Файл: Общение как взаимодействие (Понятие общение и взаимодействие).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
Перцептивная сторона общения
«Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность.»[15]
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия происходит оценка и понимание другого человека, также оно помогает сформировать образ другого человека. Восприятие подвержено влиянию разных факторов, и может быть ошибочным, так как этот процесс является субъективным. Ошибочность может проистекать из-за предвязатого отношения, которое базируется на культурных, социальных стереотипах либо основываются на личном опыте.
Для восприятия большое значение имеет первое впечатление. Искажает первое впечатление, такой феномен как стереотип ожидания.
Стереотип ожидания может строиться по разным типовым схемам. Довольно часто действует схема восприятия по типу переоценки качеств. Человеку следующему этой схеме свойственно переоценивать другого человека, если тот превосходит его хотя бы по одному важному для него критерию Такой человек удостаивается высокой оценки, и ему приписывается все остальные положительные качества, вне зависимости того обладает он ими или нет. В случаи, если мы превосходим человека, то мы склоны его недооценивать. Данная схема носит названия «эффект превосходства».
Следующий «эффект внешней привлекательности». Физическая привлекательность одним из важных параметров, от этого зависит доверяем ли мы данному человеку или переносим на него все лучшие качества и т. д.
Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.
Все вместе эти схемы образуют эффект ореола. Эффект ореола заключается в том, что при образования первого впечатления о человеке общее позитивное впечатление приводит искаженному восприятию неизвестного человека. Из этого можно сделать вывод, что наше первичное впечатление всегда ошибочно, но это не всегда соответствует действительности. Специальные исследования показывают, что при нейтральной ситуации взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить храктеристики партнера, но остальных случаях, конечно, допускаются ошибки.
Кроме эффекта ореола существуют и другие факторы, мешающие восприятию другого человека:
1) «Эффект проецирования», суть которого в том, что приписывает свои качества, эмоциональные состояния другому человеку.
2) «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной, на нее полагается человек и учитывает её, если она даже была ложной.
3) Нежелание рассматривать мнению других людей, доверяя лишь собственному впечатлению и отстаивать его.
4) Отсутствием изменений в восприятии другого человека, с течением времени. Когда-то вынесенная человеку оценка не меняется. Несмотря на то что о нем накапливается новая информация.
5) «Эффект последней информации» происходит в том случаи, когда человек получает негативную информацию о другом, и эта информация может поменять и перечеркнуть все давние отношения.
Таким образом, существует много факторов, мешающих объективному восприятию других людей. Само же восприятие не ограничивается, восприниманием особенностей внешности и поведения человека, но также проводим анализ его личность и поступков, основываясь на поступившей информации. Есть несколько механизмов, помогающих осуществлять понимание в процессе общения — это идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция.
Идентификация — отождествление себя с другим. При идентификации человек ставит себя на место другого и понять, как бы он действовал в подобных ситуациях. С идентификацией тесно связана эмпатия.
Эмпатия – понимание эмоционального состояния, стремление откликнуться на проблемы другого человека. В этой ситуации человек пытается прочувствовать самому весь спектр эмоционального состояния партнера.
«Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному».[16] Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
Рефлексия – это самопознание субъекта внутренних психических актов и состояний, определенное видение того, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Суть, которого состоит в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. Человек борется с мнимыми проблемами.
Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции, разработанной Г. Келли,Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение.[17] Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией).
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, и непосредственной организацией их совместной деятельности. В ходе общения всегда происходит изменение поведения и деятельности других людей. Этот компонент общения здесь обозначает взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, формирующихся в процессе работы. Межличностное взаимодействие характеризируется последовательностью развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида.
В социальной психологии есть специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально-психологического анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида.
Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем, не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.[18]
О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
-приспособление;
-уступчивость;
-уклонение;
-конкуренция ;
-противоборство ;
-сотрудничество ;
- компромисс.
В классификации имеет значение два независимых критерия:
1. Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей.
2. Мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна (см. схему), позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, не высказывает свою позицию, уклоняется от спора. При таком стиле поведения появляется тенденция ухода, нежелание брать на себя ответственность за решения. Данное поведение имеет место быть, когда исход конфликта для человека не имеет значения, либо на разрешение конфликта потребуется много сил, либо у человек не обладает теми качествами, чтобы решить конфликт в свою пользу.
Конкуренция (противоборство) обозначает активную борьбу в отстаивании своих прав и интересов, в ход пускаются любые доступные средства для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Сложившаяся ситуация понимается человеком как очень значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагается определенная жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримое противостояние к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Данный способ поведения применяется ситуация не так важна для человека, если гораздо более значимо сохранить хорошие взаимоотношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида невелик шанс выиграть, и мало власти.
Сотрудничество означает, что индивид активно ищет пути решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Оппоненты обмениваются мнениями, все участники конфликта стараются выработать, какое-либо общее решение. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы, которая возникла, имеет очень важное значение, то используя такой подход возможно всестороннее рассмотрение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
При конкуренции и сотрудничестве столкновение неизбежно и является необходимым условием для принятия решения. Понимая то, что при выходе из конфликта должны быть, устранены причины, его вызвавшие, из этого можно заключить вывод: только стиль сотрудничества поможет реализовать данную задачу полностью. При уклонении и приспособлении разрешение конфликта откладывается, а сам конфликт переходит в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения разрешения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и о том, что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой для формирования новых конфликтов и не привело к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Идеальной же является стратегия окончательного разрешения конфликта, суть которой состоит в поиске и устранении его причин в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров. Во-вторых, проблема не загоняется вглубь, а перестает существовать вообще. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды превышают те, которые могли быть получены при любой другой стратегии. В основе этой стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению.
Интерактивная сторона общения представляет собой выработку общей стратегии взаимодействия. Можно также разделить ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.