Файл: Законность и правопорядок ( Теоретические аспекты законности и правопорядка ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
Переходя к рассмотрению понятия, признаков и структуры правопорядка, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что правовой порядок представляет собой специфическое общественное явление, возникающее в результате действия механизма реализации права. Правопорядок объективно необходим любому государственно-организованному обществу, прежде всего для того, чтобы обеспечить производство материальных благ, без которого общество существовать не может. Необходимо также воплотить в жизнь права и обязанности людей.
Актуальные вопросы правового порядка исследовались в теории государства и права, а также в науке конституционного и гражданского права. На сегодняшний день можно выделить работы Л.А. Морозовой [18], В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев [26], А.С. Пиголкин [21], О.В. Старков [25] и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, определение правового порядка и его структуры требует дальнейших исследований. Также не уделялось достаточного внимания исследованию взаимодействия правопорядка, законности и юридической обязанности.
Правопорядок – это такой порядок в волевых отношениях, который регулируется правовыми нормами, устанавливается посредством обеспечения точного исполнения законов и проявляется в том, что, во-первых, общие правовые запреты не нарушаются, во-вторых, правовой статус граждан и организаций придерживается и их дееспособность может осуществляться без помех; в-третьих, участники правоотношений неуклонно выполняют возложенные на них юридические обязательства [5, с. 108].
Кроме того понятие «правопорядок» употребляется в действующих нормативных правовых актах, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации [2] и Указе Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» [3].
Различные исследователи выделяют следующие признаки правового порядка:
- правопорядок закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;
- опирается на верховенство права и авторитет закона в области правовых отношений;
- устанавливается в результате реализации правовых норм, то есть осуществление законности в правореализационной деятельности;
- создает благоприятные условия для использования субъективных прав;
- приводит к своевременному и полному выполнению всеми субъектами юридических обязанностей;
- требует юридической ответственности для каждого, кто совершил правонарушение; устанавливает строгую дисциплину;
- предусматривает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего, правосудия;
- создает условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;
- обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, включая примус [27, с. 525].
Определение правопорядка различными авторами свидетельствует, что он однозначно зависит от выполнения юридических обязанностей. Последние признаются фактором, который создает устойчивость и гарантированность правопорядка. Каждому субъективному праву участника правовых отношений соответствует обязанность другого участника, «односторонних, не сбалансированных правовых отношений быть не должно, потому что такие отношения не могут гарантировать устойчивость, эффективность правопорядка»
Принципы правопорядка – исходные положения и идеи, определяющие содержание правопорядка и обеспечивающие понимание его природы и сущности.
По характеру и значимости принципы классифицируют на: общесоциальные, общеправовые и специальные [9, с. 497].
Общесоциальные принципы определяются закономерностями и тенденциями общественного развития и характеризует правопорядок как общественную категорию, функционирующую в обществе и обеспечивающую его системность. Это принципы демократизма, гуманизма, справедливости, верховенства интересов общества, получают правовое закрепление и оказываются в существующем правопорядке.
Общеправовые принципы характеризуют все правовые реалии, обеспечивая единство права и отражая особенности отдельных правовых понятий. Они определяют правопорядок как политико-правовое явление. Основными среди них являются: равенство перед законом; обязательность закона для всех субъектов; верховенство Конституции; законность, верховенство прав человека и гражданина; неотвратимость ответственности и тому подобное [22, с. 115].
Специальные принципы характеризуют правопорядок как самостоятельную и качественно обособленную структуру. Основными среди них являются:
- Определенность обеспечивает закрепление требований правопорядка и его функционирования на основе формально-определенных правовых предписаний. Это обеспечивает определенность общественных отношений, регулируемых правом и сферы действия правопорядка.
- Системность обеспечивает наличие системы отношений, регламентируемых правом, формируются и функционируют под влиянием единых экономических, политических и социальных факторов, основываются на единой сущности права и обеспечиваются силой единой государственной власти. Именно эти отношения и составляют правопорядок.
- Устойчивость правопорядка обеспечивается государством путем закрепления его положений правовыми нормами, создание условий для его реализации, требований правопорядка и деятельности правоохранительных органов по стабилизации и охраны правопорядка [19, с. 69].
- Единство правопорядка обеспечивается его обоснованностью на единых политических и правовых принципах, гарантированностью единственной государственной волей и законностью, распространенности правопорядка на территории всего государства и взаимодействием структурных его элементов.
- Принцип конституционности означает, что правопорядок составляют конституционно закреплены положения, реализация правопорядка обеспечивается законодательно, а нарушение его требований влечет применение нормативно закрепленных средств ответственности.
- Принцип законности обуславливает назначение законности как условия возникновения и функционирования правопорядка. Законность является основным юридическим характеристикой правопорядка, предопределяет все стороны его функционирования.
- Принцип целостности и структурности определяет правопорядок как сложную динамическую систему, как целостный и сложный механизм, который характеризуется целенаправленной взаимодействием многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают теми жизненно необходимыми свойствами правопорядка, предоставляющих возможность свести воедино существующие нормативные акты и многочисленных субъектов в одно целостное образование – общество.
- Принцип субординации определяет четкое подчинение и иерархическую субординацию элементов структуры правопорядка, взаимодействие участников по функциям, их компетенцией, правами и обязанностями. Этот принцип характеризует связи структуры правопорядка по вертикали с учетом иерархической субординации и по горизонтали как равноценные составляющие. Названный принцип обеспечивает: субординацию органов государства, должностных лиц и организаций по социальному назначению, функциями и место в механизме государства; подчинение нормативных актов по юридической силе; подчинение актов реализации права и их соответствие нормам закона [22, с. 116].
- Принцип гарантированности правопорядка имеет несколько аспектов. Во-первых, это гарантированность прав и интересов человека, удовлетворение которых является основанием вступления субъектов в взаимодействие в области права. Во-вторых, это гарантированность правовых предписаний, что обеспечиваются государством и правомерным поведением субъектов права; в-третьих, гарантируются возможности быть участником правопорядка путем использования субъективных прав и добровольного исполнения обязанностей. В-четвертых, гарантируется возможность достижения правомерными средствами законного результата как основы стабильного правопорядка.
- Принцип подконтрольности обеспечивает нормальное функционирование правопорядка. Постоянный, общий и универсальный контроль осуществляется обществом в процессе реализации демократических институтов, государством – в процессе регулятивного воздействия на общество и гражданами – в процессе реализации ими прав по управлению обществом. Контроль правопорядка осуществляется путем проверки качества законов, соответствия подзаконных актов, эффективности правореализационной практики; степени реализации прав и свобод человека; добровольностью выполнения юридических обязанностей и степени достижения цели правового регулирования [17, с. 89-90].
Указанные принципы распространяются на все сферы проявления правопорядка, обеспечивая его стабильность, качество, полноту, эффективность и единство структурных элементов.
Анализ правопорядка предопределяет необходимость его определения как системного образования, характеризуется наличием взаимодействующих элементов, которые имеют своеобразные свойства, что соотносятся между собой на основе статической и динамической упорядоченности. Элементы правопорядка характеризуются относительной зависимости, автономностью, подсистемностью. Наличие структуры характеризует правопорядок как качественно целостную категорию, что внешние связи, которые обеспечивают взаимодействие с окружающей средой, и внутренние связи, обеспечивающие взаимодействие структурных элементов правопорядка. Их упорядоченность имеет юридические характеристики, основывается на нормативности и присуща всем элементам правопорядка [13, с. 162].
Элементами структуры правопорядка являются:
1. Правовая структура общества, которая получает правовое закрепление, элементами которой являются государство, государственные органы, учреждения и организации; негосударственные объединения, социальные группы, граждане, являющиеся субъектами права. Их особенностями являются четкое определение компетенции, полномочий, функционального назначения и сфер возможного взаимодействия. Участники правопорядка определяются конституционно, они должны быть официально оформленными, иметь определенное правовое положение и правовой статус [22, с. 117].
Субъекты общественных отношений признаются участниками правопорядка только государством. Именно оно определяет перечень участников, их субординацию; обеспечивает правовую процедуру взаимосвязей между участниками и выбирает правовые методы, формы их регулирования.
Правовая структура закрепляет фактическое строение общества, которое обеспечивается организационными и правовыми средствами.
2. Правовые отношения и связи является наиболее динамичным элементом правопорядка. Они характеризуются последовательностью возникновения, развития, изменения, прекращения и получают отражение в нормах процессуального законодательства. К отношениям и связям относятся: реализуемость прав и обязанностей, свобода и ответственность личности, правовая обоснованность действий субъектов и их гарантированность; законность и справедливость отношений и связей. Правоотношения представляют собой систему взаимосвязей, характеризующихся иерархической подчиненностью, организованностью и упорядоченностью. Необходимым условием их развития является последовательность, очередность и этапность.
3. Атрибутивные элементы правопорядка оказываются в составлении элементов структуры. Как правило, они закрепляются в распоряжениях, регламентах, протоколах и определяют урегулированность участников и их отношений; связи и свойства; методы воздействия на поведение субъектов; процедуры возникновения и развития элементов. Акты, регламентирующие процессы и развитие, имеют юридическую форму, значительную степень формальности, нормативный характер, иерархическое подчинение, юридическую силу и основаны на требованиях законности [17, с. 94].
Наличие трехуровневой структуры правопорядка обеспечивает устойчивость и стабильность, что характеризует его как монолитное образование.
Важным для характеристики правопорядка является определение его содержания. Содержание правопорядка – это система правовых и не правовых процессов, свойств и признаков, которые определяют его сущность.
Различают три аспекта содержания правопорядка:
- Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития процессов, составляющих структуру правопорядка во взаимосвязи с экономической системой общества.
- Государственно-волевое содержание составляют аспекты проявления воли государства и интересов всех участников правопорядка.
- Юридическое содержание правопорядка характеризуется степенью реализации прав и законности; согласованностью субъективных прав и юридических обязанностей; состояние регулирования и упорядоченности правовых отношений и связей.
Содержание правоотношений взаимодействует со структурой правопорядка, проявляясь в каждом из его элементов.