Файл: Законность и правопорядок ( Теоретические аспекты законности и правопорядка ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
Как весомая составная часть общественного порядка, правовой порядок рассматривается в качестве специфического режима правовой действительности. Правовой порядок есть такая форма упорядоченности соответствующих общественных отношений, которая формируется на базе действия принципа законности, исповедующего точное и полное осуществление всеми субъектами права предписаний соответствующих правовых норм [7, с. 54].
Правовой порядок есть такое состояние практической упорядоченности общественных отношений, которое выражает неукоснительное осуществление требований объективно значимой законности. Правопорядок, как естественный результат законности, характеризует собой степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Такая оценка соотношения принципа законности и реального правопорядка приобретает принципиальное значение в условиях функционирования гражданского общества и структур правовой государственности.
Реальный правовой порядок является результатом и конечным итогом осуществления тех правовых принципов, которые естественно вплетаются в жизнедеятельность гражданского общества и правового государства и определяют социальный и правовой статус каждой личности. В гражданском обществе и правовом государстве требуемый правовой порядок становится их естественной закономерностью. Неразрывность принципа законности (иных принципов права) и должного (требуемого) правового порядка обстоятельно подчеркивается в юридической литературе [12, с. 27].
Правопорядок представляет собой порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, обеспечиваются их правомерное поведение, осуществление законности. Правопорядок неотделим от понятия права и можно утверждать, что там, где есть право, есть и правопорядок, и наоборот. Рассмотрение потенциала правового порядка с позиций права, как ценностного общественного явления, имеет принципиальное значение.
Необходимый государству и его властным структурам правопорядок может быть установлен и при отсутствии основ гражданского общества и правового государства, при игнорировании прав и свобод человека. Для этого достаточно иметь систему права, исходящую от органов и служб антидемократического государственно-правового политического режима. Такой правопорядок может удовлетворять лишь интересы правящего меньшинства и противостоять правам и свободам большинства членов общества. Любая система права, отвергающая ценности права, инициирует только такой правопорядок, который учреждается в строгом соответствии с действующим законодательством, исходящим от властных структур и отражающим исключительно волю и интересы правящей элиты. Такого рода правопорядок лишен элементов законности, по своей сущности он является сугубо антинародным явлением, поскольку основывается на нагнетании страха среди населения, интенсивном применении карательных мер, введении широкого круга правовых запретов, ограничении приоритетных прав и свобод личности. Негативные особенности указанного правопорядка подтверждаются исторической и современной юридической практикой. Ни о какой истинной законности в таких условиях не может быть и речи, поскольку практическое действие подобного правопорядка никоим образом не сочетается с проявлением ценностных особенностей права [8, с. 84].
Реальное функционирование истинного правового порядка может иметь место только в жизнедеятельности гражданского общества и его членов, что, естественно, сочетается с наличием действительной правовой государственности и признанием личности, ее прав и свобод в качестве высшей социальной ценности. Из сказанного следует вывод, что истинный правовой порядок может базироваться лишь на ценностной правовой основе. В свою очередь, режим законности опосредуется наличием и проявлением ценностных компонентов соответствующих законов, характеризуемых в качестве правовых законов. Наличием или отсутствием ценностных начал в содержании соответствующих действующих законов и обусловлен реальный режим законности и, соответственно – характер складывающихся общественного и правового порядка.
Надежная правовая основа гражданского общества и правового государства аккумулируется потенциалом правовых законов, отражающих истинные ценности права. Поэтому правовые законы призваны занимать господствующее положение в действующей системе права и тем самым аккумулировать наличие того правового порядка, который приемлем для большинства членов развивающегося гражданского общества. Законы, не обладающие критериями правовых, носят вспомогательный, дополнительный характер и направлены на регулирование тех общественных отношений, которые непосредственно не связаны с правами и свободами личности, кардинально не затрагивают ее социальный и юридический статус.
Становится очевидным, что верховенство именно правовых законов является одним из стержневых признаков действительного правового государства и признается гражданским обществом в качестве весомой ценностной категории. Внедряемый в общественные отношения стабильный порядок обретает истинно правовой характер и преподносит общественный порядок в его завершенном ценностном выражении. На надежной основе общественного и правового порядка и гражданское общество, и правовое государство развиваются в должном направлении и достигают своих сущностных целей. При этом достойному положению человека в социуме должна отводиться первостепенная роль [8, с. 86].
Принципы и сущность гражданского общества и правового государства ориентируют правовую действительность на достижение высших уровней законности, общественного и правового порядка. Именно в рамках таких правовых параметров и требований личность, как высшая социальная ценность, реализует свои права, свободы, жизненные интересы в рамках свободно проявляемой воли. Достижение личностью таких жизненных целей возможно лишь посредством правовых законов, которые обращены к личности и служат исключительно интересам подавляющей части членов гражданского общества.
Не может быть должного общественного и правового порядка вне интересов личности, вне правовых законов. Любые изъятия в этом плане – свидетельство недостаточной развитости институтов и структур гражданского общества и правового государства. При этом следует особо подчеркнуть, что правовые законы, в первую очередь, призваны наполнять ценностным потенциалом содержание режима законности, правовой и общественный порядок.
Ценностный характер правовых законов проявляется в том, что их предписания адресуются личности, каждому члену гражданского общества. Указанные законы исходят из приоритетных предпочтений – служить интересам гражданского общества, учитывать жизненные потребности и притязания большинства членов общества, ограничивать вмешательство государственных структур и должностных лиц в сугубо частные стороны жизнедеятельности людей и их общественных объединений, что и является практическим проявлением должного общественного и правового порядка.
Наличие демократической Конституции страны, аккумулирование действующей системы права преимущественно правовыми законами предстает в качестве надежной юридической гарантии относительно наличия необходимого общественного и правового порядка, благодаря которому каждая личность в состоянии обеспечить себе необходимое качество жизни и достойное существование. Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду именно правовой закон и правовая законность.
В условиях признания приоритета правовых ценностей удельный вес правовых законов в действующей системе права должен постоянно увеличиваться. При этом необходимо учитывать, что и в «демократическом правовом государстве могут приниматься отдельные неудачные и даже «плохие» законы, но они составляют исключение, а не правило» [20, с. 259]. Оперирование в регулятивной сфере преимущественно правовыми законами отражает истинную природу гражданского общества и правового государства, исповедующих правовую законность и правовой порядок в системе многогранных общественных отношений.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовой порядок есть следствие реализации принципа законности. Но если принцип законности – это в значительной степени категория абстрактная, то правовой порядок – это реальность, практическое состояние определенных общественных отношений. Требования принципа законности находятся в дежурном состоянии всегда, но реализуют свой потенциал только тогда, когда складывается действительный правовой порядок. Такое соотношение принципа законности и необходимого правового порядка становится закономерностью, свойством жизнедеятельности и гражданского общества, и правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена тема: «Законность и правопорядок».
В завершение остается сделать вывод о том, что на сегодняшний день понятие законности является одним из центральных и наиболее сложных в правоведении. Существуют различные трактовки «законности», некоторые из них схожи по смыслу, а некоторые – вовсе противоположные. Однако, на основе мнений различных исследователей можно сформулировать сформировали определение законности. Законность – это торжество закона, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается всё возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается всё возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных. При этом, правопорядок определяют как систему общественных отношений, которые складываются на основе права и законности, как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, что отражает качественное состояние общественных отношений или как состояние фактического упорядочения общественных отношений, которые выражают реальное, практическое осуществление требований законности.
Кроме всего прочего следует отметить, что в данной работе был сделан вывод о том, что в обществе установилось традиционное представление о законности как об исполнении права всеми субъектами правоотношений. С функциональной позиции законность – это неуклонное соблюдение законов людьми, а не государством, поскольку оно выступает гарантом законности, издавая нормативные правовые акты. Однако на настоящий момент государство не в состоянии обеспечить постоянное и полное выполнение принципа законности.
Наконец, в настоящее время можно констатировать, что правовой порядок есть следствие реализации принципа законности. Но если принцип законности – это в значительной степени категория абстрактная, то правовой порядок – это реальность, практическое состояние определенных общественных отношений. Требования принципа законности находятся в дежурном состоянии всегда, но реализуют свой потенциал только тогда, когда складывается действительный правовой порядок. Такое соотношение принципа законности и необходимого правового порядка становится закономерностью, свойством жизнедеятельности и гражданского общества, и правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1999. 25 декабря.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30 ноября 1994 года. № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020). // Собрание законодательства РФ. 1994. № 28. Ст. 2879.
- Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6656.
Литература
- Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Проспект, 2016. – 152 с.
- Антонов М.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 497 с.
- Безруков А.В. Генезис и сущность правопорядка: конституционно-правовое измерение. // История государства и права. – 2016. – № 22. – С. 47-52.
- Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. – М.: Юстицинформ, 2016. – 188 с.
- Болдырев С.Н., Працко Г.С. Право, правовые законы и правопорядок. // Юристъ-Правоведъ. – 2018. – № 4 (87). – С. 81-86.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. – М.: Дашков и К, 2019. – 608 с.
- Герасимова Н.П. Правовой закон – основа правовой законности. // Вестник ЮУрГУ. – 2018. – Т. 18. – № 2. – С. 77-82.
- Кеммель А.Ф. Категория законности в теории права. // Студенческий электронный научный журнал. – 2019. – № 31 (75). – С. 61-65.
- Кононов А.М. О некоторых актуальных задачах совершенствования административно-правового регулирования сферы охраны общественного порядка в Российской Федерации. // Административное право и процесс. – 2017. – № 8. – С. 24-29.
- Коротких А.Г. К дискуссии о понятии «общественный порядок»: проблемы применения в административном законодательстве. // Вестник ВГУ. – 2016. – № 2. – С. 159-171.
- Ксензова А.М., Повелицина А.Ю. Гарантии законности: понятие и виды. // Научное сообщество студентов XXI столетия: сборник статей. – 2016. – № 4 (40). – С. 290-297.
- Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. – М.: КноРус, 2017. – 380 с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2019. – 640 с.
- Мирошниченко М.О., Тарасенко Г.В. Правовой порядок: понятие и структура. // Наука и современность. – 2016. – № 2. – С. 86-98.
- Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
- Новиков Д.О. История формирования и развития механизма сотрудничества общества и правоохранительных органов. // Вопросы современной юриспруденции: сборник статей. – № 5-6 (47). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 69-73.
- Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. – М.: Юрайт, 2019. – 341 с.
- Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 516 с.
- Попов В.В. Некоторые методологические проблемы формулирования предметной области понятий «Законность» и «Правопорядок». // Legal Concept. – 2016. – № 4 (33). – С. 115-119.
- Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка. // Философия права. – 2018. – № 2 (85). – С. 164-169.
- Свинин Е.В. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости. // Журнал российского права. – 2017. – № 9. – С. 24-33.
- Старков О.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Дашков и К, 2018. – 371 с.
- Теория государства и права. / Под ред. В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 526 с.
- Теория государства и права: курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 640 с.
- Фомин П.П. Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и соотношение. // Вестник Луганской академии внутренних дел им. Э.А. Дидоренко. – 2017. – № 1 (2). – С. 66-77.
- Цамаев Р.Р. Законность в обществе. // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 475-478.
- Чомаев А.А. Обеспечение законности на современном этапе. // Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 128-130.