Файл: Урока информация о разработчике плана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Витушкина Светлана Владимировна

Место работы

МБОУ «Луковская сош»


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

10

Место урока

В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне, признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественные науки». Учебным планом на её изучение отведено 70 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах соответственно. В  тематическом планировании указан резерв учебного времени, которое рекомендуется для реализации авторских подходов по использованию разнообразных форм организации учебного процесса.

Тема урока

Неорганические вещества. Вода. Соли.

Уровень изучения

Биология Базовый уровень . 10–11 классы

Тип урока

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты:

Личностные

— осознание обучающимися российской гражданской идентичности  — готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; — наличие мотивации к обучению; — целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций базовой науки биологии; — готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического образования; — наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и строить жизненные планы. Личностные результаты освоения предмета «Биология» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Организации в соответствии с гуманистическими, социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления личности обучающихся.

Метапредметные

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать; — определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

— владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;

— ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

— формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа; — приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем;

Предметные

для иллюстрации их химического и пространственного строения; сформировать понятие о химическом составе клетки.

- различать понятия химический элемент и вещество, неорганические и органические вещества, их значение для жизнедеятельности клетки.

-распределение веществ и отдельных элементов в природе, их значение для человека.

-научиться определять химический состав клетки


Ключевые слова: Макро-, микро-, ультрамикроэлементы, гомеостаз, гидрофильность, гидрофобность, диполь.

Краткое описание: (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

  • Мультимедийный проектор, доска.

  • ПК.

  • Презентация на флеш-носителе

  • Учебник.

  • Карточки для групповой работы.

  • Тетрадь.






3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

«Вода! Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждается человек, не понимая, что ты есть на самом деле. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь. Ты везде и всюду даешь ощущение блаженства, которое нельзя понять ни одним из наших органов чувств. Ты возвращаешь нам силу. Твое милосердие заставляет ожить высохшие источники нашего сердца. Ты - самое большое богатство в мире. Ты богатство, которое легко можно спугнуть, но ты даешь нам такое простое и драгоценное счастье», - этот восторженный гимн воде написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, которому пришлось испытать на себе муки жажды в раскаленной пустыне.

Этими замечательными словами мы начинаем урок, целью которого является расширить представление о воде - веществе, которое создало нашу планету.

.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

. Каково значение воды в жизни человека?

(Ответы учащихся о значении воды в жизни человека0


Этап 1.3. Целеполагание

Сообщается эпиграф урока:

«Отыщи всему начало – и ты многое поймешь» Козьма Прутков (.1.Сформировать у учеников представление об элементном составе клеток, и 2.О неорганических соединениях, составляющих живые клетки, а также их свойствах.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Вода - самое распространенное в живых организмах неорганическое вещество, обязательный ее компонент, среда обитания для многих организмов, главный растворитель клетки.

Строки стихотворения М.Дудника:

Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек,

Из воды, добавлю, родных его рек,

Из воды, добавлю, дождей, что его напоили,

Из воды, добавлю, из древней воды родников,

Из которых деды и прадеды пили.

Примеры содержания воды в различных клетках организма:

- в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

- в клетках старого организма – 60%

- в головном мозге – 85%;

- в клетках эмали зубов – 10-15%.

При потере 20% воды у человека наступает смерть.

Рассмотрим строение молекулы воды:

Н2О – молекулярная формула,

Н–О–Н – структурная формула,

Молекулярная масса воды в парообразном состоянии равна 18 г/моль. Однако молекулярная масса жидкой воды оказывается более высокой. Это свидетельствует о том, что в жидкой воде происходит ассоциация молекул, вызванная водородными связями.

Какова же роль воды в клетке?

Из-за высокой полярности молекул вода является растворителем других полярных соединений, не имея себе равных. В воде растворяется больше веществ, чем в любой другой жидкости. Именно поэтому в водной среде клетки осуществляется множество химических реакций. Вода растворяет продукты обмена веществ и выводит их из клетки и организма в целом.

Вода обладает большой теплоемкостью, т.е. способностью поглощать теплоту. При минимальном изменении ее собственной температуры выделяется или поглощается значительное количество теплоты. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Поскольку на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева (например, при потоотделении).

Вода обладает высокой теплопроводностью. Такое свойство создает возможность равномерно распределять теплоту между тканями тела.

Вода является одним из основных веществ природы, без которого невозможно развитие органического мира растений, животных, человека. Там, где она есть, – есть жизнь.

Работать будем группами. Поэтому внимательно прослушайте инструктаж.

  • У каждой группы свой объект исследования.

  • Прочитайте задания, распределите роли, определите выступающего.

  • Будьте оперативны, время ограничено.

  • Внимательно слушайте одноклассников, можете дополнять,

обобщать, задавать вопросы.

  • Представьте выводы в обобщенном виде.


Группа №1 : Функциональное значение различных химических элементов(записывается в тетрадь)

Группа №2: Дайте определения понятий. записывается в тетрадь


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

. Демонстрация опытов

Самостоятельная работа. Заполнить таблицу «Химический состав клетки», работая с учебником. Работа выполняется в паре. Поменяйтесь своими ответами с партой впереди или позади вас. Проверьте работу соседей. Поставьте «плюсы» возле правильных ответов. Снова обменяйтесь листами. Сколько правильных ответов получилось у вас?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях


2. Тесты с выбором одного правильного ответа

1. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

а) калий;

б) фосфор;

в) кальций;

г) цинк.

2. У детей развивается рахит при недостатке:

а) марганца и железа;

б) кальция и фосфора;

в) меди и цинка;

г) серы и азота.

3. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:

а) изменением концентраций ионов натрия и калиявнутри и вне клетки;

б) разрывом водородных связей между молекулами воды;

в) изменением концентрации водородных ионов;

г) теплопроводностью воды.

4. Основу реакционного центра хлорофилла составляет атом:

а) Na;

б) K;

в) Mg;

г) Cl.

5. К биогенным элементам относятся:

а) C, P, O, N;

б) Ca, Cl, N, O;

в) C, H, O, N;

г) H, O, C, Na.

6. При замерзании воды расстояние между её молекулами:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

7. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность;

б) теплоемкость;

в) способность растворять неполярные соединения;

г) способность растворять полярные соединения.

8. Какие химические связи возникают между атомами в молекуле воды?

а) ковалентно-неполярные;

б) ковалентно-полярные;

в) ионные;

г) водородные.

9. Поверхностное натяжение воды обусловлено:

а) ковалентными связями;

б) ионными связями;

в) водородными связями.

10. При испарении воды с поверхности тела расстояние между её молекулами:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется.

Заполните пропуски

(заполните пропуски в предложениях, используя слова,

выделенные курсивом)

В молекуле воды (1…) атом кислорода (2…) связан с (3…) атомами водорода. Молекула воды (4…), т.к. кислород электроотрицательнее водорода. Между атомом кислорода одной молекулы и атомом (5…) другой молекулы воды образуется (6…).

Полярностью молекул воды обеспечивается ее способность (7…) другие полярные соединения. А наличием множества слабых водородных связей обеспечиваются такие её свойства, как высокая (8…) и (9…). Максимальную плотность вода имеет при температуре (10…). Поэтому лед (11…) воды и плавает на её поверхности. По отношению к воде все вещества клетки делятся на (12…) и (13…). К гидрофильным веществам относятся (14…), (15…), а к гидрофобным – (16…).

(Глюкоза, один, водорода, двумя, водородная связь, ковалентно, теплоемкость, полярна, теплопроводность, растворять, +40С, соли, легче, гидрофобные, гидрофильные, жиры.)

4. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их

(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)

1. Вода – одно из самых распространенных органических веществ на Земле. 2. В клетках костной ткани до 20% воды, а в клетках мозга до 85%. 3. Свойства воды определяются структурой её молекул. 4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения. 5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.


Этап 3.2. Выполнение межпредметныхзаданий и заданий из реальной жизни

. . Задача 1.

При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85-процентный раствор поваренной соли, называемый физиологическим раствором. Вычислите: а) сколько граммов воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора; б) сколько граммов соли вводится в организм при вливании 400 г физиологического раствора.

Задача 2.

В медицинской практике для промывания ран и полоскания горла применяется 0,5-процентный раствор перманганата калия. Какой объем насыщенного раствора (содержащего 6,4 г этой соли в 100 г воды) и чистой воды необходимо взять для приготовления 1 л 0,5-процентного раствора (ρ = 1 г/см3).


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задания ЕГЭ №2

i

Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор NaCl. Как изменились количество воды и количество солей в клетке при достижении гомеостаза. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1)  увеличилась

2)  не изменилась

3)  уменьшилась

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Количество воды

Количество солей

1 

2 




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

: а) Растворили в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

Вопрос - Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет?

Даётся понятие гидрофильных и гидрофобных веществ.

Гидрофильные вещества - хорошо растворимые в воде вещества.

Гидрофобные вещества - плохо растворимые в воде вещества.

б) Опустили кусочек льда в стакан с водой.

Вопрос - Что вы можете сказать о плотности воды и льда?



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

идрофильность и гидрофобность, понятия, характеризующие сродство веществ или образованных ими тел к воде: это сродство обусловлено силами межмолекулярного взаимодействияГидрофильность (от греч. hydor - вода и philia - любовь) – характеристика интенсивности молекулярного взаимодействия вещества с водой, способность хорошо впитывать воду, а также высокая смачиваемость поверхностей водой. Гидрофо́бность (греч. ὕδωρ — гидро, вода и φόβος — фобос, боязнь) — способность поверхности вещества не смачиваться с водой

. Какие новые термины вы узнали? Какие химические элементы могут входить в состав клетки? Есть ли среди них знакомые вам элементы? Что вы можете о них рассказать? 

(При затруднении обратитесь к учебнику)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Выполнить тестовые задания «Химический состав клетки».

1)какие эдементы-макроэлементы? 
а) Cu, Se  б) Co, Zn, Y 
в) N, Fe, P, Ca, K  г) Ni, Y, Co


2)способность клетки сохранять свои состав и свойства-это 
а) фотосинтез  б) гомеостаз 
в) биосинтез белка  г) энергетический обмен 

3)в каком виде соли находятся в клетке? 
а) в ионном  б) кислотном 
в) водном  г) молекулярном 

4) полимерами могут быть- 
а) Молекулы белков, жиров, нуклеиновых кислот  б) воды 
в) соли  г) глюкозы 

5)животный углевод это- 
а) крахмал  б) глюкоза 
в) сахароза  г) гликоген 

6)какие углеводы выполняют резервную функцию? 
а) моносахариды  б) аминокислоты 
в) крахмал, гликоген  г) жиры 

7)чем представлены липиды в клетке? 
а) в виде глюкозы  б) в виде жиров 
в) белков  г) солей 

8)что общего у аминокислот? 
а) аминогруппа и карбоксильная  группа б) аминогруппа 
в) вода  г) жиры 

9)в чем учавствуют ферменты 
а) в растворении  б) в переносе атом и молекул 
в) в регуляции процессов обмена  г) содержат наследств информацию 

10)мономер ДНК 
а) глюкоза  б) нуклеотид 
в) аминокислота  г) глицерин 

Ответ:
1.-В
2.-Б
3.-А
4.-А
5.-Г
6.-В
7.-Б
8.-А
9.-Б
10.-Б



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Над какой темой мы сегодня работали?

Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Что вы нового узнали?

Что хотели бы узнать?

Что вызвало затруднения?

Этап 5.2.Домашнее задание

П. 1, Урок.Неорганические вещества.Вода. Соли.- Биология- 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Повторить материал о химическом составе клетки. Подготовиться к семинарскому занятию.

»