Файл: Дискрет-ная мат-ка_УМП.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66

Пример 5.  Ребенок,  не  умеющий  читать,  рассыпал  состав-

ленное из букв разрезной азбуки слово  «искусство»,  выбрал из 
них четыре карточки и расположил их в один ряд. Найти веро-
ятность того, что у него получится слово «куст». 

Решение. Рассмотрим четыре события: A — выбрана буква 

«к», B — выбрана буква «у», C — выбрана буква «с», D — вы-
брана буква «т». Найдем их вероятности. Вероятность события 
A равна: p(A) = 1/9. Так как событие A состоялось, то среди рас-
сыпанных осталось 8 карточек. Следовательно, вероятность со-
бытия B равна: p(B) = 1/8. Теперь осталось 7 карточек и вероят-
ность события C равна: p(C) = 3/7. Осталось 6 карточек. Вероят-
ность  события  D  равна:  p(D) = 1/6. По  правилу  произведения 
вероятностей получаем: 

1 1 3 1

1

.

9 8 7 6

1008

p

= ⋅ ⋅ ⋅ =

 

Ответ: 1/1008. 

Пример 6. Из колоды, в которой 36 карт, наугад вынимают 

две карты. Найти вероятность того, что обе они будут пиковой 
масти. 

Решение. Две карты из 36 можно извлечь 

2

36

630

С

=

 спосо-

бами. Следовательно, знаменатель найден. В колоде из 36 карт 
содержится 9 карт  пиковой  масти.  Две  из  них  можно  извлечь 

2

9

36

С

=

  способами.  Искомая  вероятность  равна 36/630. После 

сокращения получаем p = 2/35. 

Ответ: 2/35. 

Пример 7. Некто задумал 10-значное двоичное число (чис-

ла могут начинаться с нуля). Найти вероятность того, что в чис-
ле содержится хотя бы один нуль и хотя бы одна единица. 

Решение.  Всего  возможно 1024 10-значных  двоичных  чи-

сел. Существует одно число, состоящее из десяти нулей, и одно 
число,  состоящее  из  десяти  единиц.  Во  всех  остальных 1022 
числах содержится хотя бы один нуль и хотя бы одна единица. 
Следовательно, искомая вероятность равна p = 1022/1024. После 
сокращения на 2 p = 511/ 512. 

Ответ: 511/ 512. 


background image

 

67

4 ᇉ‡˜Ë ËÁ письменной ÍÓÌÚðÓθÌÓÈ ð‡·ÓÚ˚.               

íÂχ 9: «äÓÏ·Ë̇ÚÓðË͇» 

 

Прежде  чем  решать комбинаторные  задачи  из  данной  кон-

трольной работы, рекомендуется просмотреть решения всех ни-
жеприведенных  задач.  Знакомство  с  ними  может  существенно 
снизить трудозатраты на выполнение контрольной работы и по-
высит вероятность того, что решение задачи будет верным. 

Пример 1. Десятизначное двоичное число разделили на две 

неравные части — левую и правую. Левая часть состоит из че-
тырех  знаков,  правая — из  шести.  Сколько  существует  таких 
чисел, в каждом из которых слева единиц больше, чем справа? 

Решение.  В  левой  части может  быть 0 единиц  (т.е.  ни  од-

ной), либо одна, либо две, либо три, либо четыре. В соответст-
вии с этим разобьем задачу на пять более простых задач: 

а)  в  левой  части  нет  единиц.  В  этом  случае  нет  ни  одного 

десятизначного  двоичного  числа,  удовлетворяющего  условию 
задачи; 

б) в левой части одна единица, тогда в правой части долж-

ны быть только нули. Всего существует 4 таких числа: 

0001 000000;  0010 000000;  0010 000000;  1000 000000; 
в)  в  левой  части  две  единицы,  тогда  в  правой  может  быть 

либо 0 единиц, либо одна единица. Две единицы в левой части 
дают 

2

4

6

C

=   четырехзначных  чисел.  Столько  же  существует 

искомых чисел, если в правой части единиц нет. Одна единица в 
правой  части  может  располагаться 6 способами.  Тогда  сущест-
вует 6

⋅6 = 36 искомых чисел. Одно их них: 0101 001000. Таким 

образом, всего существует 36 + 6 = 42 числа, в каждом из кото-
рых слева две единицы, а справа нет единиц или 1 единица; 

г) слева три единицы, тогда справа их может быть либо 0, 

либо 1, либо 2. Три единицы слева могут располагаться четырь-
мя способами. Если справа единиц нет, то получаем 4 искомых 
числа. Если справа одна единица, то существует 4

⋅6 = 24 иско-

мых числа. Одно из них: 1011 010000. Если справа две единицы, 
то существует 

2

6

4

60

C

=

 искомых чисел. Одно из них имеет вид: 

1011 001010. Таким образом, всего получаем: 


background image

 

68

4 + 24 + 60 = 88, 

т.е. существует 88 чисел, у которых слева три единицы, а справа 
0, либо 1, либо 2 единицы; 

 д) слева четыре единицы. Справа же может быть либо 

0  единиц,  либо 1, либо 2, либо 3. Четыре  единицы  слева 
дают  только  один  вариант  их  расположения.  Если  справа 
единиц нет, то получаем одно число из искомых. Оно име-
ет  вид: 1111 000000. Если  справа  одна  единица,  то  воз-
можно 6 искомых  чисел.  Одно  из них: 1111 001000. Если 
справа две единицы, то существует 

2

6

15

C

=

 

искомых чисел. 

Одно  из  них: 1111 010100. Если  справа  три  единицы,  то 
возможно 

3

6

20

C

=

  искомых  чисел.  Сложим  полученные  ре-

зультаты: 

1 + 6 + 15 + 20 = 42. 

То есть всего существует 42 числа, у которых слева четыре 

единицы, а справа 0, либо 1, либо 2, либо 3 единицы. 

Сложим числа, полученные в результате решения всех пяти 

простых задач: 

0 + 4 + 42 + 88 + 42 = 176. 

Ответ: 176. 
Ответ к данной задаче можно проверить. Для этого решим 

еще две задачи: 

1)  сколько  существует  чисел,  в  каждом  из  которых  слева 

столько же единиц, сколько и справа? 

2)  сколько  существует  чисел,  в  каждом  из  которых  слева 

единиц меньше, чем справа? 

Сумма  ответов  ко  всем  трем  задачам  должна  быть  равной 

1024.  Именно  столько  всего  существует  десятизначных  двоич-
ных чисел. 

Решаем  первую  проверочную  задачу.  Если  слева  единиц 

нет,  то  их  не  должно  быть  и  справа.  Такое  число  существует 
только одно: 0000 000000. 

Если  слева  одна единица,  то  и справа  должна  быть  только 

одна.  Например: 0100 000010. Всего  возможно  4

⋅6 = 24 таких 

числа. 


background image

 

69

Если слева и справа по две единицы, то всего таких чисел 

существует 

2

2

4

6

6 15

90.

C

C

= ⋅ =

 

Если  слева  и  справа  по  три  единицы,  то  количество  таких 

чисел равно 

3

3

4

6

4 20

80.

C

C

= ⋅

=

 

 Если  слева  и  справа  по четыре единице,  то количество  та-

ких чисел равно

4

4

4

6

1 15 15.

C

C

= ⋅ =

 

Сложим полученные числа: 1 + 24 + 90 + 80 + 15 = 210. 
Таким образом, ответ к первой проверочной задаче: 210. 
Решаем вторую проверочную задачу. Как и в исходной за-

даче, рассмотрим пять простых задач: 

а) слева единиц нет. Тогда справа может быть одна единица 

(таких чисел 6), либо две (таких чисел существует 

2

6

15

C

=

), ли-

бо три (количество их 

3

6

20

C

=

), либо четыре (таких чисел суще-

ствует 

4

6

15

C

=

),  либо  пять  (

5

6

6

C

= ),  либо  шесть  (одно  число). 

Всего: 6 + 15 + 20 + 15 + 6 + 1 = 63; 

б) слева одна единица. Она может располагаться четырьмя 

вариантами среди четырех разрядов. Каждому из них соответст-
вует  справа  две  единицы (15 чисел),  либо  три (20 чисел),  либо 
четыре (15 чисел), либо пять (6 чисел), либо шесть (одно число). 
Всего: 4

⋅(15 + 20 + 15 + 6 + 1) = 228; 

в)  слева  две  единицы.  Существует 6 четырехзначных  дво-

ичных чисел, содержащих по две единицы. Каждому из них со-
ответствует справа три единицы (20 чисел), либо четыре (15 чи-
сел), либо пять (6 чисел), либо шесть (одно число). Всего полу-
чаем 6

⋅(20 + 15 + 6 + 1) = 252 числа; 

г)  слева  три  единицы.  Существует 4 четырехзначных  дво-

ичных числа, содержащих по три единицы. Каждому из них со-
ответствует справа четыре единицы (15 чисел), либо пять (6 чи-
сел), либо шесть (одно число). Всего 4

⋅(15 + 6 + 1) = 88 чисел; 

д)  слева  четыре  единицы.  Четырехзначное  такое  число  су-

ществует только одно. Справа возможно пять единиц (6 чисел) 
либо шесть (одно число). Всего 6 + 1 = 7 чисел. 

Сложим  полученные  числа  и  получим  ответ  ко  второй 

проверочной задаче: 63 + 228 + 252 + 88 + 7 = 638. 


background image

 

70

Таким образом, существует 176 чисел, в которых слева боль-

ше  единиц,  чем  справа;  существует 210 чисел,  в  которых  слева 
столько же единиц, сколько и справа; существует 638 чисел, в ко-
торых слева меньше единиц, чем справа. Сложим эти три числа: 

176 + 210 + 638 = 1024. 

Отсюда следует, что исходная задача решена правильно. 

Пример 2.  В  n-значном  двоичном  числе  точно  три  едини-

цы, которые нигде рядом не стоят. Известно, что существует 220 
таких чисел. Найдите n

Решение.  Если  в  n-значном  числе  три  единицы,  то  число 

нулей  в  нем  равно 

3.

n

−  Запишем эти 

3

n

  нулей  в  один  ряд. 

Между нулями, а также слева и справа от них можно ставить по 
одной единице. Всего возможно 

2

n

 таких мест, т.е. на едини-

цу  больше,  чем  нулей.  При  этом  всякий  раз  будут  получаться 
числа, в которых нет рядом стоящих единиц. Так как в данном 
случае  имеется  три  единицы,  то  расположить  их  можно  по 

2

n

местам k способами, где 

3

2

(

2)!

(

2)!

.

3!(

2

3)!

3!(

5)!

n

n

n

k

C

n

n

=

=

=

− −

 

Запишем это выражение следующим образом: 

(

2)!

(

5)!(

4)(

3)(

2)

.

3!(

5)!

3!(

5)!

n

n

n

n

n

k

n

n

=

=

 

После сокращения получаем: 

.

!

3

)

2

)(

3

)(

4

(

=

n

n

n

k

 

Число k известно. Оно равно 220. Получаем уравнение: 

.

220

!

3

)

2

)(

3

)(

4

(

=

n

n

n

 

Запишем его в виде 

.

3

2

11

2

5

2

6

220

)

2

)(

3

)(

4

(

=

=

n

n

n

 

Раскрывать скобки нет необходимости. Слева записаны три 

числа в порядке возрастания на единицу. Из чисел правой части 
составим  такие  же  три  числа.  Это  можно  сделать  следующим 
образом: 10, 11, 12. Решаем уравнение n – 2 = 12, откуда получа-
ем: n = 14. 

Ответn = 14.