Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 5814

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентные стратегии являются относительно новым для российской практики феноменом, возникшим одновременно с формированием конкурентных отношений, свойственных любому рынку.

Для того чтобы определиться с сущностью и содержанием термина «конкурентная стратегия», необходимо обратиться к базовым категориям, определяющим его морфологию, а именно – к конкуренции и стратегиям как таковым.

Сущность рыночных отношений заключается в том, что конкуренция центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других, лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.

Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования, выступая в качестве механизма регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность на современных рынках, его субъекты вынуждены использовать стратегии, обеспечивающие им конку- рентные преимущества.

Обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития фирмы в условиях рыночной экономики, их можно объединить в две группы: преимущества высокого и низкого рангов.

К первым относятся: высокая репутация предприятия, квалифицированный персонал, развитая маркетинговая деятельность, обладание патентами.

Особое место в этой группе занимают инновации, осуществление фирмой инновационных процессов и невозможности повторения их конкурентами, позволяет предприятию реализовывать конкурентные преимущества более высокого ранга, увеличивая их количества и качество.

Под инновационным процессом понимается процесс, охватывающий всю последовательность преобразований научного знания, научных идей, открытий и изобретений в коммерчески освоенный новый продукт или усовершенствованный технологический процесс, использующийся в практической деятельности.


Эти преимущества характеризуются длительным периодом активного использования и позволяют достигать более высокой прибыльности. Ко вторым относят: наличие дешевой рабочей силы, доступность источников сырья, но они не обладают стабильной устойчивостью.

Цель: изучить конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.

Задачи:

  1.  Изучить теоретические основы конкурентных стратегий фирм на внутреннем и/или мировом рынках.
  2. Рассмотреть особенности конкурентных стратегий фирм на внутреннем и/или мировом рынках.

Объектом исследования является конкурентная стратегия.

Предметом исследования является процесс конкурентных стратегий фирм на внутреннем и/или мировом рынках.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают В. Н. Ходыревская, О. С. Старкова, О. Н. Сезонова и др.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрены теоретические основы конкурентных стратегий фирм на внутреннем и/или мировом рынках.

Во второй главе показаны особенности конкурентных стратегий фирм на внутреннем и/или мировом рынках.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ.

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ.

Конкурентные стратегии являются относительно новым для российской практики феноменом, возникшим одновременно с формированием конкурентных отношений, свойственных любому рынку. [1]

Для того чтобы определиться с сущностью и содержанием термина «конкурентная стратегия», необходимо обратиться к базовым категориям, определяющим его морфологию, а именно – к конкуренции и стратегиям как таковым.[2]


По результатам изучения словарных и энциклопедических источников экономической литературы, дающих трактовки термина «конкуренция», мы приходим к выводу о его «устоявшемся» понимании, несмотря на незначительные расхождения в выделении ключевого аспекта трактовки: соперничество на рынке; стихийный регулятор хозяйственных процессов; состязание между экономическими субъектами; борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще; форма экономических взаимоотношений субъектов рыночной экономики. [3]

Во всех изученных нами источниках трактовка конкуренции дается одновременно в нескольких значениях, что, на наш взгляд, свидетельствует о многоаспектности проявления данного феномена в экономической практике. Еще большим смысловым разнообразием характеризуется толкование термина «стратегия».[4]

Его трактовки варьируют от «искусства руководства», «долговременных важных установок, планов и действий» до многокомпонентного набора произвольных составляющих: – план, ориентир, направление развития, руководство; принцип поведения или следование некоторой модели поведения; позиция (на рынке); перспектива, взгляд в будущее предприятия; прием, особый маневр, позволяющий обойти конкурента; – «концепция достижения успеха; совокупность главных целей и основных способов их достижения; направление развития предприятия в определенный момент времени; комплексный план развития; симбиоз запланированных действий и реакции на непредвиденные ситуации; обязательство действовать определенным образом». [5]

Приведенные примеры наглядно доказывают разнообразие мнений по поводу сущности стратегии, отсутствие единства в подходах к ее толкованию. Логичным следствием этого обстоятельства является альтернативность понимания сущности конкурентной стратегии, которую современные исследователи относят к функциональным стратегиям развития бизнеса предприятия, не проводя смысловых различий между конкурентной стратегией и стратегией конкуренции.[6]

К примеру, словарь современных экономических и правовых терминов определяет стратегию конкуренции как «сформулированные компанией стратегические планы, нацеленные на обеспечение ее конкурентоспособности на рынке, т.е. возможности соревноваться и побеждать своих соперников в поставке на рынок определенной продукции».[7]


Краткий словарь экономиста (Н.Л. Зайцев) сводит понимание конкурентной стратегии к «совокупности экономических мероприятий, направленных на обеспечение роста реализации по установленной цене поставляемых на рынок товаров», Большой экономический словарь (А.Б. Борисов) – к «стратегии поведения экономического субъекта на рынке», новая экономическая энциклопедия (Е.Е. Румянцева) – к «системе определения долгосрочных целей развития бизнеса» и т.д. [8]

Допуская возможность подобных трактовок сущности конкурентной стратегии, заметим, что в словарной экономической литературе доминирует «расширительный» подход к трактовке анализируемого термина, включающий указание на способы достижения конкурентных пре- имуществ и факторы, от которых зависит результативность конкурентной стратегии.

Так, по современному экономическому словарю, конкурентная стратегия – образ долговременных действий фирмы в борьбе с конкурентами, опирающийся на повышение качества товаров, снижение издержек, дифференциацию продукта, проникновение на новые рынки с целью получения конкурентных преимуществ». «Развернутое» определение конку- рентной стратегии дает «Маркетинг. [9]

Словарь терминов» (Е.П. Голубков): «Стратегия конкурентная – стратегия, которая позволяет организации занять сильную позицию в конкурентной борьбе, обеспечивает ей наибольшее возможное конкурентное преимущество…. Каждая организация выбирает конкурентную стратегию, исходя из своего положения на рынке и в отрасли, своих целей и ресурсных возможностей. [10]

Даже в рамках одной организации для разных рынков и/или продуктов могут разрабатываться различные конкурентные стратегии... Конкурентная стратегия зависит от того, какое место в конкурентной борьбе в отрасли занимают организации». Аналогичного, «расширительного» подхода в трактовке сущности конкурентной стратегии придерживаются составители Большой экономической энциклопедии: «Стратегия конкурентная – это деятельность фирмы, которая направлена на получение и удержание конкурентных преимуществ по отношению к конкурирующим с ней фирмам.[11]

Завоевание и удержание конкурентного преимущества – это одна из ключевых задач фирмы, так как только это обеспечит ей постоянный источник извлечения прибыли и хозяйственную стабильность в долгосрочной перспективе. Фирма обладает конкурентным преимуществом, когда она лучше своих конкурентов преодолевает силы конкуренции, а ее конкурентная стратегия успешна, если фирма извлекает большую, нежели соперники, прибыль. [12]


Факторы результативности конкурентной стратегии:

1) правильный выбор типа конкурентной стратегии, основанный на учете отраслевых особенностей и степени ее разработанности;

2) способности фирмы гибко реагировать на изменение условий;

3) типы стратегий, реализуемых конкурентами. [13]

Уже из-за этого абсолютно эффективной стратегии быть не может, а саму ее можно представить в различных комбинациях». Ценность трактовки конкурентной стратегии по Большой экономической энциклопедии вытекает из того, что это определение:

- учитывает поведенческий аспект («деятельность фирмы»);

- отражает цель конкуренции («получение и удержание конкурентных преимуществ»);

- определяет факторы результативности конкурентной стратегии («выбор типа стратегии», «способности четко реагировать на изменение условий», «типы стратегий, используемых конкурентами»). [14]

Кроме того, ценность данного определения для теории и практики формирования конкурентных стратегий обусловливается также и тем, что оно указывает на вариативность видов конкурентных стратегий, объективную возможность представления их в различных комбинациях. Множественность и разнообразие видов конкурентных стратегий к настоящему времени стали общепризнанным фактом, а сами конкурентные стратегии, по сути, не имеют количественных ограничений. [15]

В теории стратегического управления сформировались два базовых подхода к определению видов конкурентных стратегий. В первом подходе конкурентные стратегии представлены произвольно формируемым набором их разновидностей, во втором – исследователи предпринимают попытки их систематизации по различным классификационным критериям. [16]

Для доказательства этого утверждения рассмотрим существующие подходы к формированию составов видов конкурентных стратегий. Так, сторонником первого подхода выступает А.Ю. Юданов, обосновавший аксиомы «теории типов конкурентных стратегий». Первая аксиома – эволюционное развитие. Классическая модель поля конкурентной борьбы, кроме определения позиции фирмы на рынке и выявления эффективных стратегий ее повышения, позволяет учитывать и прогнозировать динамику развития фирмы.

В условиях «чистой конкуренции» большинство фирм зарождается коммутантами и эксплерентами. В случае успешного развития эти небольшие фирмы постепенно приобретают черты патиентов и виолентов. Вторая аксиома – сосуществование видов. В соответствии с особенностями фирма, относящаяся к тому или иному типу, имеет свое поле возможных стратегий поведения. [17]