Файл: Блок 2. 19- нач 20века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 521

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако реорганизация Комитета 1807 г., являвшегося цен­тральным органом политического сыска в стране, не означа­ла, что политический сыск прекратил свое существование. В Петербурге при канцелярии генерал-губернатора и Москве при обер-полицмейстере продолжала функционировать осо­бая секретная полиция, подчинявшаяся одновременно и Министерству внутренних дел.

Штат секретной экспедиции при московской полиции состоял из 27 человек и финансирование значительно превы­шало финансирование канцелярии Комитета общей безопас­ности. Поэтому ликвидация Комитета 1807 г. означала лишь упразднение одного из параллельных звеньев, без ущерба для жизнеспособности системы политического сыска.

Анализ сущности реформ Александра I в правоохрани­тельной сфере показывает, что он первым в отечественной истории попытался создать систему органов государственной безопасности, не связанных единым организующим и коор­динирующим центром. Император последовательно прово­дил в жизнь известное правило: разделяй и властвуй, стремясь не допустить сосредоточения в руках кого-либо из своих под­чиненных значительного объема полномочий в сфере поли­тического сыска.

Формирование и реорганизация параллельно действую­щих, конкурирующих друг с другом структур политического сыска были характерной чертой периода правления Алексан­дра I, который надеялся, что конкурентная борьба повысит эффективность выявления, предупреждения и пресечения действий политических противников и позволит создать си­стему противовесов для недопущения использования в ущерб трону методов политического розыска.

Однако создать принципиально новые спецслужбы, не предложив качественно новых сил, средств и методов их де­ятельности, императору не удалось.

Таким образом, несмотря на манифест императора, орга­ны политического сыска сохранялись, хотя их деятельность носила децентрализованный характер. Они действовали па­раллельно, конкурируя друг с другом в ущерб делу обеспече­ния безопасности. Профессионализм полицейских оставлял желать лучшего. История поставила отрицательную оценку экспериментам императора. Нескоординированная деятельность мелких по­лицейских органов не дала возможности своевременно вы­явить подготовку восстания декабристов, которая осуществ­лялась в течение нескольких лет.

Восстание декабристов произвело неизглади­мое впечатление на руководителей России и наложило свою печать на всю внутреннюю политику последующих десяти­летий. Это первое революционное выступление против само­державия повлекло за собой коренную реорганизацию сис­темы политического сыска и привело к созданию во второй четверти XIX в. мощного, разветвленного, поистине всеохва­тывающего аппарата органов государственной безопасности.


1.1.2. Министерство полиции

Министерство полиции Российской империи было учреж­дено 17 августа 1810 г. согласно закону «О разделении госу­дарственных дел по министерствам». Структурно министерство состояло из двух канцелярий: общей и особенной, а также трех департаментов.

Департамент полиции исполнительной ведал администра­тивно-полицейским аппаратом, тюрьмами и рекрутскими наборами.

Департамент полиции хозяйственной занимался продо­вольственными делами и учреждениями общественного при­зрения.

Департамент полиции медицинской — врачебным персо­налом, «заготовлением медикаментов» и снабжением меди­цинских учреждений. Единого исполнительного органа ми­нистерство не имело. На местах его функции выполняли губернаторы.

25 июня 1811 г. Министерству полиции были поручены все Дела «внутренней безопасности», для чего в составе мини­стерства был образован специальный орган — Особенная кан­целярия. В функции канцелярии входили ведение «дел по ве­домству иностранцев и заграничным паспортам», «цензурная Ревизия» и «дела особенные», под которыми понималось пре­сечение любых форм антиправительственной деятельности. Под понятие борьбы с антиправительственной деятельностью попадали борьба со слухами или различными проявлениями крестьянского и общественного движения, надзор за «поли­тическими настроениями» различных слоев населения, дея­тельностью масонских лож и религиозных сект, борьба с ино­странным шпионажем.

Штат канцелярии состоял из управляющего, трех столо­начальников, трех старших и трех младших помощников сто­лоначальников, экзекутора, начальника архива, его помощ­ника, нескольких чиновников по «особым поручениям».

Министерство полиции для предупреждения государ­ственных преступлений активно применяло в своей деятель­ности метод провокации, широко используемый француз­ской полицией.

Подобный способ выявления, предотвращения и пресече­ния преступлений можно рассматривать как реакцию россий­ского политического сыска на отмену пыток. Иного способа получения информации о государственных преступлениях полицейские того времени не знали.

В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано, а его функции переданы МВД, из состава которого одновременно был выведен департамент мануфактур и внутренней полиции, вошедший в состав Министерства финансов.


1.1.3.Высшая военная полиция

Возникновение военной контрразведки в Российской империи связывают с военной реформой, проведенной нака­нуне Отечественной войны 1812 г. военным министром гене­ралом от инфантерии М.Б. Барклаем де Толли.

В документах, относящихся к рассматриваемому периоду, она также именовалась «высшей», «вышней» и «воинской» полицией. В соответствии с замыслом реформы в каждую из трех российских армий были назначены руководители «выс­шей полиции» — директора. В 1-й Западной армии (главно­командующий — М.Б. Барклай де Толли) этот пост занял бывший директор Особенной канцелярии министерства по­лиции Я.И. де Санглен, который с 17 апреля 1812 г. одновре­менно являлся директором Высшей полиции при военном ми­нистре; во 2-й Западной армии (главнокомандующий — генерал от инфантерии князь П. И. Багратион) директором по­лиции стал подполковник маркиз М.-Л. де Лезер, эмигрант-роялист из Франции, с 1800 г. состоявший на русской служ­бе; и в 3-й Западной армии (главнокомандующий — генерал °т кавалерии А.П. Тормасов) — действительный статский советник И.С. Бароцци, занимавшийся разведкой во время войны с Турцией 1806-1812 гг.


Однако на деле аппарат военной контрразведки существовал только в 1-й армии, где были образованы штат чиновни­ков и канцелярия. Ему подчинялась полиция всех губерний Российской империи от границы с Австрией до Балтийско­го моря. Директора Высшей полиции 2-й и 3-й армий не успели укомплектовать штат сотрудников, на что были объективные причины. Так, Бароцци, едва прибыв в 3-ю армию, уехал в Петербург. Де Лезер, прибывший во 2-ю армию лишь после падения Смоленска (август 1812 г.), был заподозрен в «сно­шениях с неприятелем» и выслан в Пермь (в 1813 г. был оп­равдан и возвращен на службу).

В сентябре 1812 г., после отставки Барклая де Толли с по­ста военного министра, де Санглен и его сотрудники, нахо­дившиеся в прямом подчинении главы военного ведомства, вместе с канцелярией министерства отбыли в Петербург. Ди­ректором Высшей полиции в армии был назначен бывший чиновник Министерства полиции надворный советник барон П.Ф.Розен, помощник де Санглена. Введение в декабре 1812 г. должности военного генерал-полицмейстера не изме­нило контрразведывательных функций армейской полиции. Кадровый состав Высшей полиции составляли сотрудни­ки министерства полиции, местные полицейские чиновни­ки, отставные военные и чиновники иных ведомств.

С началом Отечественной войны 1812 г. в задачу сотрудни­ков Высшей военной полиции входили создание агентурных групп на оставляемых территориях, добывание информации о движении неприятельских войск, изучение положения в тылу противника, противодействие французскому шпионажу. Уде­лялось внимание выявлению должностных преступлений интендантов и поставщиков товаров для армии.

После окончания войны по инициативе главнокоманду­ющего 1-й Западной армией генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли в 1815 г. при Главном штабе русской армии на базе расформированной Высшей военной полиции 1-й армии было создано отделение Высшей военно-секрет­ной полиции с центром в Варшаве.

Официально военно-секретная полиция состояла в под­чинении начальника Главного штаба его Императорского Величества генерал-лейтенанта И.И. Дибича, реально ею ру­ководил начальник Главного штаба великого князя Констан­тина Павловича генерал-лейтенант Д. Д. Курута.

Обязанности Высшей военно-секретной полиции были чрезвычайно широки: ведение разведки и внешней контрраз­ведки в Австрии и Пруссии, сбор военной и политической информации об этих странах, «содержание агентов во мно­гих городах за границею и в Королевстве Польском». В ее компетенцию входили, кроме того, военная контрразведка, политический сыск, а также борьба с контрабандистами, фальшивомонетчиками и религиозными сектами. Сотрудни­ки военно-секретной полиции отслеживали на территории сопредельных с Россией государств вражеских агентов, засы­лаемых в империю. За подобными лицами велось тщатель­ное наблюдение как за рубежом, так и на российской терри­тории.


В штат центрального аппарата военно-секретной полиции, находившейся в Варшаве, входили начальник отделения, чи­новник по особым поручениям, прикомандированный жан­дармский офицер и канцелярист, ведавший делопроизвод­ством. Для выполнения отдельных поручений регулярно привлекались армейские и жандармские офицеры, фельдъегери, гражданские чиновники.

После польского восстания 1830 г. и вывода русских войск в пределы Российской империи военно-секретная полиция была упразднена (1831 г.).


1.1.4.Министерство иностранных дел

После создания министерства в 1806 году также сохранялась и коллегия иностранных дел, ее состав почти не изменился и она оставалась главным органом управления внешнеполитических дел. При министре была создана канцелярия. Начальник канцелярии осуществлял хранение шифров («цифирные ключи»). Непосредственно министру подчинялась Цифирная экспедиция.

В 1823 году при министерстве создан Цифирный комитет для руководства шифровальной деятельностью министерства. Это научно-производственное подразделение, которое состояло из квалифицированных специалистов-криптографов, которые были работниками различных департаментов министерства.

Задачи комитета:

  • изучение различных комбинаций шифров и «обеспечение возможно более полной секретности» дипломатической корреспонденции, разработка новых шифров;

  • контроль за введением новых систем шифров;

  • контроль за обеспечением хранения шифров, вывод устаревших шифров;

  • составление заключений, отчетов по вопросам деятельности шифровальной и дешифровальной служб для руководителя министерства и императора.

В 1828 году в министерстве создана Особая канцелярия, которая осуществляла функции, связанные с защитой информации. В структуре канцелярии 5 экспедиций.

В ведении 1-й экспедиции находилась политическая переписка и составление указов по поручению министра.

2-я экспедиция являлась канцелярией министерства. При ней был создан архив.

Оставшиеся экспедиции являлись секретными. 3-я и 4-я экспедиции назывались цифирными. 3-я – шифровальная. 4-я – дешифровальная. Обе эти экспедиции были в ведении Цифирного комитета. 5-я экспедиция называлась «газетной».


1.1.5. Военное министерство. Организация секретного делопроизводства в военном министерстве

В 1802 году создается министерство военно-сухопутных сил. С 1808 года – Военное министерство.

В 1810 году впервые в России создается специализированный центральный разведывательный орган в военной области. Назывался этот орган «Экспедиция секретных дел при военном министерстве».

В 1812 году экспедиция преобразована в особенную канцелярию при военном министре.

Функции: занималась секретными вопросами, к которым относились:

  1. руководство стратегической внешней разведкой;

  2. обобщение и анализ поступающей информации;

  3. контрразведка;

  4. разработка рекомендаций для составления военных планов;

  5. осуществление секретных подготовительных мероприятий;

  6. организация передислокации воинских частей.


С целью защиты тайны строго регламентировался круг лиц, имеющих доступ к разведывательной информации, а также участвующих в планировании мероприятий. Доступ к секретным документам был связан с необходимостью выполнения производственных обязанностей.

В конце 1812 года Особенная канцелярия была упразднена. Во всех миссиях России за рубежом вводится официальная должность адъютантов послов, на которую назначались военнослужащие. Они и составили зарубежные силы Особенной канцелярии.

С 1856 года они стали именоваться военными агентами при Российских зарубежных представительствах. Тогда же была утверждена «инструкция агентам, посылаемым за границу».

Для обозначения степени секретности применялись грифы «Секретно» и «Весьма секретно». При пересылке корреспонденции в целях указания степени секретности документов, вложенных в пакет, применялись литерные обозначения. Под литерой «А» в пакеты помещались самые секретнейшие документы (для императора и военного министра). Под литерой «В» – документы, содержащие сведения о неприятельских силах.

Применялось 2 способа проставления грифа секретности – правый верхний угол документа (при продольном расположении реквизитов в заголовочной части бланка документа). В заголовочной части документа гриф секретности проставлялся в левой части документа ниже указания даты и номера документа.

При получении секретного документа в правом верхнем углу проставлялась отметка о поступлении документа, в которой указывалась фамилия и должность лица, получившего документ и дата поступления документа. При доставке секретной корреспонденции с курьером вкладывалась расписка и бланк к расписке и оформлялся час отправления. Получивший расписывался в этом бланке, отмечал время получения и время отправки курьера.

Такой порядок повышал оперативность передачи сведений и обеспечение их сохранности. Сопроводительное письмо к документу имело тот же гриф, что и документ. Обязательное требование при подготовке общих и секретных вопросов.

Вопросы ведения секретного делопроизводства регламентировались следующими нормативными документами: «Общее начертание порядка производства дел в канцелярии военного министерства и обязанности чинов, оную составляющих», 1832г.; «Положение о порядке производства дел в военном министерстве», 1836г.

В этих документах впервые вводились особые формы учета секретных документов, отличающиеся от форм учета открытых документов. Это были «Журнал секретных входящих бумаг» и «Журнал секретных исходящих бумаг». Для ведения секретного делопроизводства создавалось 6-е отделение.

Устанавливались следующие виды проверок наличия секретных документов: ежемесячные и квартальные.

В период отечественной войны 1812 года в России были созданы органы военной разведки и контрразведки непосредственно в армии. Структура и функции данных органов, а также требования к организации секретного делопроизводства в армии регламентировались в законе, который назывался «Учреждение для управления большой действующей армией» от 27 января 1812 года. Функции разведывательного органа осуществляла «Квартирмейстерская часть».