Файл: Законность и правопорядок ( Теоретические аспекты законности и правопорядка ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой порядок имеет и социальную ценность. Социальная ценность и роль правопорядка заключается в том, что:

- он выражает и закрепляет структуру управления народным хозяйством;

- в нем сочетается плановая дисциплина государственных предприятий и автономная самостоятельность частных предприятий;

- он выражает и закрепляет систему политических и других социальных отношений;

- в нем отражаются все формы собственности - общегосударственная, коммунальная, коллективная и частная;

- он закрепляет политическое, экономическое и идеологическое многообразие;

- обеспечивает развитие кооперативных, частных предприятий, смешанных предприятий и организаций;

- гарантирует и закрепляет систему юридических прав и обязанностей граждан;

- обеспечивает гражданский мир, согласие, спокойствие в стране и создает условия для достойной жизни и труда человека, консолидации всех здоровых сил общества;

- создает условия для преодоления экономического, социального и конституционного кризиса [6, с. 48-49].

Итак, правопорядок (правовой порядок) – это система правоотношений, которая складывается в результате реализации режима законности, правовых принципов, системы права и законодательства всеми субъектами общественных отношений и характеризуется состоянием правонарушений и преступности в обществе. Правовой порядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находятся под защитой закона и охраняются государством. Правовой порядок характеризуется наличием трехуровневой структуры. Элементами структуры правопорядка являются: правовая структура общества, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка.

Можно сделать вывод, что реализация людьми и гражданами своих юридических обязанностей является одним из условий становления правового порядка. Этому способствуют правовое сознание и культура граждан, верховенство права, соответствующие условия, созданные государством, в том числе функционирования законности. Правопорядок нарушается, когда граждане не воспринимают и не выполняют своих обязанностей по собственному желанию, когда они не могут выполнить определенные обязанности из-за отсутствия надлежащих условий, а также когда не обеспечена юридическая ответственность за их невыполнение, что усиливает ощущение безнаказанности и вседозволенности [22, с. 118].

Наконец, в заключение данной главы сделаем вывод о том, что правопорядок определяют как систему общественных отношений, которые складываются на основе права и законности, как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, что отражает качественное состояние общественных отношений или как состояние фактического упорядочения общественных отношений, которые выражают реальное, практическое осуществление требований законности.


2. Взаимосвязь законности и правопорядка

2.1 Гарантии законности и правопорядка

Взаимосвязь права, законности и правопорядка одновременно выполняет такую сущностную миссию, как влияние на процесс совершенствования и развития системы права и системы действующего законодательства как надежной основы становления и функционирования институтов гражданского общества и структур правовой государственности.

В соотношении право – законность – правопорядок заметное место занимает понимание законности как особого состояния, режима правовой действительности, отражающей демократические компоненты общественной жизни. Состояние законности позволяет судить о том, каков характер осуществления права – происходит ли это на основе сознательности, высокого уровня правосознания и правовой культуры или же превалируют начала запретов, санкций, государственного принуждения.

Как уже было отмечено ранее законность представляет собой важнейшую правовую категорию всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан. При этом стоит отметить, что в юридической литературе реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия гарантий законности: общих (экономических, политических, идеологических) и специальных (нормативных и организационно-правовых) [14, с. 290].

Для того чтобы правовые предписания не нарушались, должны обеспечиваться совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальные юридические средства, посредством которых и реализуется режим законности.

Все эти условия и субъективные факторы подразделяются на общие условия и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности – совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Сюда можно отнести: организацию и деятельность субъектов экономических отношений, развитие институтов демократии, а также культурный уровень общества.

Специальными средствами обеспечения законности является совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления. Например, деятельность прокуратуры, органов внутренних дел, судов и иных правоохранительных органов, а также использование определенных процессуальных форм (задержание, арест, обыск, подписка о невыезде) [16, с. 386].


Специалистами выделяются следующие виды гарантий законности: экономические, политические, юридические и организационные [24, с. 24].

К политическим гарантиям законности можно отнести, например, легитимность; республиканскую форму правления, демократическое федеративное правовое государство, основанное на разделении властей, как по вертикали, так и по горизонтали; разграничение полномочий и предметов веде­ния между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ и органами местного самоуправления; отсутствие монополии (господства) одной партии, идеологии, многопартийность в обществе.

К социально-экономическим гарантиям законности относятся: наличие и осуществление общепризнанных демократических прав и свобод граждан; со­здание эффективной законодательной системы правил поведения участников на рынке, правовое обеспечение экономической безопасности, экономические условия реализации законов, правовых норм, юридической ответственности; стабильное и достаточное финансирование правоохранительных органов, судебной системы; приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Среди юридических гарантий законности можно выделить конституционное право на судебную защиту, процессуальные формы защиты прав и законных интересов, прокурорский надзор, судебный и иной контроль, юридическая ответственность.

Организационные гарантии включают в себя организационные основы деятельности судебной системы, правоохранительных органов, их взаимодействие и координацию.

Для достижения правовой государственности, как основы реальной конституционной законности, кроме деклараций Основного закона, необходима целая система правового обеспечения, осуществляемая нормами текущего законодательства и отлаженным механизмом (системой государственных и общественных органов). Формирование действительно правового государства не по форме, а по сути, невозможно без расширения демократии, максимального обеспечения прав и свобод граждан, ответственного перед обществом и человеком государства.

В целях обеспечения законности в государстве необходимо решить важные социальные и экономические вопросы, а именно: создать устойчивые экономические отношения, повысить материальное благополучие людей и их нравственную культуру, укрепить социальные связи. И это будет второй шаг в данном направлении [14, с. 292].

Естественно, без государственного вмешатель­ства решить обозначенную проблему невозможно. С помощью убеждений, правового воспитания, профилактики правонарушений, социального воздействие на нарушителей и применения к ним мер государственного принуждения в стране может полноценно выполняться принцип законности.


Только государство способно выполнить функции защиты правопорядка, которые воплощаются в действительность с помощью правовых методов. Основными способами обеспечения законности в государстве являются постоянное развитие и своевременное изменение существующего законода­тельства, усиление роли суда, усовершенствование работы правоприменительных органов. Без гарантий законности в делах государственного аппарата, без уничтожения коррупции правопорядок в обще­стве просто не сможет существовать [22, с. 119].

Таким образом, можно прийти к выводу, что в обществе установилось традиционное представление о законности как об исполнении права всеми субъектами правоотношений. С функциональной позиции законность – это неуклонное соблюдение законов людьми, а не государством, поскольку оно выступает гарантом законности, издавая нормативные правовые акты. Однако на настоящий момент государство не в состоянии обеспечить постоянное и полное выполнение принципа законности.

2.2 Соотношение законности и правопорядка

В заключительной части курсовой рассмотрим вопрос, касающийся соотношения законности и правопорядка. Здесь обратим внимание на то, что в условиях становления, функционирования и развития действительного гражданского общества и надежной правовой государственности непременным компонентом системы общественных отношений должно быть наличие устойчивого, соответствующего интересам каждой личности общественного порядка, сочетающегося по важнейшим параметрам с должным правовым порядком. На такой практической основе призваны более эффективно функционировать все те общественно-государственные механизмы, которые должны реально обеспечивать реализацию и охрану естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Поэтому и анализ проблем, касающихся соотношения эффективных правовых законов и должного правового порядка, как важнейшей составной части общественного порядка, сохраняет свой актуальный характер и имеет особое теоретическое и практическое значение [24, с. 26].

Особенностью состояния современного российского общества является то обстоятельство, что, несмотря на четкие конституционно-правовые параметры и цели, действительные основы ни гражданского общества, ни правового государства пока не сформировались. В связи с этим не сложился и тот стабильный порядок в системе общественных отношений, который бы удовлетворял в полной степени жизненные притязания и интересы большинства членов общества, обеспечивал достойное существование для каждой заинтересованной личности.


В свете сказанного актуальным становится понимание вопроса о том, что представляет собой общественный порядок, каким должен быть правовой порядок в процессе формирования и функционирования основ гражданского общества и правового государства. Несомненным становится теоретический и практический вывод, что общественный порядок непосредственно соотносится с гражданским обществом, а правовой порядок – с правовым государством. Следовательно, речь идет о параллельных и тесно взаимосвязанных процессах, обеспечивающих должный порядок во всей системе многогранных и сложных общественных отношений [28, с. 67].

Как основополагающая составная часть общественного порядка, правовой порядок представляет собой стержневой ценностный компонент, который придает позитивную целенаправленность функционированию институтов гражданского общества и структур государственной власти. Истинное значение правового порядка может быть реально оценено только на фоне действующего общественного порядка.

Будучи весомым критерием определения степени регулятивной упорядоченности системы общественных отношений, общественный порядок рассматривается, как практический результат воздействия различных видов социальных норм на соответствующие разновидности общественных отношений. Именно совокупный системный характер воздействия социальных норм, востребованных институтами и учреждениями гражданского общества, обеспечивает становление должного общественного порядка, обеспечивающего комфортность жизнедеятельности значительной части членов общества.

Общественный порядок обретает, в конечном счете, необходимый уровень стабильности и эффективности только при опоре на надежный правовой порядок, который утверждается в обществе по мере успехов в процессе формирования правовой государственности. Гражданское общество, функционирующее и развивающееся на основополагающих принципах самоуправления и саморегулирования, в то же время не может достигать своих жизненно значимых целей в изоляции от государственных структур. Его соответствующим институтам объективно необходимы различные формы взаимосвязи и взаимодействия с определенными государственными органами и учреждениями. В этом контексте особое значение имеет правовая регламентация определенных видов общественных отношений, выходящих за рамки регламентирования неюридическими видами социальных норм. Следовательно, гражданское общество испытывает практическую потребность в компонентах надежного правового порядка в наиболее сложных сферах жизни членов общества.