Файл: Понятие и правовой режим ноу-хау.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что ввиду данного подхода был выделен творческий секрет производства (ноу-хау). Однако творческим его можно назвать лишь фактически, так как закон не предусматривает, в рамках данного института права, признака творчества. Это связано с не общеизвестностью, конфиденциальностью секрета производства и, следовательно, каким он будет, творческим или нет, кто будет его создателем автор или корпорация, будет ли признак новизны, не важно, потому что это все равно будет известно очень малому кругу лиц, и никаких личных неимущественных прав автор иметь не будет. Секрет­ производства не перейдет в общественное достояние.

Однако, полагаем, что в данном направлении можно развивать институт секрета производства (ноу-хау), впоследствии можно было бы выделить отдельно творческий секрет производства в рамках института общего секрета производства.

Нужно сделать его отличным по принципу правовой охраны самой информации и авторства, в виде режима коммерческой тайны и выдачи, например, свидетельства Роспатентом создателю при условии, что практическое внедрение творческого секрета производства не будет зависить от выдачи данного свидетельства. Также данный шаг позволит усилить охрану творческих секретов производства от похищения, например в рамках коммерческого шпионажа, потому что подтверждение подлинности одним из средств будет выступать данное свидетельство автора. Если создатель, например, захочет распорядиться творческим секретом производства по договору лицензии или отчуждения, то исключительное право авторства останется за ним.

Глава 2. Договоры о распоряжении исключительным правом на ноу-хау

Согласно договору об отчуждении исключительного права на секрет производства правообладатель передает или принимает на себя обязательство передать собственное исключительное право на соответствующий секрет производства приобретателю исключительного права в полном объеме (ст. 1307 ГК РФ).

К договору об отчуждении исключительного права на секрет производства используются общие положения для договоров об отчуждении исключительного права.

По соглашению сторон договор об отчуждении исключительного права на секрет производства может быть безвозмездным или возмездным. При отсутствии условия о размере вознаграждения в возмездном договоре или порядке его определения договор признается незаключенным. В ситуации, когда стороны по договору об отчуждении исключительного права решают, что передача исключительного права на секрет производства будет производиться без оплаты вознаграждения, то в договоре об отчуждении исключительного права необходимо прямо указать на то, что он считается безвозмездным[11].


Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства заключается в обязательной письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность заключенного договора. При этом договор об отчуждении исключительного права на секрет производства не подлежит государственной регистрации.

Момент перехода исключительного права от правообладателя к приобретателю совпадает с моментом заключения договора, если условиями договора не предусмотрено иное.

Срок действия исключительного права на секрет производства в отличие от прочих сроков действия исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (и средства индивидуализации) определенной продолжительности не имеет. В соответствии со ст. 1467 ГК РФ исключительное право на секрет производства до тех пор действует, пока сохраняется конфиденциальность данных, которые составляют его содержание. Исключительное право на секрет производства при этом прекращается у всех правообладателей от момента утраты конфиденциальности необходимых данных.

Договору об отчуждении исключительного права на секрет производства присущи собственные особенности, которые нужно учесть при составлении данного договора:

1) При отчуждении исключительного права на секрет производства правообладатель обязан сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия на секрет производства исключительного права.

2) Лицо, нарушившее режим конфиденциальности секрета производства, и неправомерно получившее и использовавшее данные составляющие секрет производства несет ответственность в форме убытков, которые причинены нарушением исключительного права на секрет производства[12].

Отметим, что приобретатель исключительного права на секрет производства всегда подвергается риску того, что конфиденциальность сведений, составляющих ноу-хау, действительно обеспечено и будет соблюдена в будущем.

При передаче ноу-хау по лицензионному договору (ст. 1469 ГК РФ) возникает немало проблем, но основных проблем две - это защита секрета производства от разглашения и определение предмета договора.

Для решения первой проблемы, как уже было сказано, необходимо правильно оформить режим ноу-хау у лицензиара, а также обеспечить сохранность сведений при их передаче (составить детальный перечень) и использовании.

Ноу-хау существует, пока оно неизвестно широкому кругу лиц. Как только информация получает распространение, она теряет эксклюзивность, секретность, а следовательно, коммерческую ценность.


Кроме того, ноу-хау должно быть в обязательном порядке задокументировано. Лицо, которое будет такой документацией заниматься, должно быть под расписку уведомлено о том, что работает со сведениями, составляющими секрет производства и не подлежащими разглашению, и о мерах ответственности, которые ему грозят за нарушение запрета на разглашение.

При непосредственной передаче ноу-хау лицензиар и лицензиат должны понимать, что была передана вся необходимая информация, зафиксированная на конкретном материальном носителе, конкретному лицу с конкретными обязанностями. В договоре следует прописать все детали вплоть до серийного номера носителя, его признаков или каких-либо физических свойств и др.

В законе есть своеобразная декларация сохранности информации при использовании ноу-хау. Лицензиат обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений, за разглашение которых несет ответственность (п. 2 ст. 1468, ст. 1472 ГК РФ). При этом лицензиару следует обратить внимание и на структуру компании-контрагента, которая может сыграть свою роль в целях сохранности сведений. Например, при передаче информации представителю лицензиата последний не всегда понимает, что он получает, или понимает, но не осознает своих обязаннос­­тей в связи с этим. Поэтому необходимо до передачи ноу-хау подумать о том, как реально в компании контрагента будет сохраняться режим секретнос­ти ноу-хау, и вести переговоры, отталкиваясь от этих данных: как, кто, когда будет использовать секрет производства, какие гарантии предоставляются при его использовании и др.[13].

Вторая проблема заключается в том, чтобы определить предмет лицензионного договора. Сложность порождает особый характер предмета - информация, имеющая закрытый характер. Во-первых, ее необходимо разграничить с другими объектами интеллектуальных прав, во-вторых, сохранять ее суть в секрете до подписания договора. С одной стороны, ноу-хау существует до тех пор, пока о нем не сказали. С другой стороны, если в предмете договора не написано, что конкретно мы передаем, то и договора нет. По сути, это две взаимоисключающие позиции. Обычно при заключении договора предмет стараются описывать, избегая раскрывать сущность секрета производства, а описывая цели и результаты, на получение которых он направлен.

Однако тут кроется еще одна опасность. При заключении сделки проблем может и не возникнуть, но они, вероятно, появятся позднее - после платежа или, по крайней мере, после подписания договора может возникнуть проблема с полезностью ноу-хау и экономическим эффектом от его использования. Поэтому еще на этапе переговоров необходимо удостовериться, что ноу-хау может быть использовано лицензиатом, причем именно таким образом, что искомый результат может быть достигнут.


Завершая анализ наиболее распространенных форм распоряжения исключительным правом на секрет производства, следует отметить, что даже при сохранении режима исключительных прав на него, что нежелательно, представляется необходимой конкретизация законодателем предметов договора об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства (ст. 1468, 1469 ГК РФ) путем легального включения в структуру этих предметов материальных носителей, в которых зафиксированы или выражены сведения, являющиеся ноу-хау.

Главным же недостатком всей юридической конструкции секрета производства в действующем российском законодательстве является одно существенное, на наш взгляд, упущение законодателя, связанное с легальной формулой секрета производства (ноу-хау), в основу которой положена категория сведений, выступающих некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Сведения могут существовать в разных и при том независимых формах, например в форме знаков. В этом случае они именуются данными, которые, как правило, фиксируются в воспринимаемой человеком или техническим устройством форме на различных материальных носителях. Однако на практике ограничиваться передачей пользователю одних только сведений или данных и тем более только одного исключительного права на них нет смысла, поскольку в ряде случаев на первый план выходят знания, опыт и навыки, которыми обладает лицо - «носитель» секрета производства. Эти знания, опыт и навыки не только нельзя интерпретировать как сведения, но также невозможно исчерпывающе воплотить их в передаваемый пользователю материальный носитель, равно как невозможно установить в их отношении субъективное исключительное право, имеющее имущественный характер. Вот это обстоятельство, как представляется, проигнорировано законодателем при конструировании действующей юридической модели секрета производства.

Глава 3. Договор коммерческой концессии как договор о передаче ноу-хау

Договор коммерческой концессии представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)[14].


Этот договор в юридической лексике нередко именуется договором франчайзинга, от английского слова franchise, которое можно перевести здесь как «наименование», «обозначение».

Предметом договора коммерческой концессии выступает комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав (ст. 1229 ГК) на средства индивидуализации: товарный знак, знак обслуживания (ст. 1477 ГК), коммерческое обозначение (ст. 1538 ГК). Кроме того, учитывая, что для исполнения договора потребуются не только внешние атрибуты правообладателя, но и наличие соответствующих навыков и умений, закон включает в комплекс прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, право на секрет производства (ст. 1465 ГК).

Договор коммерческой концессии играет в экономике достаточно важную роль.

Во-первых, он позволяет начинающему, не имеющему широкой известности предпринимателю использовать известное обозначение, товарный знак (иногда, особенно в неюридической литературе, это собирательно именуется «брендом»), получить доступ к навыкам и умениям крупной компании-правообладателя.

Во-вторых, крупный правообладатель имеет возможность увеличить свою сеть, стать еще более узнаваемым и популярным, а также получить дополнительный доход от своей известности.

По модели коммерческой концессии, в том числе по смешанным договорам с элементами коммерческой концессии, работают кафе (например, McDonald's, Subway), отели (Hyatt, Radisson и др.), магазины модной одежды (Emporio Armani, Dolce & Gabbana и др.), автомагазины (BMW, Honda, Kia и др.) и многие другие[15].

Выигрывают здесь и потребители: они получают доступ к товарам и услугам от известных производителей, а также вправе рассчитывать на соответствующее качество.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным (ст. 1028 ГК[16]).

Предоставление права использования комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время - Роспатент). При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся. Регистрируется не договор, но именно предоставление исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Отсутствие регистрации не делает договор недействительным. Например, пользователь, если это предусмотрено в договоре, сможет потребовать от правообладателя зарегистрировать предоставление права.