Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
В психологической науке по нынешний день нет общепринятой концепции стресса, по этой причине есть множество разночтений и противоречий в определении явления стресса.
Большинство концепций стресса базируется установке, изучения стресса как процесса адаптации и дезоадаптации человека к внешним условиям. В последнее же время возникла тенденция к интегративным системным подходам.
Примерами моделей стресса являются:
1. Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;
2. Концепции профессионального стресса (А.Н. Занковский, Т. Сох, и др.);
3. Социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.).
Много разных классификаций психологического стресса. Психологический стресс делится на подгруппы в зависимости от сферы психологической науки. Обобщенным примером может являться следующая классификация:
- межличностный психологический стресс, который характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;
- профессиональный, или организационный стресс - связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т.д.;
- социальный или общественный психологический стресс - связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;
- семейный психологический стресс - включает все трудности по поддержанию семьи - супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т.п.;
- внутриличностный психологический стресс - отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;
-экологический психологический стресс - возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды - суровые климатические условия, скученность проживания и т.д.[11]
Все эти типы стресса вкачают в себя универсальные и применимые к любому стрессу черты, так и характерные только для данного типа стресса. Так же значимо разделение стрессоров на объективные и субъективные. Объективные — это прежде всего внешние воздействия, которые легко наблюдать и зафиксировать. Стресс, возникший из-за личностного фактора, может быть беспочвенным, так как не вытекает из сложившейся ситуации, а есть продукт искаженного восприятия человека. Причиной этому может быть неадекватная самооценка, особенности темперамента либо наличие соматических или психических заболеваний и.т.д.
Термин «стресс» чаще всего ассоциируется с негативными явлениями. Такой стресс называется дистресс, его и подразумевают, когда говорят о стрессовым состоянии, но это не совсем верно, есть и другой вид стресса противоположный дистрессу это эустресс, он связан с положительными эмоциями. При обеих видов стресса происходят изменения, связанные с такими параметрами как:
1)физиологическими (пульс, сердцебиение, температура, дрожь )
2) познавательных процессов (внимание, мышление, память.)
3) самой деятельности.
Разница между этими изменениями, состоит в том, что при эустрессе появляется подъем, активизируются все ресурсы организма, а при дистрессе наоборот ухудшаются все процессы и в целом происходит полный упадок сил.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС, ЕГО ФАКТОРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.[12]
В психологии труда особое внимание уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности.[13]
Прежде всего надо пояснить , почему тема так важна. Во-первых, профессиональный стресс один из самых распространенных типов стресса. Человек не существует изолировано, он от рождения находится в определенных условиях, и, конечно же вырастая ему надо выбрать какую-либо, профессию. Профессиональная жизнь чаще всего составляет большую часть жизни, тем самым удовлетворяя свою потребность в труде. Но не всегда его могут устраивать рабочие условия, ведь он не может подстроить под свои индивидуальные особенности окружающею среду, тем более это сложно сделать в профессиональной среде. Это одна из многих причин появления профессионального стресса.
В прикладной психологии (психология труда, инженерная психология, эргономика) стресс означает состояние повышенного и долгого напряжения, которое нельзя преодолеть, из-за неумения в силу каких-либо функциональных нарушений, адаптироваться к изменившимся внешним обстоятельствам. Это состояние возникает, вследствии физической и психической нагрузки, с которой не может справиться организм. Для профессионального стресса характерно сильное психическое напряжение, фрустрированность, волнение, быстрая утомляемость, а крайней точкой состояния является апатия.
Здесь функциональное состояние человека понимается как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности»[14]
Функциональное состояние это психическое состояние, которое определяется в ходе включения человека в рабочую деятельность, и далее они формируются и преобразуются, и оказывают влияние на эффективность работы. Все функциональные состояния в совокупности образуют работоспособность человека.
А.Б. Леонова и В.И. Медведев рассматривают работоспособность субъекта труда на трех уровнях.
1 Физиологический уровень — это прежде всего состояние здоровья. Негативное воздействие производственных факторов среды, может сильно сказаться не только снижение работоспособности сотрудника, при долгом воздействии привести заболеваниям.
2Психологический уровень учитывает трудовую нагрузку, требование согласующиеся со способностями сотрудника. Сюда входят режим труда и отдыха, рабочая поза, рабочая нагрузка, также на этом уровне изучается трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы.
3 Третий уровень— поведенческий. На этом уровне имеет значение опыт, навыки, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения.[15]
Проблематика «профессионального стресса» является точкой пересечения многих научных дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. С одной стороны, это обусловлено, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, с другой - характером их социальных последствий. Здесь актуальна главная задача - определить тот оптимальный уровень напряжения в процессе труда, который обеспечит его высокую эффективность и, при этом, не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения[16]
[17]Ю.В. Щербатых, в своих исследованиях рассматривает профессиональный стресс разделяя его на виды. Виды профессионального стресса: 1)учебный стресс 2) стресс медицинских работников 3)стресс руководителя 4)спортивный стресс.
Причиной же профессионального стресса, по мнению автора, является, отсутствие знаний и навыков, иногда это может быть связано с физическими факторами. Для личностного стресса характерна неуверенность в своих личных и профессиональных способностях, в целом низкая самооценка; с болезненным желанием избежать неудачи и.т.д.
Объективные и субъективные факторы стресса по Ю.В. Щербатых приведены виде схемы (рис.1)
Рисунок. 1. Факторы производственного стресса
В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов. Среди стрсс-факоров выделяют: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные факторы («организационный стресс»).[18]
Исследованием организационного стресса занимались В. Зигерт и Л. Ланг[19] они указали несколько разновидностей его симптоматики:
- Страх не справиться с работой. Например, это может быть неумение быстро сориентироваться в ситуации, либо непонимание, как организовать свой рабочий стресс, неумение работать в команде, физическим и психическим состоянием.
- Страх допустить ошибку. Часто появляется у новичков, но может и возникнуть и у опытных сотрудников, которые находятся в напряжении, из-за сложившейся ситуации.
- Страх быть обойдённым другими. Характеризируется реакцией человека на несправедливость. Примером этому может быть, ситуация когда кто-то быстро двигается по карьерной лестнице, и за короткий период достигает больших успехов, а другие вынуждены долги годы застревают на определенном месте, и шанс получение повышения очень малы. Другой пример, кому-то доверяют сложные, интересные задания, тем самым выделяя этого человека, а другой вынужден заниматься монотонной работой. Так как люди все разные, то и реагируют в соответствии со своим темпераментом, в силу своих особенностей характер, механизмов защиты и.т.д. Одни закрываются, прекращают делать попытки как-то изменить ситуацию, скорее усугубляют её, уходят в себя, в падают в апатию другие же напротив активизируются, у них прибавляются силы появляется энтузиазм, возрастает работоспособность, третьи же просто мирится с положением вещей..
- Страх потерять работу.
- Страх потерять собственное Я. В его основе - современное разделение труда и отчуждённость работника от конечных его результатов. Человек является лишь средством для достижения организационных целей, он не отдельной личностью. Человек не ощущает значимость своей работы, отсюда появляется мысль, что он легко заменим, да и особо не нужен. И в конце он профессионально обезличивается.[20]
1.3 ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА
Рассматривая стрессовое состояние, основные формы и типы его возникновения и влияющие на эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и физиологические состояния, а также просматривая личностные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя пренебречь такой стороной, как особенностями возникновения стреса на гендерной почве.
Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека (Берн, 2001). Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Эти различия многие увязывают с особенностями организации организма мужчины и женщины, но физическим аспектом это не ограничивается. Есть и социокультурный контекст, который демонстрирует общий набор представлений о мужественности и женственность в определенной культуре в определенное время. Представления о том, какие роли должны играть каждый, учитывая их гендерную принадлежность, закреплены в социальных институтах, таких как: семейный, духовный, экономический, военный.
Термин гендер ввел в научный оборот, американский психоаналитик Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать это обозначение, для того чтобы характеризовать человека, как и биологическое существо, и как социокультурный феномен. Гендер не стоит отождествлять с понятием пола.
Обычно понятие «пол» подразумевает под собой широкий спектр физических, психологических, социальных, характеристик человека. Это определение нужно было ограничить, так как оно было неоднозначным с научной точки зрения.
Р. Столлер сузил понятие пол до биологической категории. Термин же «гендер» отделил естественное (природное) и общественное (приобретенное).[21]
Гендер – это усвоенный в ходе социализации набор специфических культурных представлений, которые влияют на социальное поведение женщин и мужчин, и на их взаимодействия с друг другом. Надо отметить, что сначала сам термин "гендер", а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны «женским» исследованиям.
Одно из подобных комплексных исследований о гендерных различиях, было проведено Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера", детально изучались механизмы, влияющие на представление общества о мужском и женском поведении, за счет приписываемым определенным характеристикам женщинам и мужчинам. Об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.