Файл: Лекции история 1.docx

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1037

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако реформы 60х-70х годов XIX века значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель. Отчуждение от власти сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демократов и ультраконсервативных помещиков. Либералы получив поле деятельности-земства, суды, университеты, смогли перейти от слов к конкретным делам.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывам, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Монолог власти, характерный для николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», получил поддержку императора. Процесс реформ был прерван в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

Лекция 6

Революция 1917 года в России.

1й вопрос лекции: Кризис самодержавной системы.

В начале XX века в России оставалась самодержавной монархией. Последний российский император, по мнению историков, оказался на троне явно не ко времени. Он был не по возрасту и не по положению доверчив, порой наивен, чем с успехом пользовались интриганы. А его стремление избегать скандалов и всякой грязи обеспечивало тем же интриганам безнаказанность. Несмотря на то, что занятие государственными делами тяготило Николая II, он не опускал мысли об отказе от неограниченной власти.

Для Николая II было весьма характерно назначать ответственные посты своих родственников, независимо от их личных качеств и способностей. В результате в самое сложное для России время - годы кризиса и войны – на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Наиболее разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Распутина, ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II. Старец несмотря на своё тёмное прошлое, скандальный образ жизни и полную безграмотность, стал одним из « центра силы» в правящей верхушке, особенно в период Первой мировой войны, и оказывал прямое влияние на принятие важных государственных решений.

Для превращения Государственной Думы в послушное орудие самодержавия, 3 июня 1907 года был изменён избирательный закон, делавший откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию, которые получили в Думе более половины мест. В III Думе сложилось определенное равновесие м/у правыми (144 депутата), центом – октябристами ( 148 депутатов ) и левыми фракциями. Ни одна из группировок не могла самостоятельно обеспечить утверждение того или иного законопроекта. Поэтому всё решила позиция центра – октябристов. С самого начала деятельности Думы эта практика, получившая название «октябристский маятник» стала успешно осуществляться. В итоге правительство могло проводить ту политику, которую считало нужной в настоящий момент. Таким образом, в ходе третьеиюньского переворота было обеспечено сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе.


Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война временно потушила разгоравшееся оппозиционное движение в России. На совместном заседании Государственной Думы и Государственного Совета 26 июля 1914 года было заявлено об отказе от оппозиционной деятельности.

Всё это, утверждал Милюков, порождает в обществе подозрения и слухи об измене в верхах. Перечислив все промахи правительства, он заключил каждый пассаж вопросом – рефрентом: «Что это – глупость или измена?». Речь Милюкова произвела эффект разорвавшейся бомбы не только в Думе, но и по всей стране.

Дума в лице «Прогрессивного блока» бросала, таким образом, открытый вызов правительству и косвенный – династии. В конце ноября против влияния «темных сил» вступили уже Государственный совет и Совет объединенного дворянства.

2й вопрос лекции: Причины революции:

  • Кризис верхов , т.е. невозможность управлять старыми методами;

  • Ухудшение положения народных масс выше обычного.

  • Рост недовольства народных масс и повышение революционной активности.

Лекция 7

СССР в годы Великой Отечественной Войны.

1й вопрос лекции: Причины войны. Планы Германии и СССР.

Война – социальное явление, одна из форм разрешения общественно политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных противоречий м/у государствами, народами, нациями, классами и прочими средствами вооруженного насилия. Основной элемент сущности войны есть, политика, именно она определяет цели войны, её социально-политический, правовой и морально-этический характер.

Причины второй мировой войны:

  • В системе устройства мира после Первой мировой войны, созданной державами-победительницами, был заложен зародыш нового мирового конфликта и нового передела мира. Мировой экономический кризис 1929-1933 год резко обострил противоречия м/у капиталистическими странами. Сложились две группировки (Германия, Италия, Япония – Англия, Франция), стремившиеся к мировому господству. Наибольшей агрессивностью отличались побеждённые государства. Мюнхенский сговор отразил их стремление решать свои геополитические проблемы за сет других государств и народов.

  • Империалистическая сущность политики капиталистических государств сводила на нет любые попытки предотвратить военный предел мира. Западная демократия мирно сожительствовала с антигуманной внешней политикой.

  • Решающим фактором в возникновении войны стал переход фашистов к власти в Германии, Италии и Японии. Мировое сообщество, включая и СССР, до 22 июня 1941 года не смогло осознать, что фашизм нёс смертельную опасность всему человечеству.

  • Катализатором мирового конфликта был антисоветизм. В 1936-1937 годов был создан «Антикоминтерновский пакт» с целью свержения советского строя. Правительства Англии и Франции проводили в то время политику «умиротворения» фашизма, чтобы направить Германию против СССР, что позволило ей начать войну в наиболее выгодных для неё условиях. Значительная доля ответственности в этом лежит и на политическом руководстве СССР.

  • Вера большевиков в неизбежность мировой социалистической революции определяла их убежденность в неизбежности мировой империалистической войны, результатом которой будет победа мирового социализма. Сталин не верил в возможность миролюбивых тенденций со стороны любых капиталистических держав. Советское руководство считало справедливым решение внешнеполитических проблем СССР военным путём. Красная Армия, по мнению Сталина, могла вести победоносную войну на чужих территориях, где она встретит поддержку трудящихся. На такую наступательную войну была сориентирована советская военная стратегия до 22 июня 1941 года.

  • Созданный Сталиным и его окружением политический режим закрывал возможности поиска и реализации альтернативных вариантов, если они не совпадали с точкой зрения Сталина.


Основными причинами войны были:

  • Борьба конкурирующих систем, претендующих на глобальное господство: национал-социализма и коммунизма;

  • Стремление Германии завоевать «жизненное пространство», захватив ресурсную базу СССР.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года закончилась 2 сентября 1945 года. Она длилась 2194 дня. В ней участвовало 61 государство, военные действия велись на территории 40 стран Европы, Азии, Африки. В войне сражались 110 млн. человек, погибли почти 50млн. СССР почти потеряли 27 млн., Германия – 13,6 млн., Польша - 6 млн., Япония – 2,5 млн., Югославия – 1,7 млн., США – 900 тысяч, Франция – 600 тысяч, Англия – 370 тысяч.

2й вопрос лекции: Периодизация Великой Отечественной войны.

В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных периода.

  1. 22 июня 1941-18 ноября 1942 года – начальный период войны.

  2. 19 ноября 1942 – конец 1943 года – период коренного перелома.

  3. 1944 - 9 мая 1945 года – завершающий период.

3й вопрос лекции: Итоги войны.

Понеся огромные потери СССР победил в тяжелой войне:

  1. За время войны была создана мощная военная промышленность, сформирована индустриальная база.

  2. СССР по итогам войны включил дополнительные территории на Западе и Востоке.

  3. Был завоеван серьезный международный авторитет.

  4. Заложена основа для создания «блока социалистических государств» Европы и Азии.

  5. Открылись возможности демократического обновления мира и освобождение колоний.

  6. В результате возрастания роли и авторитета СССР произошло укрепление сталинского режима.

Победа, завоеванная невиданным героизмом народа на фронте и величайшим самопожертвованием в тылу, означала поражение блока фашистских государств и имела всемирно- историческое значение.