Файл: Законность и правопорядок ( Теоретические аспекты законности и правопорядка ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема: «Законность и правопорядок». Актуальность данной темы обуславливает тот факт, что как известно, правовой порядок и законность отражают коренной вопрос политики – вопрос государственной власти как свидетельство ее реальности и осуществления, достижения поставленных целей. Это подтверждает конституционное, уголовное, административное и иное законодательство являясь центральными звеньями законности и правопорядка. В них отражаются экономические интересы, формы собственности и средства производства, производственные отношения и процессы, формы и размеры распределения произведенного продукта, закрепляются формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной и исполнительной власти.
Законность и правопорядок образуют правовую основу государства, заключая в себе все положительные качества правового регулирования общественных отношений. Законность является реализацией свободы человека, которая смоделирована в рамках права, тогда как правопорядок – это результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.
Кроме того стоит отметить, что юридические качества и свойства законность и правопорядок получают от законов, от тех правовых идей, принципов деятельности и институтов, которые использует государственная власть. Важно выделить социальные качества совокупности правовых отношений, которые они получают от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности, от принципов права и законности. На этой основе достигается реализованность прав, свобод и исполненность обязанностей, ответственности.
Таким образом, изучение проблем законности и правопорядка весьма актуально, ведь данные институты имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Именно они задают вектор развития правового государства, а так же выступают гарантом прав и свобод граждан.
Целью настоящей работы является комплексное исследование понятий законность и правопорядок и вопросов их соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие и требования законности;
- определить понятие, признаки и структуру правопорядка;
- рассмотреть гарантии законности и правопорядка;
- проанализировать соотношение законности и правопорядка.
Для достижения поставленных целей и выполнения отдельных задач исследования используются общенаучные методы анализа, наблюдения, сравнения и обобщения, исторический и логический методы; к числу частнонаучных способов познания, используемых автором в процессе исследования, относятся догматический метод и метод сравнительного правоведения.
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, связанные с возникновением и развитием понятий «правопорядок» и «законность».
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие законность и правопорядок на территории нашей страны.
В данной курсовой работе для более полного освещения данной проблемы будут привлекать различные нормативные акты Российской Федерации. Так в работе будут использованы Конституция, отраслевые кодексы, федеральные законы, указы, постановления и др.
Наибольшую помощь при написании данной курсовой работы мне оказали труды таких авторов, как Алексеев С.С., Безруков А.В., Болдырев С.Н., Кеммель А.Ф. Коротких А.Г., Марченко М.Н., Працко Г.С., и некоторых других. В трудах именно этих авторов наиболее полно раскрываются вопросы, касающиеся законности и правопорядка.
Курсовая состоит из введения, в котором ставятся цели и задачи, обосновывается актуальность работы, дается анализ источников и литературы, двух глав, разделенных на параграфы, в которых решаются отдельные задачи, поставленные в курсовой работе, заключения, где сделаны выводы, и списка использованных источников и литературы.
1. Теоретические аспекты законности и правопорядка
1.1 Понятие и требования законности
Как известно одним из основополагающих принципов, который лежит в основе права, выражает его сущность и определяет его функционирование, является законность. Она выступает фундаментальной основой юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Стоит заметить, что в советские ученые в свое время активно занимались разработкой понятия законности. Во времена российских реформ 90-х гг. о данном принципе предпочитали не говорить. Не случайно то, что в действующей Конституции РФ нет чёткого указания на законность как принцип деятельности граждан, должностных лиц и организаций. Приходится выводить его опосредованно во взаимосвязи ст. 15, 1, 2 и др. Конституции РФ [1]. Вместе с тем провозглашение Российской Федерации правовым демократическим государством обязывало включить в число конституционных принципов современного государства законность, которая гарантирует необходимую правовую безопасность в обществе [30, с. 128].
В отечественной науке образовались различные авторские подходы к определению законности. Находит поддержку у многих исследователей разносторонний и многоплановый подход к этому определению [24, с. 25].
Так, в большинстве определений законности наибольшее отражение в науке получил тот момент, что законность неотделима от общеобязательности права. Вместе с тем важное требование здесь – неукоснительное претворение в жизнь правовых актов. Другими словами, соответствие между поведением субъектов общественных отношений и предписанием юридических норм, которое должно выражаться в правомерных действиях. Право и законность – это такие социальные явления, без которых немыслимо нормальное функционирование государства, гармоничное взаимодействие между человеком и обществом.
Законность не следует и не проходит те же этапы в своем развитии, как государство и право. Она является общечеловеческой категорией, которая возникает в качестве сдерживания государства в его деятельности, в том числе и в области правотворчества.
Проблема истинной законности упирается в вопросы выражения интересов и воли государствообразующего народа. В историческом прошлом законность была «придумана», она существует и будет существовать лишь тогда, когда под нею понимается фактор реализации воли и интереса народа [23, с. 166].
В нашем понимании законодатель и граждане рассматривают закон не как отражение и регулятор реально сложившихся в обществе правоотношений, а как на некий идеал, достигнуть которого в полной мере не представляется возможным, но на который нужно ориентироваться. Вследствие этого законодательство несколько оторвано от жизни, то есть приподнято над несовершенной действительностью. Иными словами в обществе моделируется в виде закона некий желательный, однако, до конца недостижимый, образец правоотношений [24, с. 26].
Состав законности, количество элементов, которое содержит эта категория, и определение их содержания вызывает не меньше вопросов. Исследователь А.Ф. Кеммель утверждает, что законность является системным образованием, содержащим в себе принципы требования и режимы, воплощающие безусловное соблюдение и практическую реализацию всеми субъектами правовой системы социума соответствующих ей законов, подзаконных актов и иных источников права. Элементы законности, приведенные автором, являются формами бытия одного и того же явления, которые переходят в содержание друг друга, находясь при этом в постоянном взаимодействии, и способствуют взаимному обогащению и дополнению. Учитывая, что законность как одно явление не может иметь несколько форм, а также принимая во внимание, что одна форма не может поглощать другую с условием сохранения основной, конструкция, предлагаемая автором, вызывает вопросы и возражения [11, с. 61].
По мнению других исследователей законность является системой юридических правил, норм, средств, гарантий и государственных структур, предназначенной обеспечивать процесс их реализации [10, с. 78]. Из вышесказанного следует, что законность является и системой права, и актами применения, договорами и иными индивидуальными актами, и государственным аппаратом. В этой связи с автором указанного мнения сложно согласиться, так как данное утверждение является спорным, потому что элементы, приведенные им в понимании законности, являются самостоятельными явлениями со своими понятийными аппаратами и находятся вне законности.
Кроме того стоит обратить внимание на то, что принято считать что категория законности состоит из таких элементов, как правовой режим и факт реальной жизни, требование, цель, принцип, определенное состояние в государстве и социуме. Однако, приведенное понимание законности также вызывает свои вопросы и возражения. Интерпретация законности как требования представляется слишком общей и расплывчатой для дефиниции. Государство может постоянно требовать от органов государственной власти и граждан соблюдения законов, но от одного лишь требования ничего не изменится и законности все равно не будет. Законность возникнет лишь в том в случае, когда эти требования будут выполняться и соблюдение законов создаст нужный режим и стабильность в социуме [29, с. 476].
По мнению исследователя В.Л. Кулапова, категория законности включают в себя следующие элементы:
а) общеобязательность права;
б) необходимость правомерного поведения всех участников общественных отношений;
в) особый режим общественно-политической жизни, при котором не оставалось бы места для произвола [15, с. 76].
По мнению других исследователей, законность состоит из:
а) нормативной основы, которая определяется содержанием действующего законодательства государства;
б) теоретической основы, которая образуется правовыми взглядами и концепциями;
в) условий, средств и приёмов осуществления законности;
г) системы защиты законности, в том числе государственный контроль и надзор за действием законов [8, с. 83].
Многообразие позиций и взглядов, существующих в настоящее время, демонстрирует отсутствие ясности и четкого понимания в содержании понятия законности, а мнение о полисемичности исследуемой категории в виду отсутствия верного базового определения и противоречивости множества предлагаемых трактовок не приемлемо.
Наконец, в современных условиях, во всем мире, в том числе и в России, увеличивается количество правонарушений, негативных правовых явлений, тяжких преступлений, разрастается коррупция, терроризм создает опасность всему человечеству, совершаются другие антисоциальные проявления, что вызывает необходимость связывать действительность прежде всего с правовыми законами и правовой законностью. Правовая законность основана на правовых законах, а неправовая – наоборот. Вне сомнения то, что реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований правового закона и правовой законности. Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее, отсюда законность – «это реализующее право», как отмечает C.С. Алексеев [4, с. 83].
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что понимание законности сегодня уже не соответствует нынешним представлениям о том, какой именно должна быть законность. Необходимо не только переосмыслить данное явление, но и продолжать поиск приемлемого, наиболее чёткого и достаточно полного определения законности так как перед нами сложный политико-правовой феномен, затрагивающий интересы всех и каждого в отдельности и требующий вдумчивого анализа [24, с. 27].
Таким образом, в завершение остается сделать вывод о том, что на сегодняшний день понятие законности является одним из центральных и наиболее сложных в правоведении. Существуют различные трактовки «законности», некоторые из них схожи по смыслу, а некоторые – вовсе противоположные. Это объясняется сильной политизированностью явления, а также тем, что в разные периоды времени различные правящие элиты придавали категории законности то содержание, которое отражало устремления данных правящих элит. На основе мнений различных исследователей можно сформулировать сформировали определение законности. Законность – это торжество закона, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается всё возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается всё возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных.