Файл: Методы управления инновационными проектами (Теоретические основы природы инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям абсолютное большинство хозяйствующих субъектов, независимо от форм их собственности, постоянно используют в своей деятельности понятия проектов. И если в плановых условиях подходы менеджмента были неприменимы и их заменяли директивные указания вышестоящих органов управления, то сегодня выпуск определенной продукции определяется наличием и величиной спроса на него.

Совокупность внешних и внутренних факторов экономики, государственные изменения, изменившиеся общественные потребности – вот основные предпосылки актуальности исследования проблемы управления инновационными проектами. Внедрение высокотехнологичных открытий сегодня может ощутить на себе практически каждый человек, не представляя в то же время, в результате чего появилась та или иная новинка, и из каких стадий состояла работа управляющей команды при ее создании и внедрении.

Темой данной работы является практическое изучение методов управления инновационным проектом.

Проблема управления проектами, в том числе инновационными, раскрывается немногими авторами и считается недостаточно изученной. Несмотря на целый ряд учебной литературы, которую можно найти по указанному предмету исследования, мнения и подходы в ней излагаются неоднозначные, зачастую противоречивые. В основе исследований выбирается рассмотрение зарубежного опыта, в то время как автором работы обнаружено только одно учебное и единицы научных работ, посвященных изучению и обобщению отечественного опыта по управлению инновационными проектами. Можно сказать, что научное изучение данной деятельности в России находится на стадии становления.

Целью исследования является изучение теоретических основ управления инновационными проектами и обобщение передового опыта их реализации в современной России, а также применение теоретических положений исследования для практического рассмотрения результатов управления инновационным проектом Google glass.

Задачи исследования:

1) изучить понятийный аппарат инновационных проектов, их особенности;

2) рассмотреть современные подходы к определению функций и подходов управления инновационными проектами;

3) изучить опыт управления инновационным проектом Google glass на основе данных из открытых источников информации и оценить эффективность управления данным инновационным проектом.


Предметом данного исследования является современный инструментарий управления инновационными проектами.

Объектом данного исследования являются методы управления инновационным проектом на примере компании Google

Поставленные задачи будут решаться путем изучения и обобщения теоретических положений из выбранных учебных и научных источников.

Для реализации цели и задач исследования использовались открытые источники информации, такие как учебная и научная литература последних лет по вопросам управления проектами и изучению сопутствующих проблем как российских, так и зарубежных авторов.

Для обоснования основных положений исследования использовался системный подход с использованием комплекса общенаучных методов.

Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключение и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы природы инновационного проекта

Прежде чем рассмотреть понятие инновационного проекта, попробуем выделить из общей массы определений, что же такое проект.

В общем понимании проект (анг. – project) – это «…что-либо, что задумывается или планируется, например большое предприятие»[1].

В другом источнике проект рассматривается как «…некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения»[2].

Как система, проект включает в себя сформулированный замысел (решаемую проблему), средства для реализации замысла и предполагаемые результаты.

И.И. Мазур дает следующее определение понятия «инвестиционный проект»: «…инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки»[3]. Таким образом, делается упор на финансовую составляющую понятия, показан результат проекта как получение прибыли или приобретения каких-либо финансовых инструментов для ее извлечения.

Если же итогом проекта должен стать какой-то материальный объект, то понятие проекта конкретизируют и добавляют описание про создание или модификацию соответствующих производственных процессов.


В общем современном понимании проект – это то, что вносит изменения, меняет мир. В качестве сравнения, до недавнего времени в отечественном менеджменте проектом именовался чертеж или план какой-то конструкции или здания.

Область применения проектов, как представляется из приведенных определений, сегодня настолько широка, что их перечисление может занять не одну страницу. В настоящем исследовании представляется необходимым остановить внимание на высокотехнологичных информационно-коммуникационных отраслях нашей действительности.

Множество проектов, созданных сегодня как на государственном, так и на корпоративном уровнях, требуют значительных затрат на приобретение, разработку и совершенствование определенных инновационных технологий. Чтобы сформулировать понятие инновации, рассмотрим кратко области их применения.

На государственном уровне сегодня закреплен целый ряд целевых программ, которые по сути представляют собой набор из технологических, инвестиционных, образовательных, спортивных и другого рода проектов. Программы перспективного развития нанотехнологий, совершенствование образования, внедрение инноваций в развитие убыточного на сегодняшний взгляд сельскохозяйственного производства, развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании, социальной сфере, реализация государственных услуг с помощью интернет-технологий, дистанционное обучение в вузах – все эти отрасли реализуются сегодня с помощью управления проектами.

Что же такое инновация и какова ее роль в развитии современной экономики?

В различной учебной и научной литературе можно найти ряд мнений по классификации проектов. Наиболее часто употребляется отраслевой критерий разделения, то есть проекты подразделяются по целям, заложенным в них, и видам деятельности:

1) инвестиционные;

2) научно-исследовательские и инновационные, в которых поставлена цель по проведению некоторых научных исследований и разработке нового вида продуктов или услуг соответственно;

4) организационные, то есть проекты для перестройки какого-либо предприятия или фирмы, внедрения новой управленческой технологии, создание новой фирмы, проведения конференции и др.;

5) экономические проекты, например, по проведению мониторинга внедрения новой системы налогообложения, приватизация предприятия;

6) социальные, которые реализуют определенные задачи в сфере обеспечения потребностей населения и различных социальных групп населения.


Таким образом, мы видим, что инновационные проекты составляют лишь часть проектной деятельности.

Ф. Анбари приводит такое определение термина «инновационный проект (далее по тексту работы ИННП): «…управление системой, которая трансформирует ее «ход» в «выход», результатом чего является запуск механизма обратной связи для контроля соответствия результатов целям проекта»[4]. Как видим, данное автором определение слишком расплывчатое, чтобы можно было сразу понять, о чем идет речь. Итак, вновь возвращаемся к определению понятия инновации.

По мнению И.Л. Туккеля, «…инновация – это результат сочетания разных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований, маркетинга, руководства проектом, работы в команде, тренинга, творческого мышления — нужно говорить о многомерности инновации»[5]. В самом общем смысле, который доступен и употребляется сейчас каждым человеком, инновация – это новый продукт.

Итак, в отличие от других групп проектов, ИННП, по определению А.В. Алешина, «…проект, связанный с созданием продукта или оказанием услуги, имеющий определенную степень новизны (инновационности)»[6].

В чем особенность управления ИННП?

Выбор способа управления ИННП практически определяют на основе следующих факторов:

1) выбранный тип инновации (реализация нового продукта, новой технологии, нового принципа деятельности в какой-либо области и др.). От этого будет зависеть как ресурсное обеспечение будущей деятельности, так и структура управления проектом;

2) размеры предприятия, которое будет реализовывать ИННП. От этого будет зависеть, станет ли ИННП частью деятельности фирмы или проект будет выполнен на разовой основе с привлечением наемных ресурсов. Также здесь решающее значение будет иметь подготовленность менеджеров, реализующих ИННП.

Следует упомянуть и о государственной политике в области использования инноваций. Прямые поручения по максимально быстрому и широкому внедрению инновационных технологий в промышленную сферу России обозначил в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 2015 года В.В. Путин, и далее реализация этих поручений детализирована в декабре 2015 года в регламенте выполнения для Правительства РФ. Детальный план с конкретными сроками реализации поручений по внедрению инноваций доступен на официальных сайтах Президента РФ и Правительства РФ.

В современных условиях рыночной российской экономики многие компании начинали воплощать бизнес-проекты, связанные с инновациями. Многие из этих проектов заканчивались ничем – одни в силу недостатка опыта в управлении специфическим типом проектов – инновационными, другие проекты прекратили свое существование благодаря отсутствию соответствующей нормативной, налоговой и экспертной базы, третьим не хватило опыта при выборе, какие ИННП и как реализовать.


Получается, при наличии и желании использовать накопленный зарубежными управленцами опыт реализации ИННП, шансы на успех у отечественных бизнесменов были бы значительно выше.

Чтобы охарактеризовать такую специфичную область проектного управления как инновации, требуется вернуться немного назад и определить, что такое управление проектами, и в частности – инновационными.

Управление проектом в современном международном понимании этого термина сформировалось в России относительно недавно, в 90-е годы прошлого века.

Управление проектами по определению А.В. Алешина – это «…методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов при помощи современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству»[7].

В данном процессе субъекты управления проектами (менеджеры и команда) работают с объектами (собственно, проекты, программы или портфели проектов).

Ведущая роль в изучении управления проектами как сферы профессиональной деятельности по мнению исследователей принадлежит международным организациям. В частности, такие функции в США выполняет институт управления проектами (PMI – сокращение от Project Management Institute), некоммерческая профессиональная организация. Данная организация впервые выпустила так называемый Свод знаний по управлению проектами в 80-х гг. прошлого века, и с тех пор регулярно выпускает обновленный вариант этого документа. В данном Своде ученые определяют все значимые характеристики управления проектами и их роль в системе общего управления.

Конкретные профессиональные требования (собственно, стандарт профессии) в области управления проектами создает и обновляет европейская IPMA (Международная ассоциация управления проектами).

Из отечественных организаций, которые занимаются профессиональной деятельностью в области управления проектами, следует отметить Российскую ассоциацию управления проектами СОВНЕТ и отделения Института управления проектами США, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге.

Итак, рассмотрим подробнее характеристики инновационных проектов.

По мнению С. Филиппова и Г. Муи, которое приводит в своей работе А.В. Алешин, ИННП характеризуется следующими параметрами.

1) Цель – создание инновационного продукта или услуги (продуктовые или сервисные инновации). В отличие от обычных проектов, на начальных этапах работы цели ИНПП могут быть сформулированы не полностью, ряд инновационных решений могут быть сделаны только опытным путем.