Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 4
В своей работе С.Бэм рассматривает укоренившееся мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции обусловлены биологическими, то есть врожденными признаками. Из этой идеи, следовательно сделать вывод, что в основном физический пол человека влияет на: его поведение, способ взаимодействия с окружающим миром, его роль в обществе, способности и.т.д, и потому мало пдаются изменениям. Основная идея исследовании заключалось в «изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями — через богатых партнеров"[22]
Теория С.Бэм основана на принципах деятельности познавательных процессов, заключается в том, что восприятие человека избирательно — оно принимает во внимание лишь ту часть информации, которая встраивается в его картину мира и утверждает его понимание вещей (социальные и культурные стереотипы), а все то что опровергает или спорит с имеющейся информацией у человека, им игнорируется. То есть, чаще всего люди мало способны критически оценить свое восприятие, и вытекающие из него умозаключения, тем более, если его мнение поддерживается большинство людей.
Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах — зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса — то есть объяснением того, что это все естественно, то есть "по природе".[23]
Теория линз объясняет, что не существует определенных профессий для мужчин и для женщин. Эти маркеры "мужского" или "женского" есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которым надо соответствовать и которые, прививаются с детского возраста, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол. Они также сами затрудняются сформулировать определение пола или хотя бы назвать его критерии. Оказывается, это самая загадочная и табуированная тема. Удивительно, что половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков. С.Бэм предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или "разрушительную" схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Для начала родители должны обучить детей различию между полами, обратив их внимание на социальные представления о поле. Для этого они должны продемонстрировать нетрадиционные тендерные роли. Папа может готовить обед, купать детей, а мама — водить машину и продвигаться в науке. Родители должны избегать дисциплинирования ребенка с ссылкой на пол как один из самых распространенных аргументов бессильных воспитателей: "Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!" или "Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!". Данные предписания устанавливают сильнейшее воздействие на дальнейшую жизнь и вызывая психологический стресс между родительскими установками и субъективными желаниями личности.[24]
Позже Бем расширила эту теорию, когда писала "Линзы тендера" и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней — это то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В эту теорию входят два соответственных теоретических представления:
- Первое — это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.
- Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое "я", которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Когда усвоенные характеристики стали продуцировать различия и неравенство между мужчинами и женщинами — на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства
Таким образом, теория "Линз тендера" Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.
В дальнейших исследованиях гендерных различий было выделено три типа
- мускулинный тип – типично мужественные черты личности;
- феминный тип – типично женственные черты личности;
- андрогинный тип – смешение женских черт и мужских.
Результаты исследований выявили, что люди с андрогинным типом. Для этого типа характерна отсутствие ярковыраженных мужских и женских черт, они более адаптивны, стрессоустойчивее, так как не сильно привязаны к гендерному ожиданию. Так же легко переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д. Напротив полное соответствие поведения гендерному стереотипу, высокие показатели мускулинности у мужчин и феминности у женщин, отнюдь не говорит о психическом здоровье человека. В обоих типах есть и отрицательные черты, так и положительные, и если индивид андрогинного типа может в нужной ситуации применить сильные стороны обеих типов, то другие не могут выйти за пределы своей роли. Например высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением –эти черты тоже входят в набор феминности. Высокомаскулинные мальчики-подростки более уверены в себе , часто занимают лидерские позиции среди сверстников, но после 30 лет у этих мужчин выявлялась тревожность,и они теряли все позиции в обществе, падала самооценка. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины не эффективно работают, если их профессия не соответствует с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.
"Классы психологических свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин, в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов"[25]
Говоря же о стрессовых состояниях, то тут можно рассмотреть гендерные различия. Большая часть исследований на тему стрессогенности мужчин и женщин выявило, что женщины более подвержены тревожности, стрессам, депрессиям, чем мужчины. Например исследование О.С. Копиной, Е.А. Сусловой, Е.В. Заикина. Целью исследования было изучить причины и уровни стресса у разных социальных групп людей. [26][3; 32 - 38] В результате были определены, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся:
- женщины;
- лица старше 40 лет;
- лица с начальным и с высшим образованием;
- разведенные;
- пенсионеры, безработные;
- лица с низкой самооценкой здоровья.
Так же существуют биологические концепции стресса
К примеру Голдстейн установила, что у мужчин миндалина она крупнее, чем у женщин. Ее предположения складывались в том, что эти анатомические особенности будут определять и неодинаковый характер реакций на стресс у самцов и самок. Для проверки гипотезы Катарина Браун разлучила недавно родившихся детенышей дегу с матерями. В результате эксперимента, было обнаружено, что изолированные детеныши, когда получали сигнал от матери, повышалась концентрация серотониновых рецепторов в миндалине самок и снижала их концентрация у самцов.
Изучая нейрофизиологические механизмы восприятия и воспоминания стрессовых событий, Ларри Кэхилл выявил различия в процессах образования следов памяти на волнующие инциденты у мужчин и женщин (как известно, у животных эти процессы связаны с активацией миндалины). В одном из первых экспериментов добровольцам была продемонстрирована серия фильмов, содержавших сцены насилия, и с помощью ПЭТ оценивали активность их головного мозга. Было обнаружено, что число фильмов, содержание которых могли вспомнить испытуемые, коррелировало с уровнем активности миндалины во время их просмотра. Различия в процессах формирования памяти на волнующие события у женщин выражены сильнее, чем у мужчин.
ПТСР - не единственное психическое нарушение, по-разному проявляющееся у женщин и мужчин. В исследовании, проведенном методом ПЭТ Мирко Диксичем (Mirko Diksic) из Университета Макджилла, было обнаружено, что у мужчин выработка серотонина в среднем на 52% выше, чем у женщин. Возможно, здесь и кроется причина более высокой подверженности женщин депрессии (ведь это расстройство лечат препаратами, повышающими концентрацию серотонина). Эти данные говорят о большей восприимчивости психологических стрессорных ситуаций у женщин и о том, что ПТСР по-разному проявляется у женщин и мужчин.
Рассмотрев в первой главе лишь малую часть, «стресс» некоторые концепции, можно увидеть, какое это широкое понятие, т какую значимую роль играет в жизни человека.
Профессиональный стресс, являясь одним из распространенных типов стресса, пользуется особым интересом у исследователей. Это обусловлено важностью понимания механизмов проявления стрессовых состояний. Не способность со стрессовыми состояниями, может привести к упадку работоспособности, к плохому самочувствию, но продолжительное постоянное напряжение отражается на психическом и физическом здоровье.
В последнее время возрос интерес гендерным проявлениям в профессиональном стрессе. Изучение гендерного различия так же вызывает затруднение. Сложность объясняется тем, что в не входят множество разных индивидуальных факторов, влияющих на результат.
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В исследовании были применены две методики. Первая методика Сандры Бем на определение мускулинности, феминности и андрогинности. Вторая методика Тест Ю.В.Щербатых на профессиональный стресс.
В исследовании участвовали 10 человек, 5 мужчин и 5 женщин, разных возрастных категорий и профессий.
2.1МЕТОДИКА «МАСКУЛИННОСТЬ-ФЕМИНИННОСТЬ» САНДРЫ БЕМ
Методика «Маскулинность-фемининность» была предложена Сандрой Бем в 1974 году для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Инструкция к тесту: «Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».
Перечень качеств:
1. вера в себя;
2. умение уступать;
3. способность помочь;
4. склонность защищать свои взгляды;
5. жизнерадостность;
6. угрюмость;
7. независимость;
8. застенчивость;
9. совестливость;
10. атлетичность;
11. нежность;
12. театральность;
13. напористость;
14. падкость на лесть;
15. удачливость;
16. сильная личность;
17. преданность;
18. непредсказуемость;
19. сила;
20. женственность;
21. надежность;
22. аналитические способности;
23. умение сочувствовать;
24. ревнивость;
25. способность к лидерству;
26. забота о людях;
27. прямота, правдивость;
28. склонность к риску;
29. понимание других;
30. скрытность;
31. быстрота в принятии решений;
32. сострадание;
33. искренность:
34. самодостаточность (полагаться только на себя);
35. способность утешить;
36. тщеславие;
37. властность;
38. тихий голос;
39. привлекательность;
40. мужественность;
41. теплота, сердечность;
42. торжественность, важность;
43. собственная позиция;
44. мягкость;
45. умение дружить;
46. агрессивность;
47. доверчивость;
48. малорезультативность;
49. склонность вести за собой;
50. инфантильность;
51. адаптивность, приспосабливаемость;
52. индивидуализм;
53. нелюбовь к употреблению ругательств;
54. несистематичность;
55. дух соревнования;
56. любовь к детям;
57. тактичность;
58. амбициозность, честолюбие;
59. спокойствие;
60. традиционность, подверженность условностям. [27]
Результаты тестирования.
Испытуемый № |
Индекс IS ((F – М) * 2,322. ) |
Пол |
||
1 (муж) |
(0.75 – 0.8)*2,322=-0.1161 |
Мускулинность |
||
2 (муж) |
(0.85 – 0.75)*2,322=-0.8915 |
Мускулинность |
||
3 (муж) |
(0.7 – 0.9)*2,322=-1.3898 |
Мускулинность |
||
4 (муж) |
(0.7 – 0.75)*2,322=-10415 |
Мускулинность |
||
5 (муж) |
(0.8-0.6)*2,322=0.4644 |
Андрогинность |
||
6 (жен) |
(0.8-0.75)*2,322=0.1161 |
Андрогинность |
||
7 (жен) |
(0,85 – 0,85)*2,322=-1.1237 |
Мускулинность |
||
8 (жен) |
(0,6 – 0,9)*2,322=-1.4898 |
Мускулинность |
||
9 (жен) |
(0,7 – 0,75)*2,322=-1.0415 |
Мускулинность |
||
10(жен) |
( 0.9-0.6 )*2,322=0.6966 |
Андрогинность |
Результаты исследования:
В группе мужчин преобладает мускулинный тип, и они позиционируют себя как мужчины 4 принадлежат к этому типу, и лишь одни андрогинному типу.
В группе женщин испытуемых сложилась такая ситуация, не нашлось человека принадлежащего к феминному типу, большинство относятся к мускулинному типу, и две женщины — к андрагинному.
2.2 ТЕСТ Ю.В. ЩЕРБАТЫХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС
Тест Ю.В.Щербатых на профессиональный стресс, направлен на комплексное изучение факторов стресса и соотношение.
1. Какой характер носит большинство ваших проблем? (Оцените каждый раздел по 10-балльной шкале.)
а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса — плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр. |
б)Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. |
в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
баллы |
баллы |
Баллы |
2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)
Значительно |
Незначительно |
Не |
Не |
Значительно |
уменьшился |
уменьшился |
изменился |
Значительно возрос |
увеличился |
Х |
||||