Файл: Гендерные проявления профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек владеет множеством психологических черт характера. Условно их можно поделить на две группы: 1) универсальные, это черты не характеризующие тот или иной гендер 2) остальные черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Типично мужские или женские психологические черты, могут проистекать из психофизиологических особенностей или из гендерных стереотипов. Психофизиологические особенности— это прежде всего врожденные черты, соответствующие половой принадлежности, индивида. Гендерные стереотипы, наоборот формируются обществом, и являются совокупностью представлений о мужской и женской роли и модели поведения в обществе. Например, уровень агрессивности и доминантности воспринимается, как мужские черты. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. В разных культурах представления о мужественности и женственности сильно варьируется, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин, а также имеет место предположение, что психологический стресс переживается ими по-разному.

Актуальность выбранной темы: "Гендерные проявления профессионального стресса" объясняется следующим. В современном мире существуют много стрессогенных факторов, влияющих на работоспособность человека, они могут быть природного или социального характера. Профессиональный стресс чаще всего отражается на эффективности работы людей, так же сказывается на взаимоотношениях с окружающими, и как вследствие ухудшается самочувствие человека. На сегодняшний день, особое значение придается гендерным различия при появлении стресса, учтя этот аспект можно увеличить эффективность работы, за счет правильного распределения нагрузки среди сотрудников.

Цель исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления профессионального стресса.

Задачи исследования.

1)изучить работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы

2)рассмотреть профессиональный стресс

3) выявить особенности проявления психологического стресса у мужчины и женщины

4)с помощью методик исследовать данную тему.

Объектом исследования: являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.

Предметом исследования: гендерные особенности стресса.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1СТРЕСС КАК ПРОБЛЕМА В РАЗРАБОТКАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Термин «стресс», обозначает состояние, характерной чертой, которого является повышенное напряжение. Стресс является защитным механизмом, в ответ на внешние давление. Впервые термин ввел в научный оборот, канадский физиолог Ганс Селье, он же является создателем концепции стресса. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования… Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса».[1] Г. Салье показал, любой степени воздействия вплоть до экстремальной, организм пытается адаптироваться. Исходя из концепции, были выделены стадии  общего адаптационного синдрома:

1) Стадия тревоги – появляется при первом возникновении стрессора; сначала снижается уровень противодействие организма, затем активизируются резервы, и начинается процесс саморегуляции. После этого организмы приходит стабильное состояние. Большинство стрессов заканчиваются на этой стадии (Е.Черепанова[2] считает, что на этой стадии человек находится в "предстартовой готовности", физически и психологически чувствует себя приподнято.);

2) Стадия сопротивления— начинается в случае продолжительного воздействия стрессора. Ресурсы организма, не могут справиться возникшим напряжением. (В. Кэннон в своих исследованиях выявил и описал механизм гомеостаза. Смысл, которого состоит в сохранении постоянства внутренней среды.)[3];

3) Стадия истощения - происходит сбой в механизмах регуляции и борьбы в организме, из-за затянувшегося воздействия стрессора.

Стрессорами называются факторы, вызывающие стресс. Стрессоры могут быть физиологические и психологические. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают прямое воздействие на ткани тела. Причинами стресса в этом случаи выступают погодные условия, физические нагрузки и.т.д. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы опасности, переживания, необходимости решения сложной задачи.


В соответствии с двумя видами стрессоров различают стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс появляется, при избытке информации, когда человек не в состоянии выполнить поставленную задачу, не успевает принять важные решения в требуемый срок, подавленность из-за высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию и завершается этот процесс принятием решения. То количество обрабатываемой информации, ее сложность, необходимость принятия решения. Если нагрузка чрезмерна, а выполнении работы имеет большое значение, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он возникает в конфликтных ситуациях либо в ситуации угрозы, обиды и др. Есть и третья категория стрессоров — универсальные. Универсальные стрессоры включают словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).[4]

Ю.А. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации. Важно различать понятия «эмоциональный стресс» и «эмоции»; в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, но эти термины не являются тождественными.[5] Ю.А.Александровский утверждает, что невротические состояний и эмоционально-стрессовые протекают по одному и тому же сценарию. Пусковым механизмом здесь служит конфликтная ситуация. И в ней конечно содержится психологический элемент. Значение тут имеет не степень воздействия стрессора, не действительная картина происходящего, а субъективное восприятие ситуации, дается психологическая оценка сигнала, воздействия как негативных, отвергаемых (аверсивных) при невозможности управлений ситуацией, невозможности избежать или преодолеть конфликт. Ю.А.Александровский считает, что нарушение функциональной активности барьера психической адаптации, является следствием и перерастание обыкновенного стресса в острую стадию и в невротическое состояние. Причина же заключается в нарушении процессов восприятия, функциональной неполноценностью, таких как поиск и переработка информации, ее искажением, которая ведет к нарушению личностного отношения к получаемой информации (т.е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Как итог происходит, из-за чрезмерной нагрузки на адаптационные механизмы, нарушение в целом механизмов саморегуляции.


Исходя из этого понимания развития эмоционально-стрессовых расстройств, автор обозначает закономерности свойственные их развитию:

1) комплекс непосредственных психофизиологических реакций, развивающихся при восприятии и переработке информации, актуальной для личности и субъективно воспринимаемой как эмоционально-значимая (негативная);

2) процесс психологической адаптации к эмоционально-негативным переживаниям, сопряженный с целым рядом динамично развивающихся биохимических и физиологических процессов адаптации;

3) состояние психической дезадаптации (срыв), проявляющееся нарушением поведения, нарушением упорядоченности коммуникативных связей и отношений, комплексом соматовегетативных сдвигов. Этот континуум состояний принципиально сближается с общими фазами развития стресса, но оценивается не по соматическим, а по психологическим проявлениям[6]

В другом ключе трактовал стресс  американский психолог Р. Лазарус. Стресс не ограничивается влиянием внешних условий на человека, но и окружающая среда изменяется под действием индивида. Эта идея легла в основу концепции Р. Лазарус.[7]

Р. Лазарус выдвинул когнитивную теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимоотношений между человеком и средой, лежат когнитивные оценки, они разделяются на первичные и вторичные. Сначала идет оценка ситуации, она может восприниматься по-разному и как угрожающая или изменяющая, а потом выстраивается стратегия выхода из стрессовой ситуации, она основывается на оценке степени угрозы, свойств стрессора и индивидуальных особенностях, с учетом все этого принимается решение. В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Под копингом подразумевается желание разрешить проблему, связанную опасностью или с успехом, при котором начинают действовать адаптивные механизмы, с целью сохранения благосостояния. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.

Понятие копинг и его механизм более наглядно демонстрирует трехфакторная модель копинг-механизмов, состоящая из копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.


Копинг-ресурсы–относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Поведение индивидуума, регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стратегий с учетом личностных и средовых копинг-ресурсов определяется как копинг-поведение. Базовой составляющей этой модели являются копинг-стратегий, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс. Эта трехфакторная модель копинг-механизмов является базовой и до настоящего времени, а все последующие исследования в этой области шли по пути большей дифференциации копинг-процессов и попыток объяснить выбор индивидуумом той или иной копинг-стратегии.

Р. Лазарус выделяя две личностные особенности, связи с которыми возникают стрессовые ситуации:

Это совокупность знаний о мире и самом себе, и своего места в нем,так же способность принять на себя ответственность.

Знание и оценка своего влияния на ситуацию.

Той же позиции придерживается В.Э. Мильман, определяя стресс, как функцию двух факторов: степени потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения. [8]

Такой подход в исследованиях о стрессе трактовался как интеракционная проблема. Так, Н. Эндлер, под стрессом понимал некий способ взаимодействия человека с внешним миром.

С позиций объективистского направления стресс является всего лишь реакцией, на возникшие условия внешней среды. Например, Л.М. Аболин, приравнивает эмоциональную ситуацию со стрессором, то есть стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия.[9]

Слабым местом этого подхода является односторонность в изучении стресса, так в потенциале определенная напряженная ситуация может вызвать стресс, но это вовсе необязательно случится.

Резюмируя можно сказать, что есть три основных определений понятия стресс в психологической науке:[10]

- это любые воздействие извне, ситуации или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение состояние (стрессор, стресс-фактор);

- это субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке - копинг-стратегии);

- это физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.