ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 623

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Преображенский приказ.

В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систе­му других приказов Преображенский приказ, на основе Преображенской потешной избы, исполнявшей функции царской канцелярии, откуда шли рас­поряжения царя в другие учреждения и где по его указу рас­следовались отдельные дела различного характера..

Становление правоохранительных органов на Руси про­должил Петр I, заложивший основы централизованных структур политической и уголовной полиции. Изменив в соответствии с европейским стандартом российские порядки практически во всех сферах жизни общества, царь-реформатор не решился упразднить формы политического розыска, выра­ботанные его предшественниками. Более того, в этом направ­лении он пошел дальше предшествующих ему государей.

«Изба» также управляла Преображенским и Семеновским «потеш­ными» полками. Сыскных функций с момента образования не имела. Лишь после разгрома стрелецкого войска и рефор­мирования Стрелецкого приказа Преображенской избе были переданы полномочия по охране порядка в столице, обеспе­чению безопасности Кремля, а в 1695 г. «потешная изба» была переименована в Преображенский приказ.

Указ о передаче Преображенскому приказу исключитель­ного права следствия и суда по политическим преступлениям был издан Петром I, по всей видимости, в конце 1696 г., пос­ле Азовского похода. Систематическая передача дел в Преоб­раженский приказ из других учреждений началась с 1697 г. Впервые в истории России государственный орган получил в части политического сыска исключительные полномочия, ко­торые простирались на подданных всего государства, без раз­личия сословий. Законодательно закрепил подобную практи­ку царский указ от 25 сентября 1702 г., предписывающий присылать сюда всех, кто сказал «слово и дело государево».

В соответствии с данным указом за невыполнение распо­ряжений Преображенского приказа или любое вмешатель­ство в сферу его деятельности глава приказа имел право при­влечь любое должностное лицо к административной или судебной ответственности, а за недостаточно быстрое и точное выполнение его указаний — наказать штрафом, битьем палками или заточением в острог.

В помощь Преображенскому приказу Петр I образовал судебную коллегию из бояр, в функции которой входили по­мощь главному судье при рассмотрении дел и вынесение ре­шений по отдельным их категориям.

За первый год существования из сохранившихся 605 дел, рассмотренных Преображенским приказом, лишь 5 относи­лись к категории «слово и дело государево». Но затем все уч­реждения начали регулярно присылать политические дела на рассмотрение в Преображенский приказ. В целом было рас­следовано несколько тысяч политических дел. Почти 70 % дел Преображенского приказа касались расследования народ­ных выступлений против усиливающегося государственного гнета и эта направленность его деятельности сохранялась вплоть до самой ликвидации приказа в 1729 г.


Наиболее многочисленная группа дел относилась к стре­лецкому мятежу (1698) и Астраханскому восстанию (1705— 1706). Царь лично участвовал в расследовании наиболее зна­чимых дел: за период с 1700 по 1705 г. в делопроизводстве приказа отражено более 50 вынесенных лично царем реше­ний по политическим преступлениям.

Возглавил Преображенский приказ с момента образова­ния и руководил им до самой смерти в 1717 г. князь Федор Юрьевич Ромодановский, которого называли князем-кеса­рем. Он принадлежал к старинному роду, берущему начало от легендарного Рюрика. Князь Ромодановский, несмотря на свою принадлежность к консервативной части боярства, сра­зу и навсегда сделал свой выбор, приняв сторону молодого царя. Это был один из наиболее преданных людей, окружав­ших Петра I, пользовавшийся его безграничным доверием. Князь-кесарь лично вел наиболее серьезные дела, раскрывая заговоры бояр против государя. Для получения признатель­ных показаний он активно использовал пытки.

После смерти князя-кесаря руководителем Преображенско­го приказа стал его сын Иван Ромодановский, возглавлявший приказ до его упразднения в 1729 г. (с 1725 г. он именовался Преображенской канцелярией). В штат Преображенского при­каза входили два дьяка и от 5 до 8 подьячих. Для производ­ства арестов, обысков, охраны и курьерской связи привлека­лись солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского гвардейских полков.

2. Организация защиты информации в Российской Империи в  XVIII в

2.1.Эпоха петровских преобразований













В России в годы царствования Петра I произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петров­ской эпохи проходило невиданными темпами: за первую чет­верть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо 15—20, которые имелись в конце XVII в. Характерная особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономя « его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Создавая собственную промышленность, государство резко усиливало и собственную торговлю стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров.

Из всех преобразований Петра 1 центральное место занимала реформа государственного управления — реорганизация всех его звеньев.

В 1708—1710 гг. правительство провело первую областную реформу. Между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы — губернии и провинции, была разделена на восемь губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанс-Архангелогородская и Сибирская) во главе с губернато-облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой админис­тративной и судебной власти.


Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так как ее финансовые функции перешли в ведение областной адми­нистрации. Исчезли областные приказы.

Правовой статус дворянства был существенно измен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

юридическое слияние таких форм земельной собствен­ности, как вотчина и поместье, привело к возникновению еди­ного понятия "недвижимая собственность". На ее основе про­изошла консолидация сословия;

установление института майората — наследования не­движимости только одним старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было сохранить от раздроб­ления земельную дворянскую собственность.

Реализация нового принципа приводила, однако, к появ­лению безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено в 1731 г.);

превратив поместье в наследственное землевладение, Указ нашел новый способ привязать дворянство к государ­ственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Быстро стали формироваться бюрократический аппарат и профессиональ­ный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.).

Его принятие свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:

  • бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющим для продвижения по службе;

  • Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать тиТул по наследству. С четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Тем самым принцип выслуги подчинял принцип аристократический;

  • Табель о рангах уравнивала службу военную со служ­бой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сфе­рах, принципы продвижения по службе были аналогичными;

  • подготовка кадров для нового государственного аппа­рата стала осуществляться в специальных школах и акаде­миях в России и за рубежом. Степень квалификации опреде­лялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществля­лось часто в принудительном порядке (за уклонение от уче­бы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке на­правлялись на учение. От уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объектив­на совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур


В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов Боярской думы (традиция, спонтанность).

Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699—1710 гг. — характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов власти и управления, основание новой столицы, созда­ние Сената, проведение первой областной реформы;

1719—1725 гг. — образование новых органов отрасле­вого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-на­логовой реформы, создание правовой основы для всех уч­реждений и нового порядка прохождения службы.

С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Бо­ярской думы и в думные чины, вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия — орган админист­ративно-финансового контроля за деятельностью всех го­сударственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимало участие не более 20 человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоря­жения. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719 г.) и Коллизия министров (1711 г.) прекращают свое существование.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган. По указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя, например во время нахождения Петра I в военном походе. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже – из двух дополнительно принятых указов. Стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, опреде­лены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (засе­дателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие

Органы власти и управления в первой половине 18 века








Военная

Адмиралтейство

Иностранных дел

Камер-Колл.

Штатс-Колл.

Ревизион-

Колл.

Юстиции

Коммерц.

Берг-Колл.

Мануфактур

Вотчинная

Синод

Тайная канцелярия

Коллегии








Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.

Специальным указом предписывалось с 1720 г. на­чать производство дел "новым порядком".

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская, 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контор (ведение государ­ственных расходов); 9) Берг-Коллегия и Мануфактур-Коллегия (промышленная и горнодобывающая).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-Коллегий выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.), объединивший нормы и правила, детально расписывающие порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии со­здавались уже там.

Преобразование системы государственных органов изме­нило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряп­чих и других чинов. В ходе создания новых управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится титут воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.