Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) порядок предоставления военнослужащим, являющимся ветеранами боевых действий, ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 15 суток (п. 5.1 ст. 11), предусмотренного Федеральным законом «О ветеранах»[13] . Правовая норма о праве военнослужащих на указанный отпуск внесена в ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Федеральным законом от 01.01.01 г. [14] . Однако соответствующие изменения и дополнения в ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, которая регулирует порядок предоставления военнослужащим дополнительных отпусков, до сих пор не внесены;
г) порядок реализации права военнослужащих и членов их семей на приобретение через сеть военной торговли промышленных и продовольственных товаров, продуктов питания по льготным ценам (п. 4 ст. 14). По заключению специалистов Главного управления торговли Министерства обороны Российской Федерации установление льготных цен на товары в системе военной торговли возможно лишь при условии предоставления предприятиям военной торговли существенных налоговых льгот. Правовая норма, содержащаяся в п. 4 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», может быть реализована только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство, а это является, с одной стороны, весьма трудоемкой и продолжительной процедурой, а с другой – не отвечает осуществляемой в настоящее время политике по максимально возможному сокращению числа получателей различного рода налоговых льгот. Ввиду явной нереализуемости указанной правовой нормы, а также с учетом того, что наличие в законодательстве недействующих правовых норм, не обеспеченных материально и организационно, наносит вред гораздо больший, чем их отсутствие, декларативное положение о праве военнослужащих и членов их семей на приобретение через сеть военной торговли товаров по льготным ценам следует, по нашему мнению, из Федерального закона «О статусе военнослужащих» исключить.
В пользу такой точки зрения свидетельствует и нормотворческая практика. Так, до недавнего времени в ст.13 рассматриваемого Закона содержалась правовая норма о выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, временно исполняющим, помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям, обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом, ежемесячной доплаты к денежному довольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинской должности. Однако данная норма была недействующей, поскольку при подготовке проекта нормативного правового акта Правительства РФ по данному вопросу было выявлено противоречие между указанной правовой нормой и нормой, содержащейся в п. 2 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (данная норма содержится и в п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы). Как следует из смысла п. 2 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной (незанятой) воинской должности он подлежит освобождению от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» шла речь об одновременном исполнении военнослужащим обязанностей как по своей штатной должности, так и по дополнительной должности. В целях преодоления указанного противоречия законодатель счел целесообразным исключить из Федерального закона «О статусе военнослужащих» данную правовую норму, что и было осуществлено Федеральным законом от 7 мая 2002г. ;

д) порядок реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), на обеспечение всеми видами довольствия в период прохождения ими профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей (до 3 месяцев) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или состоянию здоровья (п. 4 ст. 19). Определение порядка и условий реализации указанного права делегировано Министерству обороны Российской Федерации (иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), однако ведомственных нормативных правовых актов по данному вопросу до сих пор не принято;
е) порядок выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, денежных компенсаций расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, за установку и пользование квартирными телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными антеннами (п. 4 ст. 23). Указанный порядок должен быть установлен Правительством РФ, однако решения по данному вопросу пока не принято[15] ;
ж) порядок реализации права граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, на получение беспроцентного кредита на строительство жилого дома и приобретение товаров длительного пользования (п. 5 ст. 23). Указанный порядок должен быть определен Правительством РФ. Согласно заключению Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000п-П4 указанная правовая норма была принята в период роста ежемесячного уровня инфляции и размера процентных ставок за кредитные ресурсы. В 1999 – 2000 гг. ситуация изменилась и данная норма вошла в противоречие с законодательством о банковской деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, данное положение из Федерального закона «О статусе военнослужащих» должно быть исключено.
2. Наличие ряда противоречий и несогласованностей между Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами.
Помимо неполноты подзаконной нормативной правовой базы, реализация некоторых прав, льгот и социальных гарантий, установленных для военнослужащих и других категорий граждан Федеральным законом «О статусе военнослужащих», затруднена имеющимися противоречиями между отдельными положениями данного Закона и нормами, содержащимися в других законодательных актах. Преодоление этих противоречий возможно двумя путями: а) посредством приведения норм иных законодательных актов в соответствие с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих»; б) посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».


Правоприменительная практика показывает, что для полной реализации норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» требуется внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
а) в ст. 20 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 01.01.01 г. [16] – о включении в стаж государственной службы государственных служащих времени нахождения на военной службе (данная норма предусмотрена п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
б) в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» от 01.01.01 г. [17] – о выплате военнослужащим и приравненным к ним лицам денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета его реальной стоимости с учетом дополнительных пайков и норм питания. Необходимость указанного изменения продиктована тем, что в настоящее время денежная компенсация взамен продовольственного пайка военнослужащим установлена в размере 20 руб. в сутки, что противоречит положениям п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», где определена выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости. В этой ситуации военнослужащий, получающий продовольствие в натуре в виде продовольственного пайка полностью (его реальная стоимость составляет 1112 руб. 90 коп. в месяц по норме общевойскового пайка) или частично, в виде набора отдельных продуктов, имеет материальное преимущество перед военнослужащим, получающим денежную компенсацию (на 2001 – 2002 гг. она установлена в размере 600 руб. в месяц), на сумму разницы между реальной стоимостью одной суточной дачи продовольствия, набора продуктов и нормой выплаты денежной компенсации. Указанное противоречие спровоцировало многочисленные как индивидуальные, так и коллективные обращения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в правозащитные и судебные органы с жалобами и исками в защиту своих прав по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Только за 2000 г. суммы дополнительных выплат Министерства обороны Российской Федерации по искам военнослужащих составили более 100 млн. руб.[18] ;
в) в ст. 50 Закона РФ «Об образовании» от 01.01.01 г. № 000-1[19] – о праве граждан, уволенных с военной службы, а также военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 15 лет и более, на получение бесплатно второго высшего образования (данное право предусмотрено п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Следует отметить, что Государственной Думой рассмотрен и 13 декабря 2001 г. принят в первом чтении законопроект «О внесении изменения и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено внесение указанных выше изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Это означает, что в ближайшее время в случае принятия данного законопроекта два из указанных выше противоречий будут устранены. Вопрос же об исчислении денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости пока остается открытым.
Отдельные положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также используемая в нем терминология вступили в противоречие с другими законодательными актами. В целях преодоления этих противоречий в настоящее время, по нашему мнению, требуется внесение следующих изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»:
а) в абз. 2 п. 1 ст. 15 – понятие «государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная служба)» заменить понятием «государственного или муниципального жилищного фонда, переданного в оперативное управление Министерства обороны…». Данное предложение обусловлено тем, что в Гражданском кодексе РФ понятие «закрепление жилищного фонда» не используется;
б) из п. 4 ст. 10 следует, видимо, исключить, как утратившее свое значение положение, предусматривающее зачет супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в стаж, необходимый для установления пенсии, периодов проживания с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также периодов, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов. Данная правовая норма имела социальное значение до 1 января 2002 г., когда для назначения пенсии по старости требовался трудовой стаж не менее 20 лет, которого многие супруги военнослужащих ввиду особенностей дислокации воинских частей к достижению пенсионного возраста не могли по объективным причинам заработать. В настоящее же время, когда согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения минимальной пенсии требуется страховой стаж всего в 5 лет, лишь сугубо теоретически можно предположить, что к достижению пенсионного возраста кто-либо из супругов военнослужащих не будет иметь такого стажа.

Как показывает практика, иногда изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», направленные на совершенствование его отдельных положений, одновременно порождают новые противоречия. Наглядным подтверждением этому является Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002г. . Данным Законом, в частности, установленное ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право членов семей погибших (умерших) военнослужащих на 50%-ную оплату жилой площади, коммунальных услуг, установки и пользования квартирным телефоном заменено правом на получение ими денежной компенсации в размере 50% произведенных расходов на указанные цели. В то же время продолжает действовать правовая норма, содержащаяся в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которой семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на оплату жилой площади, коммунальных услуг, установки и пользования квартирным телефоном в размере 50% установленных тарифов.
В связи с вышесказанным вполне прогнозируема конфликтная ситуация, когда жилищно-коммунальные органы и предприятия связи, ссылаясь на приведенные выше нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», будут требовать от членов семей погибших военнослужащих оплаты жилья, коммунальных услуг и за телефон в полном размере, а указанные граждане, ссылаясь на положения ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», будут вполне справедливо настаивать на своем праве оплачивать указанные услуги в размере 50%. Как это ни парадоксально, но по-своему права будет каждая сторона данного конфликта.
Для преодоления указанного противоречия, возникшего между нормами двух законов, необходимо, как представляется, внести изменения или в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» или в Федеральный закон «О ветеранах».
3. Наличие правовых пробелов в законодательстве о статусе военнослужащих.
Правоприменительная практика в сфере военно-социальной политики выявляет наличие ряда пробелов в законодательстве, определяющем правовые основы статуса военнослужащих. Напомним, что под пробелами в праве понимается отсутствие (полное или частичное) правовых норм, на основании которых компетентный государственный орган мог бы решить вопрос о применении права в случае, подлежащем правовому регулированию. Пробелы в праве являются следствием того, что случай такого рода не был учтен при правотворчестве или явился результатом возникновения после издания закона новых общественных отношений[20] . Ликвидация пробелов в праве – важная задача совершенствования законодательства, которая решается правотворческими органами путем создания новых правовых норм.