конкурентами).
Для правообладателя может быть установлено ограничение в виде обязанности не заключать договоры, дающие право иным лицам использовать комплекс прав, аналогичный переданному по договору коммерческой концессии, на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
Для пользователя договором могут быть установлены следующие ограничения:
- не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
- не заключать аналогичные договоры с конкурентами правообладателя;
- не осуществлять реализацию аналогичных товаров (работ, услуг) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей.
Дополнительно договор может содержать следующие обязанности пользователя, связанные с ограничением его прав:
- обязанность реализовывать товары (работы, услуги) по установленным правообладателем ценам;
- обязанность продавать товары (работы, услуги) исключительно в пределах определенной территории;
- обязанность согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление[18].
Вместе с тем ничтожными будут условия договора, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно потребителям, проживающим на определенной территории. В противном случае указанное условие носило бы дискриминационный характер, а также противоречило бы условиям о публичном характере договоров, заключаемых с потребителями.
Заключение
Таким образом полагаем, что секрет производства (ноу-хау) это информация любого характера (производственная, техническая, экономическая, организационная и другая) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, возникающая в силу своей практической необходимости, в том числе путем творческого труда или основанная на опыте, знаниях индивидуального лица или группы лиц независимо от введения режима коммерческой тайны, но приобретающая свое коммерческое значение, путем определения оборотоспособности только при принятии разумных мер для соблюдения конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Главным же недостатком всей юридической конструкции секрета производства в действующем российском законодательстве является одно существенное, на наш взгляд, упущение законодателя, связанное с легальной формулой секрета производства (ноу-хау), в основу которой положена категория сведений, выступающих некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Сведения могут существовать в разных и при том независимых формах, например в форме знаков. В этом случае они именуются данными, которые, как правило, фиксируются в воспринимаемой человеком или техническим устройством форме на различных материальных носителях. Однако на практике ограничиваться передачей пользователю одних только сведений или данных и тем более только одного исключительного права на них нет смысла, поскольку в ряде случаев на первый план выходят знания, опыт и навыки, которыми обладает лицо - «носитель» секрета производства. Эти знания, опыт и навыки не только нельзя интерпретировать как сведения, но также невозможно исчерпывающе воплотить их в передаваемый пользователю материальный носитель, равно как невозможно установить в их отношении субъективное исключительное право, имеющее имущественный характер. Вот это обстоятельство, как представляется, проигнорировано законодателем при конструировании действующей юридической модели секрета производства.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
- Акопян А.А. Гражданско-правовое регулирование отношений в области передачи ноу-хау: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008.
- Белов А.П. Ноу-хау во внешней торговле // Право и экономика. М., 1996. № 9.
- Булгаков В.В., Галахова Ю.В., Кудинова Е.В. Особенности правового режима ноу-хау // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-6.
- Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 1998.
- Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Коммерческая концессия как одно из направлений внешнеэкономической деятельности в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 49.
- Зенин И.А. Коммерческая тайна и ноу-хау // Законодательство. М., 2005. № 12.
- Зенин И.А. Предпринимательское право: учебник для вузов. – М., 2008.
- Ибраимов Н.С. Правовые основы существования права на секрет производства (ноу-хау) // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4.
- Козлов Р.Ю. Соотношение понятий «секрет производства», «ноу-хау» и «коммерческая тайна» // Вестник магистратуры. 2015. № 2-3.
- Кондратьева Е. Одиннадцать особенностей договора коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. № 3.
- Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты // Право и экономика. 2015. № 3 (325).
- Непомнящая И.С. Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Общество и право. 2014. № 3 (49).
- Рузакова О.А. Некоторые аспекты реализации договоров о передаче ноу-хау // В сборнике: Правовые и экономические особенности развития современного государства Москва, 2014.
- Серебряков А.А. Система способов распоряжения исключительным правом на секрет производства (ноу-хау) // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-1 (82).
- Субботина Е.В. Характеристика правовых признаков секрета производства (ноу-хау) // Право интеллектуальной собственности. 2014. № 4.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496. ↑
-
Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 1998. С. 8-9. ↑
-
Белов А.П. Ноу-хау во внешней торговле // Право и экономика. М., 1996. № 9. С.58. ↑
-
Акопян А.А. Гражданско-правовое регулирование отношений в области передачи ноу-хау: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. С. 8-9. ↑
-
Булгаков В.В., Галахова Ю.В., Кудинова Е.В. Особенности правового режима ноу-хау // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-6. С. 62-64. ↑
-
Субботина Е.В. Характеристика правовых признаков секрета производства (ноу-хау) // Право интеллектуальной собственности. 2014. № 4. С. 9-13. ↑
-
Зенин И.А. Коммерческая тайна и ноу-хау // Законодательство. М., 2005. № 12. С. 6-12. ↑
-
Зенин И.А. Предпринимательское право: учебник для вузов. – М., 2008. С. 407. ↑
-
Ибраимов Н.С. Правовые основы существования права на секрет производства (ноу-хау) // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 147-154. ↑
-
Козлов Р.Ю. Соотношение понятий «секрет производства», «ноу-хау» и «коммерческая тайна» // Вестник магистратуры. 2015. № 2-3. С. 74-77. ↑
-
Серебряков А.А. Система способов распоряжения исключительным правом на секрет производства (ноу-хау) // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-1 (82). С. 144-147. ↑
-
Булгаков В.В., Галахова Ю.В., Кудинова Е.В. Особенности правового режима ноу-хау // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-6. С. 62-64. ↑
-
Рузакова О.А. Некоторые аспекты реализации договоров о передаче ноу-хау // В сборнике: Правовые и экономические особенности развития современного государства Москва, 2014. С. 116-120. ↑
-
Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Коммерческая концессия как одно из направлений внешнеэкономической деятельности в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 49. С. 60-64. ↑
-
Непомнящая И.С. Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 52-55. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. ↑
-
Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты // Право и экономика. 2015. № 3 (325). С. 57-60. ↑
-
Кондратьева Е. Одиннадцать особенностей договора коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. № 3. С. 40-49. ↑