ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 625

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1724 г. Петр несколькими указами предписал Тайной канцелярии все дела передать в Преображенский приказ, что­бы исключить существование двух параллельно и независи­мо друг от друга действующих учреждений, наносящих «кон-фузию положенному регламенту». Однако окончательно Тайная канцелярия была упразднена лишь после смерти Пет­ра 1:28 мая 1726 г. Екатерина I подписала указ, упразднявший Тайную канцелярию. Ее функции были переданы Преобра­женскому приказу, который вновь стал единственным орга­ном государственной безопасности Российской империи.

Преображенский приказ, или Преображенская канцелярия, как его стали именовать в 1726 г., был подчинен Верховному Тайному совету. С этого времени вся деятельность Преображен­ского приказа, низведенного на положение второстепенного органа, стала проходить под руководством Верховного тай­ного совета, куда судья Преображенского приказа систематически представлял отчеты, выписки и доклады по отдель­ным делам. На утверждение Тайному совету представлялись и приговоры.

Следующий шаг по пути дальнейшей перестройки аппа­рата политического сыска был сделан 24 мая 1727 г., когда к расследованию политических дел был привлечен Сенат. Со­гласно изданному в этот день указу, он должен был действо­вать параллельно с Преображенским приказом, причем рас­пределение обязанностей между ними осуществлялось по территориальному принципу: ведомству Сената подлежали дела, возникшие в Петербурге и близлежащих губерниях, а Преображенского приказа — дела, возникшие в Москве и «дальних губерниях и провинциях».

В период кратковременного правления Петра II, сына Царевича Алексея, 4 апреля 1729 г. Преображенский приказ был ликвидирован. Расследование политических преступле­ний было передано двум высшим органам — Верховному тай­ному совету и Сенату. Тайный совет разбирал дела большей важности, а остальные — Сенат. Вскоре стало очевидным, что оба учреждения имели и без того широкий круг обязаннос­тей и не могли уделять должного внимания расследованию политических преступлений. Множество дел, ранее решав­шихся в Преображенском приказе, стало буквально затоплять их. Вновь встал вопрос о создании органа политического сыска.

После смерти Петра II в 1730 г. в Российской империи возник острый политический кризис, в связи со стремлени­ем членов Верховного тайного совета ввести в России кон­ституционную монархию. Верховный тайный совет, учреж­денный Екатериной I в феврале 1726 г. для руководства деятельностью правительства, обладал реальной властью: ему были подчинены Сенат и коллегии, воспрещалось исполнять указы, не подписанные Советом. По завещанию Екатерины I на время малолетства Петра II Верховному тайному совету предоставлялась власть, равная власти главы государства. В связи с тем, что смерть Петра II прервала мужскую ветвь династии Романовых, «верховники» возвели на российский престол племянницу Петра I Анну Иоанновну, жившую в Курляндии. При этом они предоставили ей условия (конди­ции), существенно ограничивающие ее власть. Испугавшее­ся угрозы установления власти аристократии дворянство вы­ступило против Верховного тайного совета, и, опираясь на его поддержку, Анна Иоанновна разорвала подписанные ею кондиции и жестоко расправилась с заговорщиками.


Императрица манифестом от 4 марта 1730 г. распустила Верховный тайный совет, а указом от, 10 апреля конкретизи­ровала понимание «первых двух пунктов», определявших с 1715 г. конкретную сущность «слова и дела». Первый пункт теперь касался тех лиц, «кто какие умышления учнет мыслить на наше императорское здоровье, злое дело или персону и честь нашего величества злым и вредительным поносить»; второй пункт надлежало применять, если «буде кто за кем подлинно у ведает бунт или измену против нас и государства». Как и прежде, за недонесение или ложный донос грозило жестокое наказание, а за правильный донос — вознаграждение.

С 1718 г. приказы как центральные учреждения были заменены коллегиями. Главные государственные коллегии:

  • Военная

  • Морская

  • Коллегия иностранных дел

Особенностью государственного управления являлось отсутствие коллегии внутренних дел, как, например, КВД в 19 в. Данные функции, в том числе, и контрразведывательного характера, были сосредоточены в Сенате. Сенат в данный период осуществлял и функции органов государственной безопасности (наряду с другими функциями).

22 октября 1721 г. – Петр I принял титул Императора, Россия стала называться Российской империей.


Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, а також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и в отправлении своего чина, подденнейше поступать имеют (28 февраля 1720 г.) п.с.з. Российской империи – Т.УП №3554.-С. 140-160.

О содержании в коллегиях и канцеляриях дел тайно

«Впрочем повелевает Его Величество накрепко, чтоб все, что при коллегиях чинится, а наипаче ежели такие дела, которые Его царского величества высокой службе и инте­реса касаются, тайно содержаны и весьма прежде времени явны не были, по которым наипаче оные себя предостерегать и от безвременных речей удержатися имеют, которым в канцеляриях отправления поверены, под наказанием как напоследи в пятидесятой гла­ве есть.»

За добрые поступки о награждении, противу же того, ежели кто против должности прегрешит, о штрафе «... противно же те, которые против своей должности оплошкою или вымыслом по­грешат, неотменно наказаны будут по важности дела, яко же следует:

  1. Когда кто злым образом на время, или вовсе тайно из коллегийных писем и доку­ментов что унесет.

  2. Или кто под каким-нибудь предлогом неправдиво учинит рапорт (или доношение), или о состоянии дела, и некоторые предложения и прочее тому подобное с умыс­ла удержит, или весьма утаит, и полученный указ в действо не произведет.

  3. Или кто протоколы или другие документы переправить фальшиве, и прочее в таких причинах подобное учинит.

  4. Когда кто постороннему, кому не надлежит тайности коллегийны сообщить резо­люции, прежде времени объявить протоколы, и потом которого члена голос или мнения покажет.

  5. Или кто по дружбе, или по вражде , или из взятков, или других намерений что пре­небрежет , которое ему чинить надлежало, таковым за преступление как вышним, так и нижним надлежит чинить смертная казнь или вечная на галеру ссылка с выре­зыванием ноздрей и отнятием всего имения, ежели же кто меньше преступление учинить, как выше писано, таковым за преступления наказания чинить ссылкою на галеру временною, со снятием всего или части имения, или лишением чина и тяж­ким штрафом (ежели впервые ) по силе прегрешения».



Генеральный регламент или устав государственных коллегий 28 февраля 1720 года

Глава 1 «О присяжной должности»

Все служащие коллегий («высокие и нижние служители») письменно и устно давали присягу: «... Когда же к службе и пользе Его Величества, какое тайное дело, или какое б оное не было, которое приказано мне будет тайно содержать, и то содержать в совершенной тайне, и никому не объявлять, кому о том ведать не надлежит, и не будет повелено объявлять...».

Глава 13 «О печати»

Каждая коллегия имела печати с изображением Его Царского Величества герба «с надписанием звания каждой коллегии». Применялись «ради запечатывания дел», хранились «под охранением и замком секретаря коллегии», «...в момент отправления корреспонденции о делах Его Величества, канцелярист, которому оные дела будут поручены оною печатать при присутствии той коллегии вахмистра». Второй сотрудник присутствовал, чтобы «...от небрежения оного каких подложных писем печатано не было».

Глава 16 «О принятии и распечатывании писем»

Письма от Его Царского Величества и от Сената вскрывал президент коллегии. Остальные - «кто первый по президенте». Затем документы передавались секретарям. Запрещалось письма, указы и др. дела хранить дома (для любого уровня должности) из опасения их утраты.

Глава 17 «О секретаре и особливой каморе президентов»

Президенты должны были «особливую к их собственной услуге иметь камору». Президент имел «особливого секретаря» для службы по «особливой корреспонденции». Особливый секретарь «не имел дел до коллегии, а служил президенту».

В генеральном регламенте встречаются термины «особливые книги», «особливые регламенты».

Глава 32 «О должности актуариуса»

Собирает поступившие в коллегию письма, включает в реестр, «листы перемечивает, о том квитанцную книгу имеет, в которой служители коллегии и этих дел взявшие для работы письма дают расписки». При возврате документов расписки уничтожаются. В книге отмечается, что документы приняты.

Глава 40 «О определении в канцеляриях»

Дела должны были храниться в столах с замками. Служащие находились в одном помещении («каморе»), но «...возможно разлучены быть имеют, дабы друг другу... никакого помешательства не чинил». Служащие должны были работать с документами только на рабочих местах.

Глава 46 «О вахмистрах и коллеги иных сторожах»

В коллегиях дежурила круглосуточная охрана. К обязанностям охраны относилось получение писем с почты, передача корреспонденции на почту, доставка документов служащим коллегии («сообщить что-то или подписать»). «Для чего писчую шкатулку под замок держать и каждому члену к тому особый ключ иметь надлежит».


Функции учреждений защиты информации

  1. Выявление и пресечение деятельности иностранных разведок на территории России;

  2. Охрана и обеспечение безопасности пограничных районов, наиболее важных государственных военных объектов;

  3. Контрразведывательные мероприятия по отношению к иностранным гражданам. Лицам иностранного происхождения запрещалось приобретать земельную собственность и производить постройки в приграничных районах.


Иностранные специалисты регистрировались в канцелярии полицмейстерских дел до поступления на службу. Сообщаемые им сведения проверялись. Для выезда за границу проверялись данные о работе иностранного специалиста в России. Ведомством, где работал иностранный специалист, составлялся отчет, который передавался в КИД, где принималось решение о разрешении выезда.

Для должностных лиц:

При поступлении на службу давалось письменное обязательство о сохранении тайны. Запрещалось сообщать сведения служебного характера в частной переписке.



2.3.2. Орган стратегического планирования

История органов оперативного управления Русской армии насчитывает не одну сотню лет. Их прообразом были чины походно-полевой службы, введенные в полках «нового строя» при царе Алексее Михайловиче в 30-е годы XVII века, - полковые сторожеставцы и станоставцы. В середине XVII века полковых сторожеставцев и станоставцев по примеру армий западно-европейских государств стали именовать квартирмейстерами. Впервые обязанности чинов квартирмейстерской службы были определены в Воинском уставе 1698 года, автором которого был принятый на русскую службу немецкий генерал А. Вейде.

В стройную централизованную систему квартирмейстерская служба сложилась в годы Северной войны (1700 - 1721 гг.). После неудачного Нарвского сражения главнокомандующий армией в Лифляндии генерал-фельдмаршал Б.П. Шереметев направил доклад на имя Петра I, в котором одной из причин неудачи указал на отсутствие генерал-квартирмейстера как своего помощника по всем вопросам, касающимся расположения и передвижения войск. 9(20) февраля 1702 года высочайшей резолюцией в Русской армии учреждается должность генерал-квартирмейстера, тем самым было положено начало созданию системы органов оперативного управления, основными задачами которых были и остаются подготовка предложений по планированию применения войск и обеспечение управления ими в ходе боевых действий.

В феврале 1711 г., Петр I утверждает первые «Штатные положения Генерального штаба», в которых закрепляет учреждение должности генерал-квартирмейстера, как главы квартирмейстерской службы.

Должностные обязанности квартирмейстеров - от ротного фурьера (от нем. fuhren - вести) до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем - были закреплены в петровском Воинском уставе 1716 г. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т.п. Одновременно с уставом были утверждены и новые «Штатные положения Генерального штаба»: должности квартирмейстеров вводились во всех воинских организмах от роты до армии.

Первоначально квартирмейстерские органы создавались только в штабах действующей армии (на период боевых действий). В мирное время подготовке квартирмейстеров уделялось мало внимания. Да и сам Генеральный штаб понимался тогда не как орган военного управления, а как собрание высших военных чинов. Такое положение отрицательно сказалось на состоянии управления Русской армией в ходе Семилетней войны (1756 - 1763 гг.), несмотря на ряд одержанных Россией побед.


Екатерина II, вступив на престол, назначила военную комиссию для выработки мер по реформированию армии. Комиссия предложила реорганизовать Генеральный штаб в особый орган военного управления, «дабы оному, обще с генерал-квартирмейстерами, яко главными в том штабе классами, во время мира состоять под единственным ведением главного над всем... войском». В предложениях были изложены и основные задачи Генерального штаба: в мирное время сбор сведений о вероятном противнике, ведение карт дислокации войск, планирование военных кампаний, определение путей движения и снабжения войск, а в военное время - выделение офицеров-квартирмейстеров в армии и корпуса, чтобы вести войска в соответствии с разработанными планами.

14(25) января 1763 г. Екатерина II утвердила предложения военной комиссии и штат Генерального штаба. Впервые в истории Русской армии создавался постоянно действующий орган военного управления, которому вменялось в обязанность в мирное время заниматься вопросами подготовки к будущим войнам.

Вся последующая история квартирмейстерской службы связана с Генеральным штабом, в состав которого она неизменно входила при всех реорганизациях, а порой брала на себя и полное выполнение его функций (в период упразднения Генерального штаба с 1796 по 1827г.).

Первоначально в Генеральном штабе состояли только чины квартирмейстерской службы. В последующем в нем были созданы секретная экспедиция (для передачи войскам приказов боевого управления), чертежное бюро (для ведения картографических работ), а также научная библиотека - для «ученых занятий» офицеров-квартирмейстеров.

 По вступлении на престол Павла I в 1796 г. управление квартирмейстерской частью было изменено. Генеральный штаб упразднялся, а вместо него создавалась подчинявшаяся непосредственно царю Свита по квартирмейстерской части. В отличие от Генерального штаба у свиты не было ни постоянного штата, ни особой формы одежды; она представляла собрание военных чинов, порой слабо сведущих в вопросах военного управления. Участие России в войнах против наполеоновской Франции (1799 - 1804 гг.) выявило этот недостаток в полной мере.

Император Александр I начал предпринимать шаги по укреплению органов военного управления. Правда, Свита по квартирмейстерской части сохранила свою самостоятельность и после создания в 1802 г. Военного министерства. В мае 1810 г. на должность генерал-квартирмейстера свиты был назначен большой знаток военного дела и штабной культуры генерал П.М. Волконский. Накануне Отечественной войны 1812 г. при его непосредственном участии был разработан важный уставной документ - «Учреждение для управления большой действующей армией», в котором подробно излагались права и обязанности чинов квартирмейстерской части по управлению войсками в военное время.