Файл: Блок 2. 19- нач 20века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 515

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шпионаж в мирное время – особый вид государственной измены, который заключается в передаче сведений иностранному государству. Мера ответственности – до 8 лет каторжных работ для гражданских лиц и до 15 лет для военнослужащих. При отягчающих обстоятельствах – для гражданских до 15 лет, для военных – бессрочно.

112 статья – преступление – снятие копий с плана или других документов с грифом «долженствующий сохраняться в тайне». Наказание – тюремное заключение для гражданских – до 1 года, для военных – до 3х лет.

5 июля 1912 года в России был принят закон «Об изменении действующих законоположений о государственной измене путем шпионства».

  1. Способствование правительству или агенту иностранного государства в собирании сведений, касающихся внешней безопасности России, независимо от характера и ценности сведений, являлось уголовно-наказуемым.

  2. Наказанию подвергались и попытки совершить разглашение государственной тайны.

  3. Освобождались от наказания лица, которые помогли следствию.

  4. Широкие полномочия по определению состава защищаемых сведений предоставлялись министрам: военному, морскому и внутренних дел.

  5. При разглашении секретных сведений экспертиза проводилась в главном управлении генерального штаба. Этим органом определялась тяжесть преступления и возможный ущерб интересам России.

20 июля 1914 года издается «Перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России и ее военно-морской и сухопутной обороны, оглашений и распространение коих в печати, в речах или докладах произносимых в публичных собраниях воспрещается».

3.2. Орган стратегического планирования

 В ходе военных реформ 60-70 годов XIX века, получивших название «милютинских», система военного управления была реорганизована. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Военный министр Д.А. Милютин, сам бывший «из квартирмейстеров», стремился превратить ГУГШ в свой рабочий орган, охватывающий все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. Однако многие начинания Милютина были либо отвергнуты, либо забыты его последователями на посту военного министра.

После неудачной для России войны с Японией последовала череда организационных преобразований. В 1905 г. восстанавливается должность начальника Генерального штаба как самостоятельного военного руководителя, подчиненного непосредственно царю. Его рабочим органом стало ГУГШ. Однако уже в 1908 г. начальник Генштаба вновь был подчинен военному министру, а ГУГШ введено в состав Военного министерства.

В 1910 г. были приняты новые структура и положение о Главном управлении Генерального штаба. Ведущим органом ГУГШ был отдел генерал-квартирмейстера, а сам генерал-квартирмейстер, согласно положению, являлся «ближайшим сотрудником начальника Генерального штаба по всем вопросам и делам, касающимся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности».


С началом Первой мировой войны благодаря деятельности ГУГШ в запланированные сроки были проведены мобилизация, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий. Кстати, некоторые фрагменты этой работы образно раскрыты в известном историческом романе В. Пикуля «Честь имею».
     Из руководящего состава ГУГШ была сформирована Ставка Верховного Главнокомандующего. Две трети штаба Ставки составляли офицеры отдела генерал-квартирмейстера. Начальник отдела генерал-майор Ю.Н. Данилов стал генерал-квартирмейстером при Верховном Главнокомандующем.

Накануне Октябрьской революции отдел генерал-квартирмейстера разделили. На отдел 2-го генерал-квартирмейстера возлагались вопросы военной разведки и контрразведки. В ведении отдела 1-го генерал-квартирмейстера остались только вопросы оперативного характера.


3.3. Совершенствование разведывательной работы в военной области с учетом опыта русско-японской войны.

  1. В 1905 году впервые введено структурное разграничение оперативной и информационной работы. Оперативная работа – руководство разведкой, работа с агентурным аппаратом были возложены на особое (разведывательное) подразделение главного управления генерального штаба. Обработка и систематизация полученной информации возложены на специальное подразделение статистического делопроизводства.

  2. С 1906 года стали создаваться разведывательные отделения при штабах всех военных округов. В них действовали контрразведывательные отделения.

  3. Разведка стала вестись по единому плану под общим управлением главного управления генерального штаба.

  4. Совершенствовалось обучение сотрудников спецслужб. В 1908 году в академии генерального штаба введен специальный курс для обучения сотрудников разведывательных органов.

  5. Повысились требования к проверке агентурного аппарата, к оценке качества поступающей разведывательной информации.

  6. ГУГШ стало организовывать систематический сбор всех значимых сведений об иностранных военных разведках. Занимался этим центральных орган российской разведки – отдел генерал-квартирмейстера ГУГШ (ОГЕНКВАР ГУГШ).

  7. Сведения добывали военные агенты, ежегодно в январе они представляли отчеты в особое делопроизводство этого отдела.

Реорганизация разведки в России была завершена только к августу 1917 года.

До этого времени в России не было единого центра, объединяющего различные виды разведки. Разведывательные службы имели следующие министерства: иностранных дел, финансов, торговли и промышленности, императорского двора, военное и морское, департамент полиции. К августу 1917 года было принято решение передать всю заграничную агентурную сеть данных министерств в ведение генерал-квартирмейстера.

До октябрьской революции 1917 года данный отдел являлся центральным органом российской разведки.



4. Организация защиты информации в период промышленного подъема (1909-1913)

4.1. Организация секретного делопроизводства в военном министерстве

Особенности секретного делопроизводства излагались в «Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве». Оно было издано в 1904 году и переиздавалось в 1911 и 1915 годах.

Все требования сохранились. Впервые документы стали разделяться на две группы: собственно секретные документы (грифы С и СС) и неподлежащие оглашению.

Положение 1911 года вводило следующие пометки на секретных документах: «спешно», «срочно», «циркулярно» (на предписаниях одного содержания, рассылаемая нескольким лицам), «в собственные руки», «по мобилизации». Ниже грифа секретности указывался номер экземпляра. Грифы секретности и пометки проставлялись в верхней части справа или на поле.


4.2.Организация работы с шифрованной перепиской в МИДе

В шифротелеграммах исходящий номер проставлялся в конце текста. Если она являлась ответом на ранее полученную шифротелеграмму, то ссылка на номер предыдущей проставлялась в начале текста. Допускалось зашифровывать только часть текста. Перед отправкой шифротелеграммы проверялась правильность ее шифрования путем расшифрования. Запрещалось снятие копий с шифров. Имелись запасные экземпляры шифров для выдачи лицам, которых не было в списке на использование этих шифров. Хранение осуществлялось в секретных хранилищах в опечатанных сейфах в секретных пакетах, опечатанных личной печатью лиц, которым они выданы.

Запрещалось подшивать в дела зашифрованные сообщения. В дела подшивались копии, изложенные обычным текстом. Черновики шифров телеграмм уничтожались. Лицо, получившее шифры сообщения, должно было уничтожить копию, подшив в дело копию, изложенную традиционным письмом. Проверка наличия шифров осуществляла не реже 1 раза в год.


5. Организация защиты информации в период первой мировой войны

8 июня 1914 года военный министр В. А. Сухомлинов утвердил "Положение о контрразведывательных отделениях  военных округов", где, в частности, говорилось:  "Контрразведывательные отделения военных округов учреждаются для борьбы с военным шпионажем, для воспрепятствования тем мерам иностранных государств, которые могут вредить интересам обороны Российской империи".

Инструкцией, разработанной Генштабом, определено, что "военным шпионством (военной разведкой) является сбор всякого рода сведений о вооруженных силах (сухопутных и морских), об укрепленных силах государства, а также имеющих военное значение географических, топографических и статистических данных о стране, путях сообщений, производимый с целью передачи их иностранным державам.

Вести борьбу со шпионажем предлагалось с помощью агентуры. В условиях мирного времени она подразделялась на следующие категории:
- "консульская агентура", внедренная или завербованная из числа обслуживающего персонала или родственников служащих иностранных представительств, расположенных на территории страны;


- "штабная агентура", занимавшаяся личным составом военных и военно-морских учреждений вооруженных сил России как в центре, так и на местах;
- "внутренняя агентура", обслуживающая общественные места, расположенные вблизи учреждений, посещаемых "военными чинами" (торговые лавки, чайные, рестораны и т. п.), а также точки, подходящие для проведения "свиданий" агентов иностранных разведок "с лицами, дающими им сведения".

Однако следует заметить, что с переходом полномочий по реализации контрразведывательных функций к военному ведомству ситуация с так называемой офицерской "штабной агентурой" осталась неизменной. Проблема лишь консервировалась и загонялась вглубь. Менталитет кадрового офицерства изначально был негативно настроен к любому виду оперативного поиска в своей среде. Данная особенность видна во всех нормативных документах военной контрразведки. Инструкциями запрещалось вербовать агентуру среди военнослужащих, а устанавливать наблюдение за офицерами разрешалось лишь с санкции генерал-квартирмейстера, да и то, как отмечалось, "только в исключительных случаях". Как следует из вышесказанного, военная контрразведка изначально была поставлена в "щекотливое" положение при ведении оперативно-розыскной деятельности в армейской среде.

Создание органов армейской контрразведки не означало учреждения некой особой системы, в частности, потому, что отсутствовал управляющий центр, координирующий и планирующий борьбу с агентурой противника, а тем более прогнозирующий вероятные действия иностранных спецслужб по стране в целом. По данным специалистов Департамента полиции, военное ведомство, создавая свою контрразведывательную службу, совершило ошибку, законспирировав деятельность контрразведывательных органов. По этой причине сотрудники КРО были лишены  всякой исполнительной власти, даже той, которую они имели как жандармские офицеры. Инструкцией им предписывалось только вести наружное наблюдение, а в случае обысков и арестов обращаться к местным жандармским органам.

Разразившаяся первая мировая война показала, что контрразведка мирного времени должна быть дополнена системой специальных мер и соответствующих подразделений на театре военных действий. После ликвидации официальных представительств Германии на территории России основное внимание было сосредоточено на выявлении нелегально действующих разведчиков и агентов противника, внедренных на глубокое оседание еще несколько лет назад и активизировавших свою работу с началом войны. Борьба велась не только со шпионажем, но и с диверсиями, терроризмом, вредительством и враждебной пропагандой. Объектами оперативного внимания стали военнопленные и беженцы, также разведывательные школы противника, готовивших агентуру для заброски в прифронтовую полосу и глубокий тыл русской армии.


Война требовала новых подходов к системе организации нестандартных форм и методов работы спецслужб и, прежде всего, объединения в борьбе с врагом усилий розыскных органов МВД и военной контрразведки. Однако игнорирование командованием армии в первой фазе войны проблем безопасности войск и тыла показали, что высший генералитет своевременно не сумел освоить новую для себя сферу деятельности. Ярким примером беспечности может служить тот факт, что в самой Ставке Верховного Главнокомандующего вплоть до второй половины 1915 г. не было соответствующего контрразведывательного подразделения. Да и то оно было сформировано по инициативе товарища министра внутренних дел С. П. Белецкого, обеспокоенного безопасностью императора и состоянием сохранности государственных секретов.

Уже в ходе войны для решения серьезных и ответственных задач  в русской армии были созданы следующие контрразведывательные подразделения: центральное военно-регистрационное бюро ГУГШ; контрразведывательная часть Ставки Верховного Главнокомандующего; КРО штабов фронтов; КРО штабов армий, входящих в состав фронтов; КРО штабов военных округов на театре военных действий; КРО штабов внутренних военных округов; КРО штабов отдельных армий . В отличие от Германии и государств Антанты в Российской империи в период войны так и не было создано центрального органа управления, отвечавшего за безопасность государства. Этот принципиальный организационный изъян так и не был ликвидирован до мая 1917 г.

Война высветила многие изъяны системы обеспечения безопасности армии, в том числе в вопросах подготовки и комплектования органов военной контрразведки, недостаточную квалификацию руководящих кадров.

6 июня 1915 г. (на третий день Брусиловского прорыва) Верховный Главнокомандующий утвердил "Наставление по контрразведке в военное время", согласно которого ведение розыска шпионов и расследование преступлений по государственной измене возлагалось на губернские, областные и городские жандармские управления, КРО штабов военных округов, фронтов и армий, с представлением последним всех законных прав и полномочий, какими пользовались ГЖУ. Для организации контрразведки в ГЖУ назначался один офицер, который непосредственно подчинялся начальнику управления

С этого момента общее руководство контрразведкой осуществляли ГУГШ и ДП. Генштаб давал указания по вопросам военной организации иностранных армий, способах и приемах разведки противника, а также все добытые российской военной разведкой данные, которые могли быть использованы в целях борьбы со шпионажем. Департамент полиции руководил организацией оперативно-розыскной деятельности, при этом директор ДП имел право давать начальнику КРО указания, являющиеся обязательными для исполнения. Начальник отделения также подчинялся начальнику штаба округа. В соответствии с выпиской из "Наставления по контрразведке" начальники КРО штаба фронта подчинялись начальникам разведывательных отделений штабов фронтов; армий, входящих в состав фронтов, - начальникам разведотделений.  КРО при штабе военного округа на театре военных действий состояли при военно-цензурном отделении штаба округа, а его начальник подчинялся непосредственно старшему адъютанту.