Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Планирование ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение.
В критериях формирования современной рыночной экономики возрастают требования к управлению. Это обоснованно повышенной сложностью, как приготовления продукции, так и ее реализации. В случае, если в производстве товаров принимают роль десятки, сотни, а то и более предназначенных компаний то бывает замечена надобность рационального заключения большого числа ежедневных практических задач, связанных с обеспечением фирмы квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, прибыльными рынками сбыта продуктов и услуг. Без особых познаний решить данный размашистый круг задач нельзя. Бывает замечена особая, сравнительно обособленная область управленческой работы - менеджмент.
Менеджмент – прогрессивная система управления предприятием, действующая в критериях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сущности, считается аналогом термина «управление», его синонимом. Впрочем есть различие. Управление относится к живой и безжизненной сфере. К примеру, управление техникой, биологическими процессами, государством. Управление считается более широким понятием. Менеджмент используется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент – это автономный вид мастерски осуществляемой работы для достижения намеченных целей методом рационального применения материальных и трудовых ресурсов.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, любое из коих само по для себя считается процессом, довольно актуальны для успеха организации. Их именуют управленческими функциями.
Функции управления (менеджмента) считаются одной из наиглавнейших характеристик процесса управления и несут в себя комплект действий и заключений, на коих базируется целый организационно-производственный процесс фирмы.
Теоретические основы менеджмента.
Существует множество толкований определения «менеджмент» как в зарубежной, так и в нашей литературе.
Менеджмент - вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и менеджера, обладающего определенными знаниями и умениями.
Менеджмент - наука, использующая количественные методы и моделирование при принятии управленческих решений.
Менеджмент - искусство управления, требующее личных способностей и творческого потенциала менеджера.
Менеджмент – совокупность общих (планирование, организация, мотивация и контроль) и специальных функций управления.
Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы) в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
В общем понимании, управление - это способность достигать целей с использованием рабочей силы, интеллекта и мотивов других.
Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Таблица 1- Подходы к определению сущности менеджмента
Менеджмент |
||||
Наука |
Искусство |
Процесс |
Функции |
Орган(аппарат)управления |
Субъекты менеджмента – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Объекты менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
В зависимости от объекта, различают такие виды менеджмента, как общий и функциональный.
Общий (или генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный (или) специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев.
Термин «управление» является более широким, чем термин «управление», поскольку он применяется к различным областям и видам человеческой деятельности. Термин «управление» относится к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, работающей в рыночных условиях. Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.
Рисунок 1- Схема цикла управления
Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:
- ориентация на человека;
- ориентация на потребителя;
- полная ориентация на рынок;
- постоянное совершенствование системы управления организацией.
Следующие научные подходы в настоящее время применяются к управлению:
1. Процессный подход возник в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически сформировавшийся подход. Он был предложен классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.
Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.
2. Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в наши дни. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов.
Признаки системы:
1. Сложность объекта и его целостность.
2. Способность делиться на подсистемы (это не отделы).
3. Быть, как правило, элементом системы более высокого уровня.
4. Способность образовывать единство с внешней средой.
В любой организации систему управления можно выделить: это совокупность элементов, объединенных связями и информационными процессами, направленными на достижение целей организации.
Система управления включает в себя подсистему управления.
4. Ситуационный подход – появился в 60-е годы XX века, существует в наше время. Он основан на предположении, что в менеджменте организации не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента.
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Основными моментами современной системы взглядов на менеджмент («новая управленческая парадигма») являются следующие:
- отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента,
- использование в менеджменте теории систем,
- применение к управлению ситуационного подхода,
- признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации.
Будучи единым процессом, который гарантирует слаженность совместного хода работы, управление различных формах, а еще сквозь различные функции управления.
В широком значении процесс управления состоит из совокупных функций управления, которые соединяются в циклы управления.
Функции менеджмента — это определенный вид управленческой деятельности, который исполняется особыми способами, методами и связаны с воздействием на управляемый объект. Функции менеджмента обязаны быть так организованы, чтобы организация имела возможность эффективно (а значит, конкурентоспособно) реагировать на меняющиеся условия внешней среды.
Сравнительно функций менеджмента выработаны три расклада.
Первый расклад основывается на суждениях А.Файоля, который в собственной работе «Основные черты промышленной администрации — предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль» (1916) подчеркнул свойственные для организаций облики работы, обозначив управление (менеджмент) как особенную дисциплину. Приверженцы Файоля предлагали свои наборы функций управления, введя в представленный Файолем список свежих составляющих или исключив какие-либо из них. К примеру, Ричард Л. Дафтвнес предложение в управленческие функции: планирование, организация, лидерство (руководство) и контроль.
Второй расклад связан с именем П. Друкера, который положил в базовую функцию управления направления деятельности менеджера — управление бизнесом, управление менеджерами, управление сотрудниками и работой.
Третий расклад определяет менеджмент как совокупность 3-хсфер (блоков) управленческого труда: блока содержания — постановка задач, планирование и побуждение к действиям; блока процесса — управление интересами, вовлечение сотрудников в процесс принятия решений, коммуникации; блока контроля (и обучения), который произведен из надлежащих составляющих: противостояние менеджеров и работников в вопросах контроля; сравнение текущих итогов, целей и внесение коррекции; персональная учеба и обучение организации в целом.
В РФ более распространен расклад, сообразно которому в состав функций менеджмента включают планирование, организацию (организовывание), мотивацию, контроль и координацию, а еще вспомогательные функции — принятие управленческих решений, учет и анализ хода их выполнения.
В следствии этого можно утверждать, что в систему ведущих функций менеджмента в целом мы включаем:
· подготовку и принятие управленческих решений;
· организацию реализации принятых решений; о мотивацию персонала к выполнению управленческих решений;
· учет и анализ выполнения управленческих решений;
· контроль хода их выполнения и оперативное управление или регулирование.
В современной литературе согласно маркетингу, предполагаются такие управленческие функции как планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, изучение, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Однако в классическом виде считается, что в процессе управления выполняются 4 главные (первичные) функции:
-планирование;
-организация;
-мотивация;
-контроль.
Эти функции объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений, а руководство (лидерство) определено как независимая деятельность.
Характерные или определенные функции управления находятся в зависимости от индивидуальностей контролируемого предмета и, как правило, связаны с управлением определенной сферой, областью организации. Из числа аналогичных функций: управление основным производством, дополнительным производством, человеческими ресурсами, финансами, маркетингом, нововведениями (инновациями) и др.
В настоящей экономической существенности функции менеджмента проявляются в функциях органов управления, а последние в свою очередь в функциях сотрудников. В следствии этого функции менеджмента можно охарактеризовать, как целенаправленные виды труда, а сам менеджмент — как их совокупность.
Стратегическая задача работы фирмы считается основанием для определения объема и типа управленческий деятельности, обеспечивающей ее достижение. Речь идет о тех функциях, которые аккомпанируют всякий процесс управления за пределами зависимости от индивидуальностей организации (форма собственности, назначение величина и прочее). Поэтому их называют совместными функциями управления. Данные функции считаются почвой управленческой деятельности.
Результат установленной миссии требует не только применение основных функций, но и конкретной их синхронизации, динамики приоритетов в функциях.
Основными функциями менеджмента являются:
- планирование (прогнозирование),
- организация,
- координация,
- контроль,
- мотивация.