Файл: Гражданско-правовая охрана научных открытий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 962

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом открытия может быть и выявленная закономерность материального мира – это неизвестная ранее, объективно существующая устойчивая связь между явлениями и свойствами материального мира. Открыть закономерность – значит понять эту связь и выразить ее математической, функциональной или иной зависимостью. Она не должна носить случайного характера. Поэтому для выделения в качестве закономерной связи должна быть не просто констатация связи каких-либо явлений или свойств, но и установлен ее причинно-следственный характер.

Кроме того, эта связь должна носить устойчивый характер. Зависимость между явлениями и свойствами выражается, как правило, определенной математической или функциональной зависимостью.

Установленные закономерности материального мира являются наиболее значимыми научными открытиями. Среди общей массы зарегистрированных открытий их число сравнительно невелико. Примером может служить закономерность кристаллизации (синтеза) алмаза из углерода (диплом № 101), закономерность утраты и восстановления регенерационной способности конечностей у позвоночных (диплом № 144), закономерность пространственно-временного изменения морфологии минеральных индивидов в процессах природного кристаллообразования (диплом № 270) и т.д.

Важнейшим признаком научного открытия является его новизна. Это прямо следует из легального определения открытия, поскольку им может быть признано лишь установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального мира.

В данном случае под новизной, как и применительно к изобретениям и промышленным образцам, понимается абсолютная мировая новизна научного положения, заявляемого в качестве открытия. Новизна открытия устанавливается на дату приоритета. Приоритет научного открытия определяется по дате, когда впервые было сформулировано положение, заявляемое в качестве открытия, либо по дате опубликования указанного положения в печати, либо по дате доведения его другим путем до сведения третьих лиц.

Следует отметить, что в законах, регулирующих научные открытия в России, не регламентирован круг источников, по которым проверялась новизна открытия. Исходя из принципа мировой новизны открытия, ее порочили любые сведения, содержащиеся в отечественных или зарубежных источниках, независимо от степени их доступности, места и времени опубликования.

Необходимым критерием охраноспособности открытия является его достоверность. Закон требует, чтобы научное положение, регистрируемое в качестве открытия, соответствовало действительности. Существование закономерности, свойства или явления материального мира должно быть не просто констатировано автором, но и доказано им теоретически или экспериментально. Без этого открытие еще не существует, есть только гипотеза, т.е. предположение, сделанное для объяснения связей явлений материального мира, которая законодательством не охраняется.


Доказательства должны включать данные, обосновывающие достоверность научного положения, в необходимых случаях также описание методики экспериментов, их результатов и сделанные выводы.

Итак, сделаем следующие выводы.

Во все времена человечество стремилось к познанию и открытию новых явлений. Изучение окружающего мира непременно ведет к появлению новых знаний, а происходит это в форме научных открытий. Они являются результатом исследований в любой сфере жизни общества и предоставляют новую информацию о свойствах, законах и явлениях окружающего мира. Научные открытия открывают новые перспективы развития науки и техники, служат основой создания новых изобретений. Но, несмотря на всю ценность научных открытий, в законодательстве практически ни одной страны нет норм, посвященных научным открытиям.

Научное открытие – новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы, это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Научные открытия лежат в основе любой научно-технической революции, придавая принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизируя общественное производство. Во многих странах осуществлена государственная система выявления, централизованной регистрации научных открытий и закрепления авторского и государственного приоритета. Эта система создает благоприятные условия для более широкого использования научного открытия, стимулирует заинтересованность ученых в фундаментальных научных исследованиях, развитии научного творчества. Количество сделанных и эффективно используемых научных открытий, и изобретений – один из основных показателей при оценке деятельности, как отдельных ученых, так и научно-исследовательских организаций, и государства.

Глава 2. Характеристика способов охраны научных открытий

2.1 Истории правового регулирования научных открытий

Обратимся к истории вопроса о правовом регулировании научных открытий. Впервые об охране научных открытий задумались еще в конце XIX в. На пяти конгрессах Международной литературной и художественной ассоциации, проводившихся в 1879-1899 гг., делались предложения о введении правовой охраны научных открытий. Но попытки не увенчались успехом. Они были возобновлены во Франции после Первой мировой войны. В этом случае речь шла об охране имущественных интересов авторов научных открытий.


В 1922 г. профессор и депутат Ж. Бартелеми внес во французский парламент проект закона о научной собственности. В проекте предлагалось ввести так называемый патент на принцип, который давал бы автору открытия право участвовать в выгодах, получаемых от его использования. Параллельно другой проект, предусматривающий охрану открытий, был разработан и внесен в парламент французской Конфедерацией работников умственного труда. Авторы второго законопроекта исходили из необходимости признания самостоятельного права собственности на научные открытия и считали, что автору должно принадлежать исключительное право на извлечение выгод из открытий и изобретений. При этом предполагалось, что указанное право не будет правом исключительного пользования, поскольку авторы не могут запретить промышленное или коммерческое обращение своих произведений. В отличие от проекта Бартелеми, внесение изменений в патентное законодательство не предусматривалось. Оба проекта не получили поддержки во французском парламенте, однако не остались без внимания и были переданы в Комиссию по интеллектуальному сотрудничеству, созданную Советом Лиги Наций.

Позже идеи французских законопроектов были использованы в работе по подготовке международного документа в области охраны научных открытий, которая началась в Лиге Наций. Результатом явился проект международной конвенции по охране научных открытий, представленный Ф. Руффини. Документ предусматривал: создание международного союза по охране прав авторов открытий и изобретений; предоставление права авторам научных открытий извлекать выгоды из своих трудов; определение размера вознаграждения авторам.

В 1923 г. проект Ф. Руффини был одобрен Советом Лиги Наций и разослан в правительства государств-членов для представления заключений по нему. Но от правительств были получены ответы, в которых высказывались сомнения в отношении законопроекта, и поэтому было решено продолжить изучение вопроса. Поручено это было Международному институту интеллектуального сотрудничества, созданному в 1925 г. И по итогам его работы, появился новый проект Конвенции. Разработана она была в 1927 г. комиссией экспертов, которой руководил французский юрист М. Плезан. На основе этого документа охранялись права в отношении открытий, которые пригодны к материальному использованию, авторы таких открытий могли требовать выплаты части прибыли, которая была получена предпринимателем от использования этого открытия. В тоже время была установлена свобода использования научных открытий, главным оставалось условие выплаты вознаграждения автору или его наследникам. Что касается размера вознаграждения, то он определялся соглашением сторон или в судебном порядке. Открытия должны были быть представлены для регистрации в международный орган. При этом автор должен был указать, что он подразумевает под своим открытием.


Но, несмотря на то, что данный проект получил одобрение Совета Лиги Наций, он не нашел поддержки со стороны государств-членов и в 1932 г. было принято решение о преждевременности его рассмотрения. А в 1937 г. директором Международного института интеллектуального сотрудничества было сделано заявление о том, что обстоятельства не позволяют созвать дипломатическую конференцию для обсуждения вопроса о правовой охране научных открытий[10].

В итоге многолетняя работа над нормативным актом, который обеспечил бы международную охрану научных открытий, не обернулась успехом. Но правовое регулирование научных открытий с успехом реализовывалось на национальном уровне – в Советском Союзе.

В 1955 г. в СССР был образован Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, на него и была возложена обязанность по государственной регистрации открытий[11].

Критериями охраноспособности изобретений в это время считались новизна и достоверность. Охрана не предоставлялась географическим, археологическим, палеонтологическим открытиям, открытиям месторождений полезных ископаемых и в области общественных наук.

Для признания выявленных свойств открытием в государственный комитет СССР по делам открытий и изобретений подавалась заявка, которая затем направлялась в Академию наук СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии, университеты, ведущие научно-исследовательские организации или учебные заведения министерств и ведомств для получения заключения по вопросу о наличии открытия. При признании выявленных свойств и открытий окружающего мира открытием на него выдавался диплом, приоритет открытия и авторство на него. Автором признавался гражданин, трудом которого оно сделано.

Информация о зарегистрированном открытии в обязательном порядке публиковалась в официальном бюллетене и в различных профильных академических журналах.

Нормы правового регулирования открытий на законодательном уровне содержались также в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г., а также в кодексах республик, например, в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.

В соответствии с законодательством, авторам открытий полагалось единовременное поощрительное вознаграждение, максимальный размер которого составлял 50 тысяч рублей. Также авторы открытий получали преимущественное право занимать должности научных работников в научно-исследовательских учреждениях, а если открытие признавалось ценным для государства, то авторы получали право на дополнительную жилую площадь[12].


Позже правовая охрана была введена в ряде других социалистических стран: в Чехословакии в 1957 г., в Болгарии в 1961 г., в Монголии в 1970 г. и в 1983 г. на Кубе. Все это сказалось при разработке Конвенции о Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)[13].

Под руководством ВОИС был разработан проект договора о международной регистрации научных открытий, который был принят на Дипломатической конференции в Женеве 3 марта 1978 г. и получил название Женевский договор. Но Женевский договор был подписан только пятью государствами (СССР, Болгарией, Венгрией, Марокко и Чехословакией), а для вступления в законную силу требовалось присоединение 10 государств. Поэтому Женевский договор так и не вступил в законную силу.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее удачным по установлению правовой охраны научных открытий, безусловно, является опыт СССР. На сегодняшний день создание нормативно-правового акта, предоставляющего правовую охрану научным открытиям, является актуальной задачей. Поэтому необходимо возобновить попытки создания наиболее оптимального законодательного акта, который обеспечивал бы охрану как самих научных открытий, так и охрану интересов авторов открытий.

Многие ученые сходятся во мнении, что необходимо на законодательном уровне закрепить права авторов научных открытий, как это было в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., когда авторам предоставлялось право на имя, а также возможность получения вознаграждений и льгот.

2.2 Правовое регулирование научных открытий в современное время

Сегодня согласно ст. 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ лицо, обладающее исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности, вправе не только использовать соответствующий результат любым не противоречащим закону способом, но и по своему усмотрению разрешать или запрещать его использование другим лицам. Следовательно, включение научных открытий в перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности создало бы ситуацию, в которой автор открытия или иной обладатель исключительного права на него имел бы возможность установить порядок использования соответствующих сведений, в том числе запретить их использование всем третьим лицам. Становится понятно, что такая правовая ситуация имела бы катастрофические последствия для науки. Теоретическое знание о физическом мире не должно быть ограничено исключительными правами.