Файл: Лекции история 1.docx

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1038

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980 – 1015 годов).

Лекция 3

Образование русского централизованного государства.

1й вопрос лекции: Причины и особенности единого государства.

Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII века и завершился в начале XVI столетия. К процессу образования единого государства привели определённые экономические, социальные, политические и духовные предпосылки.

Особенности образования Русского централизованного государства:

  • Становление иного по сравнению с Древней Русью генотипа социального развития. Если для Древней Руси характерен был традиционный путь развития, то в XIVXV веках утверждается мобилизационный, осуществлявшейся за счёт постоянного вмешательства государства в механизме функционирования общества.

  • Хронологическая близость образования единого российского государства и централизованных монархий в Западной Европе.

  • Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства.

  • Национальное объединение и России имело свои особенности. Русское государство с самого начала формировалось как военно-национальное, движущей силой которого было ведущая потребность в обороне и безопасности. Формирование государства происходило на многонациональной основе.

  • Восточный стиль политической деятельности. Самодержавная власть формировалась по двум образцам: византийского императора и монгольского хана. Русские князья переняли у монголов государственную политику, сводившую функции государства к взиманию дани и налогов, поддержанию порядка и охране безопасности. Вместе с тем государственная политика была лишена сознанная ответственности за общественное благосостояние.

  • Ведущая роль в формировании Российского государства политического фактора-необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Благодаря этому фактору все слои были заинтересованы в централизации. Такой опережающий характер процесса объединения обусловил формирование сильной монархической власти, прочную зависимость от власти господствующего класса, высокую степень эксплуатацию непосредственных производителей.

2й вопрос лекции: Этапы политического объединения Руси.

  1. Конец XIII-1я половина XIV века: усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. Благодаря деятельности первых московских князей Даниила Александровича и Ивана Даниловича Калиты территория Московского княжества увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Союз великокняжеской власти Москвы и церкви сделал Москву религиозным и идеологическим центром Руси.

  2. Вторая половина XIV-начало XV века: успешное развитие процесса объединения и зарождения элементов единого государства. Происходит дальнейшее увеличение территории Московского княжества. В правление Дмитрия Донского (1359-1389 годов) соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москву. Этому способствовала постройка непреступного белокаменного Кремля Москвы; отражение притязаний на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отражены походы литовского князя Ольгерда; объединенными русскими силами на р. Воже в 1378 году и на Куликовском поле в 1380 года были разбиты монголы. С этого времени борьба против Орды приняла характер организованных военных сражений. Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжество Владимирское своему сыну Василию по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние великого княжества Владимирского и Московского.

  3. Вторая четверть XV века: феодальная война (1431-1453 годов). Первоначально велась за великокняжеский стол, а в дальнейшем представляла собой столкновение сторонников и противников государственной централизации. Московский князь вступил за политическую централизацию, Галицкий князь за самостоятельное развитие. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30раз по сравнению с началом XIV века.

  4. Вторая половина XV – начало XVI века: образование единого централизованного государства. Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западноевропейских государств и приходится на время правления Ивана III (1462-1505 годов) и Василия III (1505-1533 годов). Иван III закончил собрание земель вокруг Москвы, заложил основы российского самодержавия, укрепил государственный аппарат и повысил международный престиж Москвы. Если до середины XV века Московское княжество было одним из нескольких княжеств Северной Руси, то теперь оно осталось здесь единственным и потому национальным: его границы совпадали с пределами великорусской народности. Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к татарам. В 1476 году он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с противником Золотой Орды. Состояние на р. Угре (1480 года) положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формальный суверенитет. В 1472 года состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софией Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. В 1493 году Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси.


Лекция 4

Россия в эпоху петровских реформ.

1й вопрос лекции: Истоки и сущность преобразований Петра I.

В XVII веке в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодалён социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени.

В конце XVII веке на исторической арене появляется сильная историческая личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительность, умом, энергией и талантом преобразования. Пётр I действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце. Царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводником перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину.

На формирование реформаторских взглядов Петра I оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности в Немецкой слободе, поездка в Архангельск ( 1693 – 1694 года ), Азовские походы ( 1695-1696 года ) и поездка в Европу в составе Великого посольства (1697-1698 года).

Пётр I окружил себя способными и энергичными помощниками и специалистами. Среди иностранцев выделялись: друг царя Ф. Лефорт, генерал П. Городон, инженер Я. Брюс. А среди русских постепенно сформировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших в последствии блестящую политическую карьеру: А.М. Головин, Г.И. Головкин, братья П.М. и Ф.М. Апраксины, А.Д. Меньшиков.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 года.

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводись в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были пересинены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась некоторая свобода действий.

Реформы Петра I были подчинены не интересам отдельных сословий, а государству в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени государство приобретало милитаристские черты.


Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

В целом процесс реформирования страны был связан с внешним фактором-необходимостью выхода России к морям, и с внутренним - процессом модернизации страны.

2й вопрос лекции: Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управления и юриспруденция, армия и различные социальные слои были реорганизованы на западный лад. Быстро развивалось промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

Оценивая петровские формы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие тенденции:

  • Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии на крепостническо-дворянской основе;

  • Созданное Петром I государство не только повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;

  • По своим масштабам и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории;

  • Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя;

  • Петр I за минимальный исторический промежуток превратил Россию в великую державу;

  • Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший нажим на население.

  • Фигура Петра стала символом решительного реформаторства и беззаветного служения Российскому государству.

Преобразования первой четверти XVIII века столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Ценой петровских преобразований стало:

  • Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления были направлены лично против Петра и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

  • Проводя реформы государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

  • Желание догнать Европу в экономическом развитии Пётр I пытался реализовать за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных заказов, что избавляло их от конструкции, но лишало свободной экономический инициативы.

  • Результатом петровских реформ стало превращение России в военно-полицейское государство, создание основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризированной.

  • Достижения сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народных масс.

  • Главная психологическая опора русского государства - православная церковь – была потрясена в своих основах и постепенно теряла своё значение. Церковная реформа означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии.

  • Произошло обострение политических и социальных проблем.

  • Правительство остро чувствовало ослабление контактов с нарядов после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство было вынужденно действовать жестко, как и делал Пётр Великий. А позже концепция запретов стала привычной. С другой стороны, петровские реформы привели в движение и политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать.


Цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

Лекция 5

Россия в эпоху великих реформ.

1й вопрос лекции: Причины и предпосылки реформ.

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение реформ 60х – 70х годов.

Толчком к преобразованиям послужили:

  1. Проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность николаевской системы.

  2. Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции.

  3. Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенный части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

Утвердилась точка зрения, согласно которой в конце 50х – 60х годов в начале XIX века сложилась революционная ситуация. Это составило царизм поспешить освобождение крестьян, произвести изменение институтов.

Сегодня ряд историков считают что крепостная система не исчерпала свои резервы и могло существовать дальше, а анти – крепостное.

Отменяя крепостное право, самодержавие вынужденно было пойти в разрез с большей частью собственной опоры, т.к. основная масса дворян была настроена против отмены крепостного права. По мнению историков в России разразился социально-политический кризис, вызванный внешнеполитическим могуществом и основанный на нём идеологии национально-государственной истории, а так же быстрым отстаиванием России от Европейских государств и угрозы её превращения. Главной причиной такого отстаивания явилась исторического зарождения государства феодально-крепостнических отношений.

2й вопрос лекции: Отмена крепостного права.

В первые о необходимости отмечены крепостного права Александра IIофициально заявил в кратной речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». В 1856 году был утверждён Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. В марте 1859 года были образованы Редакционные комиссии, на которые возлагалась задача составления проектов законов об освобождении крестьян. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. 19 февраля, в 6ю годовщину восшествия на престол император Александр II подписал «Положение о крестьян, выходящих из крепостной зависимости».

Основные положения крестьянской реформы:

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет

  2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

  3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учётом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику. Они составляли 1/5 прежних крестьянских наделов.

  4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

  5. Крестьяне получали право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.


По мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причём интересы помещиков были максимально учтены, т.к. иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было. Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов м/у ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было следствием компромиссного характера реформы. Реформы предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований имевших целью создать новую систему государственного управления.

3й вопрос лекции: Итоги преобразований 1860-1870х годов.

Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьяне получили свободу.

Государственное управление было дополненное органами земского, городского общественного управление. Создано нечто вроде единой многословной системы общественного управления, где переплетались такие формы: крестьянское сельско - волынское, городское, дворянское корпоративное управление.

Изменения управления в 60-70е года проведены без специальных крупных административных реформ, имели поверхностный, ограниченный характер, не изменили качественно его систему, не затронули природу государственной власти и управления, не дали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил. Они были осуществлены в интересах сохранения короны, не совпадали с чаяниями народа, не только не устраняли, а обостряли противоречия между властью и обществом.

Особенностью реформ являлось то, что они проходили долгий путь от задумывания до конкретной их реализации. Реформы носили характер консервативной стабилизации и были подчинены политическим интересам самодержавия, т.к. любые попытки затронуть политическую систему пресекались. Реформы проводились в ситуации, когда реформаторские проекты оставались полумерами и оставляли будущим поколениям те же проблемы: нерешенный крестьянский вопрос, существование самодержавия. Это была не вина, а беда реформаторов, т.к. их политические взгляды не выходили за рамки абсолютизма и искали меру соответствия реформ политической системы. Камнем преткновения были стремление сохранить монархию и необходимость найти эффективные рычаги её совершенствования . Узость социальной базы, противостояние реформам мощной консервативной оппозиции, отсутствие среднего класса, коррупция, нехватка грамотных порядочных людей – всё это обрекало реформы на незавершенность.