Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья часть 59 статьи посвящена исключениям из круга лиц, на которые может быть возложена обязанность несения военной службы. Альтернативная гражданская служба осуществляется согласно закону №113 от 25.07.2002 г. «Об альтернативной гражданской службе».

Все далее приведенные акты так или иначе соответствуют Конституции РФ. Хронологически, первым шагом к созданию текущей армии Российской Федерации стал Указ №466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7.05.1992 г., изданный Президентом Российской Федерации. Именно в данном Указе были заложены принципы формирования кадрового состава армии, комплектуемого на основе призывников и контрактников, а так же ставились цели, для которых и создавались Вооруженные Силы – например, защита независимости и свободы России, а так же обеспечение ее суверенитета и безопасности.

Вторым шагом стало принятие закона 1.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», определяющим режим государственной границы, ее пограничных пунктов и полномочия органов власти в сфере ее защиты.

Данный закон содержит 11 разделов. Раздел 1 «Общие положения», дающий определение государственной границы Российской Федерации, принципы ее установления и изменений; определение защиты и охраны Государственной границы, что является частью обеспечения безопасности Российской Федерации, а значит - отвечает и интересам защиты Отечества в целом. Разделы 2 и 3 регламентируют установку и обслуживание пограничных знаков, а так же разъясняют особенности прохождения Государственной границы в различных условиях. Разделы 4 и 5 определяют понятия пограничного режима и порядок функционирования пунктов пропуска через государственную границу. Разделы с 6 по 8 перечисляют полномочия органов власти, Вооруженных Сил и граждан Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы. В разделе 9 описываются меры социальной поддержки и правовой защиты военнослужащих и граждан, участвующих в защите государственной границы. Раздел 10 посвящен ответственности за правонарущения на Государственной границе. Последний, 11 раздел, отражает финансирование и материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы.

Любопытным моментом является то, что в Указе №466, упомянутом в предыдущем абзаце, существует положение о преемственности устройства Вооруженных Сил Российской Федерации сообразно ее развитию в истории нашего государства. И в законе «О Государственной границе» мы видим стремление защитить и оказать
социальную поддержку не только военнослужащим, но и членам их семей.

Федеральный закон «Об обороне» от 31.05. 1996 г. расширил понятие защиты Отечества. Так, в 1 статье данного закона указываются цели установки воинской обязанности – оборона, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных и иных правовых мер по подготовке и защите с оружием в руках Российской Федерации. Закон состоит из 6 разделов, регламентирующих основы обороны и ее организацию, полномочия органов власти Российской Федерации в данном вопросе, перечень Вооруженных сил РФ и их назначение, принципы руководства и управления ими. Помимо этого в данном законе содержатся понятия состояния войны, военного положения, мобилизации, гражданской и территориальной обороны и их принципы. А в 12 статье речь идет о комплектовании личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. В ней мы читаем о том, что личный состав состоит из военнослужащих и гражданского персонала. Так же описаны формы укомплектования личного состава военнослужащими (призыв и контракт) и гражданскими (поступление на работу). Помимо этого, статьей регламентируется численность и перечень воинских должностей.

Затем был принят Федеральный закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02. 1997. В данном законе, состоящем из 7 разделов, описываются меры, принимаемые органами государственной власти, необходимые для заблаговременной подготовки Российской Федерации к обеспечению защиты государства, а так же полномочия и обязанности организаций и граждан в ходе мобилизационной подготовки.

Следующим принятым законом стал федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», который мы уже рассмотрели выше.

Далее, с разницей в 2 месяца, был принят закон «О статусе военнослужащих» (27.05.1998). Он состоит всего из 3 глав, посвященных соответственно правовым основам статуса военнослужащих, их семей и о мерах дисциплинарной ответственности, применяемых к военнослужащим.

Основная обязанность военнослужащих, согласно данному закону - обязанность по подготовке к вооруженной защите и защита Отечества, заключающаяся в выполнении поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, чем и обосновывается особая социальная помощь военнослужащим.

Общевоинские уставы выступают своеобразным законом о воинской жизни. Они регламентируют несение службы в Вооруженных силах, определяют права и обязанности военнослужащих в быту и во время боевой подготовки. Утверждаются они Указом Президента. К общевойсковым уставам относятся:



  1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данный устав является самым большим, состоящим из 3 частей, 12 глав и 16 приложений к Уставу. Он регулирует взаимоотношения между военнослужащими по горизонтали и вертикали; содержит должностные обязанности командиров, правила внутреннего порядка и положения о безопасности военной службы, а так же, в третьей части, рассматривает особенности службы в полевых условиях и автопарках.

  1. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российский Федерации, примерно равный по объему Уставу внутренней службы и регламентирующий несение караульно-постовой службы.

  2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, вопреки названию, содержащий в себе не только положения о дисциплинарной ответственности военнослужащих и применяемых к ним взысканиям, но и о поощрениях, применяемых к военнослужащим.

Таким образом, законодательное оформление обязанности защищать Отечество очень разнообразно, что обусловлено, прежде всего, связью всех сфер жизни общества – экономической, политической, социальной – и необходимостью регулировать все общественные отношения, стабильность которых зависит от безопасности государства, как внешней, так и внутренней.


    1. Обязанность защищать Родину в Конституциях зарубежных государств


В большинстве конституций зарубежных государств, как и в нормативно-правовых актах Российской Федерации, используется понятие обороны в качестве понятия защиты Отечества.

Так, в отдельных конституциях (например, Бельгии, Германии, Португалии, Швеции и Литвы) содержатся целые разделы, посвященные регулированию указанных вопросов. Иные (Греции, Исландии, Финляндии и Швейцарии) содержат нормы о военной обязанности граждан этих стран о защите Отечества, как, например, Конституция Аргентины, 1853 года, которая предусматривает обязательность военной службы, регулируемой законами Конгресса или декретами Исполнительной власти (ст. 21).

Конституция Португалии, принятая в 1976 году, содержит в себе наиболее жесткую формулировку о защите Отечества, как основной обязанности всех португальцев (ч. 1 ст. 276), устанавливая прямую зависимость карьерного роста на государственной ниве от исполнения воинской обязанности или альтернативной гражданской службы. В Болгарии, Конституцией 1992 г., в ч.1 ст.59 оборона Отечества называется «долгом и делом чести» каждого болгарина, сохраняя право на альтернативную службу, называя самыми жесткими преступлениями «измену и предательство по отношению к Отечеству». Подобная формулировка существует и в части 1 статьи 25 Конституции Словакии 1992 г


Конституции Австрии, Германии и Венгрии так же закрепляют право граждан на альтернативную. Любопытный факт – альтернативная служба в Германии – это не право, а, скорее, обязанность, если судить по формулировке ст. 12а, ч.2).

Если говорить о Конституции Австрии 1920 г., то ее авторы не ограничились лишь употреблением термина «оборона страны», а дали ему определение «всесторонней обороны страны», включающему в себя «военную, идеологическую, гражданскую и хозяйственную оборону страны» (ст. 9а).

Ряд зарубежных конституций указывает пол военнообязанных, либо определяет род их деятельности, как не подлежащих призыву. Например, с. 143, пункт 2 Конституции Бразилии 1988 г. освобождает от обязательной военной службы в мирное время женщин и священнослужителей.

Особенностью иных конституций является подчеркивание высокого нравственно-этического значения обязанности защищать Отечество, и в качестве замены слова «обязанность» используются словосочетания «священный долг» (ст. 52 Конституции Италии, ст. 43 Конституции ОАЭ 1971 г.), «высочайший долг» и «дело чести» (ст. 86 Конституции КНДР 1972 г.). 11.

Не менее интересны положения по конституционным обязанностям по защите Отечества в конституциях стран СНГ. В них есть как общие положения, так и различия.

Собственно, данные обязанности закреплены в конституциях Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

Для начала отметим общие черты. Например, в отдельных случаях объектом защиты является не государство (как в Беларуси, Туркменистане и Узбекистане, а понятия «Родина», «Отечество» (аналогично России – Кыргызстан, Украина, Азербайджан и Таджикистан).

Еще одним отличием является сочетание «долга» и «обязанности» (в России, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане) или замена «обязанности» на «долг», как в конституциях Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана или Узбекистана, что подчеркивает значимый моральный акцент данной обязанности.12.

Обычно в конституции не отражается установление всеобщей воинской повинности – данный вопрос лежит в сфере законодательства страны. Исключением в этом плане является Туркменистан, так как всеобщая воинская обязанность для мужчин прописана непосредственно в Конституции.

Так же необходимо отметить, что рядом конституций предусмотрена принципиальная возможность замены военной службы альтернативной (Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан).