Файл: Анализ и проблемы развития финансовых отношений в условиях глобализации на примере предприятия.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические отношения исследования финансовых отношений
1.1.Понятие финансовых отношений
2. Анализ и проблемы развития финансовых отношений в условиях глобализации на примере предприятия
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ финансовых отношений на примере предприятия
Введение
Активные трансформационные процессы глобализирующихся мировых финансов, новые цели и задачи модернизации национальной финансовой системы определяют необходимость формирования в России эффективной финансовой системы, способной противостоять внешним вызовам и обеспечивать стабильное развитие страны, ее внутреннего рынка в условиях глобализации
Современная финансовая система представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих институтов, финансовых инструментов, механизмов и процедур, ориентированных на обеспечение финансовой деятельности экономических субъектов и других субъектов (в частности, публично-правовых и др.), создающих условия для обеспечения воспроизводственных процессов.
Финансовая система, являясь органической частью мировой экономической системы, находится в постоянном процессе изменений, эволюционных и других преобразований. В качестве критериев эволюции финансовой системы с учетом влияния глобализации мировой экономики необходимо учитывать изменение следующих институциональных ограничений:
объема трансакционных издержек мировой финансовой системы;
полноты информации о функционировании финансовых рынков и национальных финансовых систем;
реализации принципов и методов функционирования мировой финансовой системы в рамках единого воспроизводственного процесса.
Практически активизируется процесс глобализации, связанный с общемировой финансово-экономической интеграцией при усилении наднационального регулирования мирового экономического пространства.
В условиях глобализации мировой финансовой системы национальная финансовая система страны, естественно, требует поиска форм взаимодействия, направлений, отвечающих мировым требованиям, и сохранения важнейших самобытных и эффективных, отвечающих национальным интересам финансовых институтов и инструментов.
Повышение эффективности финансовой системы страны в условиях глобализации неразрывно связано с системным регулированием ключевых направлений современной финансовой политики государства, а эффективность ее функционирования зависит от тех целей и задач, которые вытекают из долгосрочной финансовой стратегии России.
Это во многом зависит от использования современного научно-методологического обоснования принципиальных подходов к развитию финансовой системы страны в условиях глобализации, учитывая, что «фактор» глобализации становится все более весомым в принятии практических решений по развитию национальной финансовой системы
Актуальность темы. Цель настоящей работы рассмотреть сущность финансовых отношений. Предметом исследования являются финансовые отношения. Объектом исследования АО «Группа Компаний ПИК»
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
-рассмотрим сущность финансовых отношений;
-рассмотрим финансовые отношения;
-рассмотреть финансовые отношения на предприятии.
1. Теоретические отношения исследования финансовых отношений
1.1.Понятие финансовых отношений
При управлении деятельностью малого предприятия в современных условиях хозяйствования одной из главных целей его функционирования является обеспечение выживаемости на рынке и улучшение его благосостояния, требующее постоянного увеличения доходности и рентабельности предприятия при сохранении его ликвидности и платежеспособности. Важная роль в реализации этой задачи отводится организации финансов на малом предприятии.
Определению сущности финансов предприятий посвящены работы разных авторов. В таблице 1 раскрыто содержание понятия «финансы организации» в трактовке различных авторов.
Среди финансистов нет единства взглядов на дефиницию финансов компаний, и часть создателей отождествляют финансы компаний с валютными распределительными отношениями, остальные считают что финансы – это финансовая категория и особенная форма финансовых отношений, которая связана с обязанностями организации, третьи определяют под финансами компаний совокупность объектов и т.д.
Таблица 1.- Точки зрения различных экономистов на понятие «финансы организаций»
Автор |
Финансы организаций – это |
А.Ю. Волков |
совокупность денежных отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денег с целью реализации функций и задач организации и обеспечения критерий расширенного воспроизводства. |
Н.В. Липчиу |
экономические, денежные отношения, которые возникают в итоге движения средств и образующихся на этой базе валютных потоков, которые связаны с функционированием создаваемых в организациях валютных фондов. |
В.В. Глухов |
система отношений, которая связана с формированием и внедрением денежных ресурсов компаний в целях обеспечения их деятельности |
Д.Д. Шохина |
система финансовых отношений, которая связана с формированием и внедрением валютных фондов и скоплений на общегосударственные цели и выделение денежных средств издержек самих компаний |
Н.М. Галимарданова |
система денежных либо валютных отношений, которые возникают в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денег организации и их использования. |
Особенностями финансов малого бизнеса являются[1]:
затрудненность доступа на финансовый и денежный рынки, связанная с малодоступностью кредитов из-за их дороговизны, рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории;
собственник малого бизнеса подвергается большему риску, так как возможности осуществления личных инвестиций ограничены горизонтом собственного предприятия: любой лишний доход идет в дело;
более низкий по сравнению с крупными предприятиями уровень ликвидности малого бизнеса, малые предприятия испытывают трудности с
мобилизацией «живых денег»;
высокий уровень финансового риска, связанный с ориентацией малого бизнеса на заемное финансирование.
Основой организации финансов малого предприятия является обеспечение его финансовыми ресурсами в размерах, необходимых для осуществления деятельности компании. Формы финансирования представлены на рисунке 1 .[2]
Рисунок 1. Классификация форм финансирования малых предприятий
Основным источником финансирования инвестиций у субъектов малого и среднего предпринимательства остаются собственные средства (55%), на долю банковского кредита приходится 38% и прочих источников - 7%. Проблема доступности заемных финансовых ресурсов является актуальной на протяжении всего жизненного цикла субъектов предпринимательства, но, прежде всего, для начинающих, которым практически недоступны банковские кредитные ресурсы[3].
Также государственная финансовая поддержка малого бизнеса рассматривается в рамках государственного финансового регулирования и может осуществляться в виде стимулирующего воздействия государства.
Для анализа источников финансирования и осуществления анализа финансовой деятельности предприятия, необходима его бухгалтерская отчетность. Субъектам малого предпринимательства можно ограничиться упрощенной бухгалтерской отчетностью, которая состоит из бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах; отчета о целевом использовании средств; приложений к ним.
Управление финансовыми потоками в малом предприятии имеет свои отличительные особенности. В отличие от крупных компаний, владелец малого бизнеса, как правило, самостоятельно ведет все финансовые операции.
Следующая особенность – небольшой капитал, которым необходимо эффективно распорядиться для развития предприятия. Руководитель малого бизнеса должен быстро и, в то же время, взвешено принимать решения о перенаправлении финансовых потоков, которые необходимы для организации производства, рекламной компании или выплаты зарплаты сотрудникам.
Отличительной особенностью является то, что деньги, которые вкладываются в развитие предприятия, являются личными средствами владельца или средствами, которые были получены под залог личного имущества, что также предполагает определенные ограничения на использование финансов.
Таким образом, управлению финансами предприятий малого и среднего бизнеса присущи следующие особенности: высокая оборачиваемость оборотных активов, высока платежеспособность и деловая активность, мобильность бизнеса, упрощенность бухгалтерского учета баланса.
1.2. Управление финансами
Финансовый рынок всегда был одним из приоритетных секторов развития национальной экономики, эффективность управления которым оказывала непосредственное влияние на общую эффективность проводимой государством экономической политики. Одной из главных характеристик финансового рынка, определяющих успешность его функционирования, является его институциональная структура. Совмещение разных вариантов деятельности считается объективной реальностью развития российского финансового рынка.
О.А. Пузанкевич характеризует финансовый рынок как «совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг». Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги .
Таким образом, финансовые рынки осуществляют экономическую функцию перераспределения денежных средств от субъектов хозяйственной деятельности, накопивших определенный излишек за счет оптимизации расходов, к хозяйствующим субъектам, физическим лицам, испытывающим дефицит денежных средств, для удовлетворения различных потребностей.
Управление финансами осуществляется государством, действия которого связаны с организацией общей финансовой политики, координацией денежных средств, подготовкой финансового законодательства.
Система управления финансами включает в себя: управление бюджетами, государственными внебюджетными фондами, государственным кредитом и иными звеньями финансовой системы.
Объектами управления финансами являются различные виды финансовых отношений, образующие финансовую систему. Субъектами управления финансами выступает совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами – финансовый аппарат.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления, которые можно условным образом поделить на две группы:
1) органы общего (законодательного) управления финансами;
2) органы оперативного управления финансами.
Главными органами, осуществляющими управление финансами в России, считаются Федеральное Собрание, Президент и Правительство, которые принимают окончательное решение во время утверждения федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает в себя такие органы, как Счётная Палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Госдумы и Совета Федерации, Министерство Финансов РФ и его региональные, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство государственного имущества, исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Государство использует финансы для осуществления собственных функций и задач, реализации поставленных целей. Большую роль в выполнении государственных задач играет финансовая политика, в процессе реализации которой обеспечиваются условия для выполнения задач, поставленных перед обществом, воздействует на экономические процессы.
Нестабильная ситуация в экономике России, возникшая из-за многих обстоятельств, таких как политическая обстановка, внешнеэкономическая конъюнктура, проблемы с промышленным развитием государства и многие другие, а также воздействие мирового финансового кризиса, оказывают отрицательное влияние на российскую экономику, и, естественно, на состояние финансовой системы.
В рамках углубления рыночных реформ возникает потребность перестройки всей системы финансовых отношений в России.
Государственные финансы, в первую очередь, бюджетная система посредством финансирования сравнительных направлений развития страны призвана обеспечить структурную перестройку национальной экономики, ускорение научно-технического прогресса, увеличение результативности производства и на этой базе увеличение жизненного уровня граждан.
Современная бюджетная система России достаточно противоречива и нуждается в корректировке.
С точки зрения Н.Г. Мэнкью, «необходимо решение следующих ключевых проблем:
· высокий уровень концентрации денежных средств в федеральном бюджете государства, что уменьшает роль региональных и местных бюджетов;