Файл: Общение как взаимодействие (Понятие общение и взаимодействие).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что общение является неотъемлемой частью человеческого существования. В процессе общения происходит становление и развитие личности, усвоение им норм и правил поведения.
Человек по природе своей существо социальное, из этого вытекает, что он не может жить, не контактируя с другими людьми. Именно ежедневное общение между людьми, и их взаимодействие в этом процессе служит условием для жизнедеятельности любого человека.
Целью работы: является изучение общения как взаимодействия.
Задачи исследования
- Рассмотреть понятия «общение» и «взаимодействие»
- Рассмотреть структуру и виды общения
- Изучить общение как взаимодействие
Предмет работы: общение как взаимодействие.
Методологической основой работ послужили научные труды известных отечественных авторов. Для написания теоретической части были использованы учебные пособия, монографии, книги на сайте университетской библиотеке.
1 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Общение – это взаимодействие между людьми в процессе, которого происходит установление и развитие связей и контактов.
Общение наряду с такими понятиями как: восприятие, мышление, личность является центральным понятием в психологии. И как эти понятия имеет много разных трактовок, с точки зрения различных школ и направлений в психологии.
Б.Д. Парыгин отмечает, что общение одновременно может быть и процессом взаимодействия людей, и информационным процессом, и также является отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.[1] Данное определение Б.Д. Парыгина ориентируется на комплексное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.
А.С. Золотнякова[2] же рассматривала общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение здесь выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, благодаря которому происходит передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.
В работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».[3]
Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», сводя общение к непосредственному контакту между индивидам. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев под общение подразумевает социальный феномен, субъект которого «следует рассматривать не изолированно. Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…».[4] В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». Этой точки зрения придерживаются многие авторы. Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения».[5] Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение. Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения.[6]
С точки зрения выше перечисленных авторов общение первично по отношению к таким процессам как восприятие, взаимодействие, взаимоотношение, по этой причине общение должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии.
Но это лишь одни из подходов к данной проблеме, по другой же гипотезе «взаимодействие» более фундаментальный процесс чем «общение», так как в основе вышеперечисленного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет».[7]
«Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур».[8] Данная работа иллюстрирует другой подход, в ходе, которой рассматривается установление связей и влияния людей друг на друга, автор делает вывод, что изначально происходит взаимодействие и в дальнейшем оно перетекает социальные и психологические отношения между людьми. «Психологические же отношения – результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами».[9]
Резюмируя все вышесказанное можно заключить, что нет общего определения «общение» и «взаимодействие». Существует много разных подходов к данной проблеме, в рамках которых каждый, выстраивает свою систему координат.
Так как обе категории являются сложными психологическими и социальными феноменами, то их полное изучение невозможно в отрыве друг от друга. Эти процессы служат продолжением и вытекают один из другого, и становятся базой для всех остальных видов деятельности.
Подтверждению этому может быть то, что взаимодействие входит в структуру общения, и без рассмотрения этих аспектов общения нельзя составить полное представление о предмете.
1.2 СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Общение есть сложный и многогранный процесс, следовательно, надо обозначить его структуру.
В процесс общения включены все психические процессы, а значит и три сферы человеческой деятельности, называемы в социальной психологии сторонами общения:
- Коммуникативная (обмен информацией, задействованы познавательные процессы);
- Перцептивная (общение как эмоциональное восприятие);
- Интерактивная (общение как взаимодействие, которое обеспечивает волевая сфера)[10]
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация в узком смысле слова значит обмен информацией, но этого определения недостаточно. Ведь коммуникация не простая передача информации, а её взаимообмен между субъектами, которые являются активными участниками процесса, вследствие которого происходит формированием, видоизменение и усвоение информации.
Источники информации в общении:
- сигналы непосредственно от другого человека;
- сигналы от собственных сенсорно-перцептивных систем;
- информация об итогах деятельности;
- информация от внутреннего опыта;
- информация о вероятном будущем.
Каким образом человек отличает «хорошую» и «плохую»? Свое объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он считает, что речь является способом внушения, или суггестии, но как на любое действие есть есть противодействие, называемая контрсуггестией, которая заключает в себе способы защиты от действия речи”. Он выделяет три контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание характеризируется не только, нежелание вступать в контакт, но и уклонением от неприютной ситуации. Действия людей, выбравших способом защиты авторитет, заключаются в том, что человек разделяет все остальных на тех, кто имеет авторитет и те, кто не обладает, доверяют они конечно первым. Ну и в последнем случаи люди делают вид значения сказанного.[11]
«Обмен информацией обязательно предусматривает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, возникающее здесь, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого. Эффективность коммуникации измеряется тем. Насколько удалось это воздействие»[12]
Коммуникация в свою очередь общение делится на вербальное и невербальное. Вербальное общение – это передача информации с помощью слов. Средствами общения выступают письменная и устная речь.
Главную роль здесь играют значение и смысл слов, фраз, также очень важно точное употребление слов, их доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, их выразительность, которая осуществляется с помощью интонации, но сама интонация является средством невербального общения.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать понятной для коммуникатора только после того как произойдет смена «коммуникативных ролей». Переходя, из роли «говорящего» в «слушающего» и наоборот, когда слушатель становится коммуникатором и дает обратную связь, в процессе которого объясняет, как он усвоил эту информацию. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит уточнения, раскрытие и развитие сути переданной информации.
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Так определяют коммуникативную категорию З.Д. Поповой и И.А. Стернина, - «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает характеризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий» [13]
Информация, идущая от коммуникатора, может быть двух типов - побудительная и констатирующая.
Побудительная информация призвана стимулировать к каким-либо действиям. Побуждение бывает нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера). Обычно выражается в форме приказа, просьбы, совета.
Констатирующая информация преподносится форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Само сообщение может носить разный характер: мера объективности может варьироваться от демонстративно «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность — это способность формировать убеждения, т. е. «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями».
Все остальное средства относится к невербальному общению.
Средства невербального общения относятся:
- почерк
- экстралингвистические (интонации, громкость, темп, ритм речи), паралингвистические (звуки сопутствующие речи, покашливания), просодические(тембр голоса, дикция).
- кинесические (мимика, жесты, пантомимика), такесические (прикосновение к партнеру и пр.);
- проксемические: дистанции (зоны) общения (расстояния между партнерами) и организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга);
- территориальные (территория, на которой происходит общение);
- временные (не только время суток, но и момент состояния партнера);
- физиологические (запах парфюмерии, используемые партерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне и пр.);
- имиджевые: одежда, прическа, аксессуары и пр.[14]