Файл: методичка_WORD_КОНОНОВА.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2021

Просмотров: 376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ


    1. Пояснительная записка


Предлагаемая концепция и программа обучения информатике, методически обеспеченная комплектом учебников [1-7] (основная литература) и [1-22] (дополнительная литература), полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям высшего образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках высшего образования осветить весь спектр ее направлений для вузов экономического направления, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию студентов, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Предлагаемая концепция полного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет дисциплине «Информатика» интегрирующую роль среди всех общеобразовательных дисциплин для студентов 1-2 курсов. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на лабораторных/практических занятиях по информатике разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления и способность самостоятельно принимать правильные решения в соответствующей предметной области является целью преподавания любого предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого студента.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.


Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл, операционные системы, базы данных, методы и средства защиты информации.

Уровень развития студентов прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме шаблона «делай как мы», очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук.

Учитывая все вышесказанное, в качестве основной цели информатики можно выделить следующее: формирование информационной культуры студента, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера, средств ИТ; обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов; развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала студента, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра содержания обучения независимого от конкретного программного инструментария компьютерной технологии, и вариативной составляющей содержания обучения, определяемой уровнем развития компьютерной области и, соответственно, программного обеспечения в настоящий момент.

Инвариантное ядро содержания обучения курса информатики определяется системно-информационным подходом к познанию окружающего мира. Такой подход базируется на системном анализе явлений, процессов и объектов окружающего мира, разработке их информационных моделей, технологии проведения компьютерного моделирования. Поэтому в базовом курсе информатики дополнительно к рекомендуемому Министерством образования РФ минимуму содержания образования вводится раздел «Информационная система (ИС) и информационные технологии (ИТ), методы и средства защиты ИТ в ИС», где излагаются основные теоретические аспекты предлагаемой концепции. Методы системного анализа позволяют выявить характерные свойства изучаемых объектов, провести необходимую формализацию при постановке задачи и разработать информационную модель. При этом объект в зависимости от цели исследования может рассматриваться с двух позиций — и как автономный объект, и как система более простых взаимосвязанных объектов. Далее, используя возможности компьютера, студент учится моделировать и проводить исследования в соответствии с поставленной целью. Технология моделирования осваивается на задачах из разных предметных областей, что позволяет более основательно понять учебный материал другой дисциплины.


В состав инвариантного ядра входят также и традиционные темы компьютерной области, содержание которых не зависит от конкретной модели компьютера или конкретного вида программного продукта. К этим темам относятся: представление об информационной системе и технологии, принципы технического обеспечения информационных технологий, классификация программного обеспечения, понятие алгоритма, основы кодирования информации, представления информации в ЭВМ, средства и методы защиты информации.

Вариативная составляющая содержания обучения курса информатики определяется современным уровнем развития компьютерных технологий. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения студентами технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его как при моделировании объектов и процессов, так и при создании информационных продуктов. Изучению различных программных сред должно быть уделено достаточно много внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Недопустимо в курсе информатики изучать только технологию работы в различных программных средах. Следует познакомить студентов с широким спектром разноплановых задач, где эффективно могут применяться компьютерные технологии.

Системно-информационная концепция отражает точку зрения на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала должно способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студента, умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на основе этого выводы. С другой стороны, оно призвано обеспечить студента необходимыми знаниями и умениями в использовании современного компьютерного инструментария обработки информации. По окончании обучения должен быть сформирован уровень подготовки студента высшего профессионального образования в соответствии с ГОС информационной культуры для высших учебных заведений.

С внедрением данной программы появляется возможность на занятиях информатики закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях действительно может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей на основе двух методических подходов.

Первый подход состоит в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи.

Целью является получение результата, а для этого студентам предлагается необходимый компьютерный инструментарий и тщательно разработанная методика его освоения в виде лабораторного практикума.

Второй подход определяется тем, что во 2-м семестре большое внимание уделяется процессам исследования. С этой целью студенты занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде (например, Ms DOS, Windows, BP, Ms. Access).


Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.

При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель — закрепление знаний и умений, полученных студентом при изучении других предметов вуза.

Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере. Курс состоит из 3 разделов:

  • обучение работе на компьютере;

  • компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  • программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Значительная часть курса информатики отводится студентам для самостоятельного изучения. Организуется работа студентов по написанию рефератов, решению расчетно-графических работ и т.д.

Курс изучения информатики состоит из 5 основных разделов:

  • Информация. Информационные процессы;

  • Программное обеспечение информационных технологий;

  • Техническое обеспечение информационных технологий;

  • Локальные, глобальные вычислительные сети. Интернет;

  • Средства и методы защиты информации.

Рекомендуется в программе обучения для 1 курса выделить некоторый объем времени для освоения клавиатуры десятипальцевым методом. Может быть использована любая доступная методика, включая компьютерный тренажер.



    1. Программное обеспечение курса


Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики является стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft: для пропедевтического курса — операционная система Windows XP (7), графический редактор Paint, среда программирования BP; для базового курса — операционная система Windows XP (7), графический редактор Paint, текстовый процессор Ms.Word (2003-2007, Works 4.0), табличный процессор Excel (2003-2007, Works 4.0), система управления базами данных Access (2003-2007, Works 4.0), среда программирования BP(BP); для предпрофессиональной подготовки — операционная система Windows XP (7), текстовый процессор Ms.Word (2003-2007), настольная издательская система PageMaker, система управления базами данных Access (2003-2007), программа презентаций PowerPoint’07. С учетом уровня знаний студентов и выделенного объема часов по выбору преподавателя изучаются современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.



    1. Методическое обеспечение дисциплины


В качестве методического обеспечения рекомендовано использование ниже представленной литературы для самостоятельной работы студентов:


  1. Берлинер, Э.М.и др. Microsoft Office : изд. 3-е, доп. / под ред. Э.М. Берлинер, Б.Э. Глазырин, И.Б. Глазырина – М.: АБФ, 2007. –752 с.

  2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере : изд. 6-е / А. Левин. – М.: Нолидж, 2006, - 624с.

  3. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере : учебник для вузов / Н.В. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2007.-780с.

  4. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: Проспект, 2009 – 432с.

  5. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2009. – 780с.

  6. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс : 2-е изд. / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2003.-840с.

  7. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером / Ю.А. Шафрин – М.: Дрофа, 2001.-640с.

  8. Шафрин Ю. Азбука компьютерных технологий : учебное пособие / Ю.А. Шафрин. – М.: Проспект, 2007-640с.

  9. Шафрин Ю.А. Информатика и информационные технологии : учебное пособие / Ю.А. Шафрин. – М.: Проспект, 2009 – 432с.



  1. Программные средства решения задач оформления управленческой документации средствами текстового процессора


2.1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1


«ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ MICROSOFT MS.WORD. НАБОР И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться набирать и редактировать текст в Microsoft Office Ms.Word 2007

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Pentium II и выше, Microsoft Office Ms.Word 2007.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берлинер Э.М., Глазырин Б.Э., Глазырина И.Б. Microsoft Office. Издание 3-е, дополненное. – М.: АБФ, 2001. –752с.

  2. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика, 2009.-780с.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


  1. Для загрузки текстового процессора Ms.Word щелкните по кнопке Пуск и в Главном меню выберите команду Программы, Microsoft Ms.Word.

  2. Сверху находится панели инструментов (Стандартная, Форматирование). Для того чтобы добавить или убрать панели инструментов выполните команду Вид, Панели инструментов и выберите нужную панель или вызовите контекстное меню для любой панели инструментов и выберите в нем нужную вам панель. Установите галочки напротив панелей инструментов Рисование, Форматирование и Стандартная.

  3. Можно настроить свою панель инструментов: Вид, Панели инструментов, Настройка. Во вкладке Панели инструментов нажимаем кнопку Создать и в появившемся окне ввести имя панели: введите свое имя. На экране появится маленькая панель инструментов. Переходим во вкладку Команды и захватив нужные нам значки перетаскиваем их на созданную панель (перетащите на новую панель инструментов значки верхнего и нижнего индекса, находится в категории Формат и редактора формул , находится в категории Вставка). Нажмите кнопку Закрыть. Захватите новую панель инструментов за название и перенесите ее на верх, к остальным панелям инструментов.

  4. Исправление ошибок. Если вы неправильно написали слово, то компьютер выделит его подчеркнув красной линией, если подчеркнуто зеленой линией, то это синтаксическая ошибка. Напишите слово Молоко неправильно молако и компьютер его выделит (подчеркнув красной волнистой линией), щелкните по нему правой кнопкой мыши и компьютер предложит вам несколько вариантов его написания. Щелкните по правильному варианту и он автоматически заменит его на нужное слово.

  5. При написании текста часто требуется заменить прописные буквы на строчные и наоборот. Например, напишите оренбургский государственный институт менеджмента. Установите мигающий курсор на слово оренбургский и нажмите клавишу SHIFT+F3, и первая буква автоматически изменится на заглавную, если повторно нажать эти клавиши, то заменит все буквы на прописные, а если еще раз нажать то все на строчные. Установите так чтобы все слова писались с заглавной буквы.

  6. Автозамена. Часто при наборе текста используются одни и те же слова, чтобы не писать их постоянно можно использовать автозамену. Например, чтобы не писать постоянно Оренбургский Государственный Институт Менеджмента, установим чтобы аббревиатура ОГИМ автоматически заменялась на это выражение. Выполним команду Сервис, Параметры автозамены и в появившемся окне установим: в строке ЗАМЕНИТЬ – ОГИМ, а в строке НА – Оренбургский Государственный Институт Менеджмента. Испробуйте – наберите ОГИМ и нажмите пробел или Enter ().

  7. Наберите текст: