Файл: Общение как взаимодействие (Понятие общение и взаимодействие).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
Текст опросника
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Результаты
№ вопроса |
1 испытуемый |
2 испытуемый |
3 испытуемый |
1 |
А |
А |
б |
2 |
А |
А |
б |
3 |
Б |
А |
б |
4 |
А |
А |
б |
5 |
Б |
А |
а |
6 |
А |
Б |
Б |
7 |
Б |
А |
А |
8 |
Б |
Б |
А |
9 |
А |
Б |
А |
10 |
Б |
А |
Б |
11 |
А |
А |
А |
12 |
А |
Б |
Б |
13 |
А |
Б |
А |
14 |
Б |
Б |
Б |
15 |
Б |
А |
А |
16 |
А |
А |
Б |
17 |
Б |
Б |
А |
18 |
Б |
А |
А |
19 |
А |
Б |
А |
20 |
Б |
Б |
А |
21 |
Б |
А |
А |
22 |
А |
Б |
Б |
23 |
А |
Б |
А |
24 |
Б |
А |
А |
25 |
А |
А |
А |
26 |
А |
Б |
Б |
27 |
Б |
А |
Б |
28 |
А |
А |
Б |
29 |
Б |
Б |
А |
30 |
А |
А |
Б |
Стиль поведения |
1-й испытуемый |
2-й испытуемый |
3-й испытуемый |
Соперничество |
3 |
9 |
6 |
Сотрудничество |
5 |
7 |
8 |
Компромисс |
10 |
7 |
3 |
Избегание |
8 |
4 |
2 |
Приспособление |
4 |
2 |
8 |
Характеристику каждого стиля поведения можно найти в главе 1.2 данной курсовой работы.
Общение, способность входить в контакты с другими людьми, быть открытым и проявлять себя и свои способности в обществе, путем взаимодействия с другими людьми, все это определяет стиль и образ жизни человека.
На примере методик, которые, были использованы, были определены одни из важных аспектов общения. Это лишь не многие способы выявления какого-то образа человека, но и этих данных достаточно для того, чтобы схематично набросать психологический портрет. Некоторые его характерные черты в поведении в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение один из базовых потребностей человека. Вместе с физиологическими потребностями, оно является необходимым условием для полноценного функционирования человека. Нельзя представить деятельность вне общения, поэтому исследование общения не теряет актуальности, и постоянно становится предметом споров и размышлений, не только в среде ученых, но людей далеких от научной деятельности.
Целью работы: было изучение общения как взаимодействия.
Задачи предложенной темой курсовой работы послужили: 1) Раскрытие понятий «общение» и «взаимодействие», и их соотношение. 2) Изучение структуры и уровней межличностных отношений 3) Исследование, с помощью методик общения как процесс взаимодействия.
В курсовой работе были использованы методики в виде тестов-опросников. Конечно, такие тесты стандартизированы, и не могут дать полной и точной информации, но они направлены на выявление общих тенденций в поведении индивида по отношению к другим субъектам.
Используя данные, полученные из этих тестов, исследователь может спрогнозировать поведение испытуемого в той или иной ситуации. Для самого же испытуемого полученная информация предоставить много разных возможностей: 1) это может быть расширение знаний о самом себе 2) выявление проблем и трудностей в общении 3) выяснение причины проблемы. На основании анализа результатов, человек может скорректировать свое поведение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева. Г. М. Социальная психология./ Г.М. Андреева — 3-е изд. М.: Наука, 1994- 324 с
Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М.Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1999 - 375с
- Андреева. Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева.. 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2014. ― 363 с.
Бабушкин Г. Д. Социальная психология. / Г.Д. Бабушкин — Омск: СибГУФК, 2011. – 236 с.
- Бодалев А.А. Личность в общении. /А.А. Бодалев — М.: Педагогика, 1983 - 272с
- Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. /А.С.Золотнякова — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.
«История и психология» / М., «Мысль», 1972. - 21 с.
Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 163.
Куницына В. Н Межличностное общение. / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365с
Мандель Б. Р. Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика / Б. Р. Мандель – М.; Берлин Директ-Медиа 2016 – 438с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. / Б.Д.Парыгин — М.: Мысль, 1971 - 352с
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К.Платонов. — М.: 1981. - 176 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. / З. Д. Попов. — Воронеж, МИОН, 2002 – 151с
- Сутормина Л. И. Основы психологии. / Л.И. Сутормина. 2-е изд.—М.: Маркет ДС, 2008.- 224 с.
Под ред Сухов А. Н. и др. Социальная психология. / А.Н. Сухов. 7-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012- 615с
-
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. / Б.Д.Парыгин — М.: Мысль, 1971 – 352с. ↑
-
Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. /А.С.Золотнякова — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976. ↑
-
Бодалев А.А. Личность в общении. /А.А. Бодалев — М.: Педагогика, 1983 – 272с. ↑
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. - с. 240-244. ↑
-
Там же. С. 255 ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М.Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1998 – 77с. ↑
-
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К.Платонов. — М.: 1981. - 19-20 с. ↑
-
Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 163. ↑
-
Леонтьев А.А. Психология общения.;/ А.А. Леонтьев. 3-е изд . — М.: Смысл, 1999 – 246 с. ↑
-
Сутормина Л. И. Основы психологии.; / Л.И.Сутормина. 2-е изд.—М.: Маркет ДС, 2008.- 168 с. ↑
-
«История и психология» / М., «Мысль», 1972. - 21 с. ↑
-
Бабушкин Г. Д. Социальная психология. / Г.Д. Бабушкин — Омск: СибГУФК, 2011. – 63 с. ↑
-
Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. / З. Д. Попов. — Воронеж, МИОН, 2002. С. 31-32 ↑
-
Сутормина Л. И. Основы психологии. / Л.И. Сутормина. 2-е изд.—М.: Маркет ДС, 2008.- с.
169 ↑
-
Под ред Сухов А. Н. и др. Социальная психология. / А.Н. Сухов. 7-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 72-120 с ↑
-
Андреева. Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева.. 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2014. ― 117 с. ↑
-
Андреева. Г. М. Социальная психология./ Г.М. Андреева — 3-е изд. М.: Наука, 1994- 324 с ↑
-
Мандель Б. Р. Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика / Б. Р. Мандель – М.; Берлин Директ-Медиа 2016,
53-54 с ↑
-
Сутормина Л. И. Основы психологии. / Л.И. Сутормина. 2-е изд.—М.: Маркет ДС, 2008.- 175 с. ↑
-
Куницына В. Н Межличностное общение. / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. ↑