Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 См.: СЗ СССР. – 1930. – № 23. – Ст. 253.
8 См.: СП СССР. – 1981. – № 11. – Ст. 64.


9 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 6. – Ст. 188; Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4560.
10 По нашим подсчетам, в тексте Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится более 60 ссылок на иные законы и подзаконные акты.
11 См.: Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 34. – Ст. 4232.


12 См.: Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534; № 42. – Ст. 5008; 2000. – № 16. – Ст. 1678; № 27. – Ст. 2819.
13 См.: Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 168; 1998. – № 47. – Ст. ст. 5703, 5704; 2000. – № 2. – Ст. 161; 2000. – № 19. – Ст. 2023; 2001. – № 33 (ч. I). – Ст. 3427.
14 См.: Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 31. – Ст. 3173.
15 Данная правовая норма включена в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» Федеральным законом от 7 мая 2002 г. , поэтому отсутствие подзаконного акта по указанному вопросу обусловлено малым сроком времени, прошедшим после его принятия.
16 См.: Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 31. – Ст. 2990; 1999. – № 8. – Ст. 974; 2000. – № 46. – Ст. 4537.
17 См.: Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 53. – Ст. 5030.
[18] См.: Текущий архив ГУВР ВС РФ, Д-1в, 2001. – Т. 4. – Л. д. 310.
[19] См.: Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 150; 1997. – № 47. – Ст. 5341; 2000. – № 30. – Ст. 3120; № 33. – Ст. 3348; 2002. – № 7. – Ст. 631; № 12. – Ст. 1093.
[20] См.: Большая советская энциклопедия: 3-е изд. – Т. 21. – М., 1975. – С. 6.
[21] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 9. – Ст. 328; Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4693; 1996. – № 1. – Ст. 4; 1997. – № 51. – Ст. 5719; 1998. – № 30. – ст. 3613; 1999. – № 23. – Ст. 2813; 2000. – № 50. – Ст. 4863; 2001. – № 17. – Ст. 1646; 2002. – № 1. – Ст. 129; № 10. – Ст. 965
[22] См.: Указ Президента РФ от 01.01.01 г. № 000; постановления Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 000, от 01.01.01 г. № 000, от 01.01.01 г. № 000.
[23] См.: Российская газета. – 2002. – 6 июля.
[24] Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. – М., 1998. – С. 135.
2.3 Значение темы исследования доя школьников старших классов и методика проведения классного часа на тему: «Конституционная обязанность защищать родину в законодательстве России и зарубежных государств»

Введение. Современная реальность характеризуется объективными тенденциями и нарастающими противоречиями, формирующимися в условиях непрерывного политического, социального, культурного развития российского демократического общества, активной интеграции России в международное пространство, активизации диалога культур с различными народами, нациями и государствами, определения национальных приоритетов и обновления стратегии образования подрастающего поколения. В реализуемых в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартах [1] закреплены такие важнейшие принципы, как: воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважение к истории и традициям нашего Отечества, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современного общества, выступающие ориентирами для образовательной подготовки подрастающего поколения, развития личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Актуальность, проблемность их теоретической разработки и выявления возможностей методической реализации в актуальных условиях обусловлена одновременным функционированием в российском обществе таких негативных явлений, как изменение, а во многих случаях отсутствие духовных, интеллектуальных интересов и ориентиров, гражданской позиции у населения, снижение патриотических настроений у взрослых и молодежи, значительное социальное расслоение общества и социальная незащищенность отдельных его категорий, криминализация обстановки, рост межнационального напряжения, проявления национализма, фальсификаций, обесценивания исторических фактов и событий, осквернение исторических памятников, пропаганда и культ насилия, силовых методов решения проблем среди молодежи, манипулирование сознанием подрастающего поколения и возрождение социальных движений антигуманной направленности. Так, данные опроса Левада-Центра [2], проведенного в апреле 2015 г. среди населения РФ с целью обсуждения нового проекта программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» показали, что большая часть россиян (80%) затрудняются определить понятие патриотизма и считают, что сегодня «каждый должен сам для себя определять, что значит быть патриотом». Очевидно, что в подобных условиях, когда происходит «размывание»
границ такого важнейшего явления, как «внутренний патриотизм», современная молодежь находится в состоянии не просто смещения, а зачастую полной дезориентации и потери гражданской позиции, патриотических ценностей и ориентиров. Ведь исторически сложившиеся ориентиры в данном направлении утратили свою значимость для сегодняшнего общества, а накопление и интериоризация новых ориентиров находится только на первоначальной ступени развития, сопровождаясь, как уже было отмечено выше, многочисленными проблемами и противоречиями.
Следует отметить, что содержание феномена патриотизма как личностной характеристики, трансформация идеалов гражданственности и патриотизма уже многие столетия являются предметом внимания представителей различных научных направлений - культурологического, философского, педагогического, исторического, психологического. В их числе следует выделить работы В.Г.Белинского, О.С.Богданова, Н.И.Болдырева, А.А.Вагина, А.И.Герцена, И.А.Ильина, В.А.Караковского, Н.М.Карамзина,
B.О.Ключевского, И.Я.Лернера, М.В.Ломоносова, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, Н.И.Монахова, А.Н.Радищева, В.И.Петрова, А.Н.Радищева, С.М.Соловьева, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского,
C.Т.Шацкого.
Вопросы совершенствования патриотического воспитания подрастающего поколения нашей страны, отражающие данную проблему по состоянию на конец XX - начало XXI столетия, как в общетеоретическом, так и методологическом плане разработаны в многочисленных исследованиях таких авторов, как Ю.К.Бабанский, М.Н.Берулава, Г.В.Бондаревская, Г.Г.Вяземский, А.А.Данилов, С.В.Дармодехин, Г.М.Донской, И.А.Зимняя, В.В. Караковский, И.П.Липский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Л.И.Новикова, А.И.Ракитов, Л.Г.Савенкова, Н.Л.Селиванова, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Н.Г. Щуркова, Г.Н.Филонов, в которых определяется изменяющееся содержание патриотического воспитания; выделены психолого-педагогические условия оптимизации образовательного процесса в данном направлении с учетом различных, в том числе школьной, ступеней образования и видов учебной деятельности, изучены вопросы разработки и внедрения различного рода методических подходов и технологий реализации учебно-воспитательного процесса. В числе современных исследований проблемы формирования патриотизма у подрастающего поколения средствами отдельных предметов и дисциплин, а также их интеграции на различных уровнях образовательной системы, включая общеобразовательную школу, необходимо отметить работы Г.В.Агаповой, С.А.Алиевой, Э.М.Андреева, М.Л.Афанасьевой, В.С.Балакина, С.О.Бачуриной, Н.К.Беспятовой, А.И.Бикмуллина, О.С.Богдановой, Л.Н.Боголюбова, С.Э.Брестовской, М.В.Богуславского, М.П.Бузинского, А.К.Быкова, Г.А.Власовой, Г.А.Вороновой, Г.Г.Вяземского, Г.Я.Гревцевой, Т.П.Гусаровой, М.А.Давыдовой, М.В.Грмоленко, О.Н.Журавлевой, В.А.Заставенко, С.А.Гаязова, И.Н.Глазуновой,


А.Г.Голева, М.А. Горбовой, В.А.Датского, В.В.Дьяченко, Е.А.Есиной, В.А.Заставенко, Н.В.Ипполитовой,
A.Г.Колоскова, А.В.Комарова, Г.А.Коновалова, Н.М.Конжиева, И.В.Кострулевой, Т.Г.Левкиной,
B.П.Лукьяновой, Н.А.Мельниковой, Р.С.Михайловой, Н.П.Овчинниковой, Ю.Е.Окуневой, М.А.Осипенко, Р.М.Роговой, Р.А.Рождественской, Д.Г.Ряхова, Н.И.Смахтиной, Ю.Б.Соколовской, Е.Л. Суздальцева, М.В.Талдиной, Г.А.Тихомирова, В.Н.Устякина, Г.Н.Филонова, О.Н.Шитиковой, М.А.Шкробовой и др., в которых осуществляется поиск результативных моделей, методических инструментов и средств воспитания патриотизма у современной молодежи.
Несмотря на безусловную значимость идейных воззрений и теоретико-методологических, практических разработок вышеназванных авторов, следует отметить, что в их содержании при рассмотрении проблемы патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях старшему школьному возрасту уделяется еще недостаточно внимания. Кроме того, в условиях меняющихся идейных мировоззрений, политических и социальных трансформаций, охватывающих современное общество и молодежь, модернизации и обновления содержания, методических основ современного образования в нашей стране, появления новых требований к выпускникам средних общеобразовательных заведений в контексте введения нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов, данная тема требует непрерывной актуализации.
Изложение основного материала статьи. Патриотическое воспитание школьников приобретает важное значение в период обучения в старших классах, когда происходит более глубокое и вдумчивое осмысление обучающимися исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре на фоне уже в определенной степени сформировавшихся и оформившихся личностных ценностей и мировоззрения, идейных ориентиров, обуславливающих их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. В то же время данный возрастной период одновременно затрудняет формирование патриотизма у обучающихся. Такая ситуация обусловлена тем фактом, что именно в старшем школьном возрасте у будущих выпускников происходит формирование и принятие новой социальной роли в соответствии с требованиями социума, гражданское социальное и профессиональное самоопределение, развитие социальных представлений о гражданстве, патриотизме, законопослушном, толерантном гражданине, проживающим в многонациональном социуме в условиях постоянного контакта с его различными представителями. В этот период старший школьник вступает в новые отношения с обществом, с различными социальными институтами, новыми социальными группами и объединениями. Социальная ситуация развития старшеклассников подразумевает признание за ними дополнительных гражданских прав и обязанностей, а также наступление определенных мер ответственности за противоправные деяния, в числе которых проявления нетолерантного, нетерпимого отношения к представителям других народов и культур, игнорирование истории собственной стороны, формирование явление лжепатриотизма, национализма и сопутствующих деструктивных явлений, приобретают особое распространение, что связано с диффузностью, несформированностью и неадекватностью понимания обучающихся в данном возрасте своей новой социальной роли [3, с. 3].

Патриотизм - это явление, которое не заложено в генах, это не природное, а социальное качество, и потому «оно не наследуется, а формируется» [4, с. 37]. Безусловно, его важнейшей характеристикой при этом остается преемственность. Многие века о российском народе говорят, что «патриотизм» - это национальная черта нашего характера, что объяснялось комплексной системой патриотического воспитания населения, которая хоть и трансформировалась под влиянием различных идеологических ценностей в различные века и при определенных политических реалиях, но тем не менее, сохраняла качества устойчивости и массовости, в условиях которых неизменным был внутренний патриотизм граждан. Подрастающему поколению, живущему в начале XXI века, многие страницы отечественной истории и даже недалекого прошлого известны только из книг. Даже испытывая к их содержанию и их участникам долю уважения, школьники при этом во многом далеки от их реального осмысления и понимания. Сегодня старшую школу заканчивает поколение, которое не имеет ни малейшего понятия о советской, а тем более досоветской системе идеологического воспитания (зная ее лишь понаслышке), а потому в большей мере разделяет патриотические представления и чувства, отличные от чувств, разделяемых их мамами - папами - бабушками - дедушками. Аналогичное касается и глубины подобных чувств и установок. Изменение патриотических ценностей не успевает за трансформацией общественных настроений. Если в сознании русского, советского народа был прочно сформирован образ защитника Отечества, понятие Родины, образ добра, справедливости (как собирательный, так и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли и мужества полководца, образ героя и героического акта, подвига на благо народа и во спасение страны как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д., выступающие в многообразных формах ценностных ориентации человека, то сегодня эти образы утеряны. Современная молодежь затрудняется охарактеризовать понятие героя или назвать реальных героев страны, с позиции гражданско-патриотической ценности. Отсутствие идеалов приводит к их хаотичному присвоению из любых попавшихся источников. Слово «Родина» также понимается старшими школьниками достаточно узко - это дом, семья, друзья, место рождения, страна. Многие старшеклассники сегодня путают государственную символику, не знают герба, слов и авторов гимна страны, последовательность цветов флага.

Кроме того, нужно отметить, что особенности психики современных школьников в старшем школьном возрастном периоде, как свидетельствуют актуальные исследования специалистов, характеризуется тем, что они не могут сосредоточиться на какой-то отдельной деятельности, им «необходимо охватить все процессы». [5] Осмысление и интериоризацию каких-либо ценностей осложняет и растущий «информационный шум», наличие огромных объемов информации, с анализом и синтезом которых молодежь не справляется самостоятельно. Опросы показывают, что в числе важнейших терминальных ценностей сегодняшние старшеклассники выделяют такие, как «наличие хороших и верных друзей», «развлечения», «любовь» и «здоровье». [6] При этом ценности патриотического характера в данном списке отсутствуют. Наши наблюдения показывают, что моральное состояние многих старшеклассников сегодня можно описать понятием фрустрации по отношению к явлению патриотизма. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, патриотического, гражданского содержания, тяготея к ценностям индивидуализма и эгоизма личности [5]. Сегодняшние подростки очень хорошо ощущают возрастающую жестокость и конкуренцию в современном мире, в связи с чем у них формируется установка на получение выгоды, денег, славы, признания, при чем
получения этого любым путем, что свидетельствует о недостаточной эффективности сегодняшних воспитательных концепций и моделей, применяемых в общеобразовательных заведениях.
В результате именно в старший школьный период обучающиеся наиболее остро подвержены тенденциям дискуссионное™, неоднозначности, противоречивости оценок окружающего мира, важнейших политических, социокультурных, исторических событий; влиянию тенденций переосмысления прошлого страны в контексте открывшихся в 1990-е годы исторических фактов, совпавших по времени с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны, тенденциями снижения воспитательного потенциала школьного образования для сегодняшних подростков [7, с. 5]. Статистические данные свидетельствуют, что достаточно большое число молодых людей (более 60%), начиная со старшего школьного возраста, в ходе социологических опросов отмечают, что они готовы уехать за границу по тому или иному поводу (учеба, работа, долгосрочное или постоянное проживание) [6, с. 7]. Эти тенденции заимствуются подрастающим поколением как ввиду их особой распространенности в современном обществе и СМИ, сети Интернет, так и ввиду более активного проникновения в последние десятилетия в содержание ряда учебных пособий, художественной литературы. Хотя в то же время значительная часть российской молодежи (более 50%) уверены, что Россия - это особая страна, в которой «никогда не привьется западный образ жизни», несмотря на то, что он и оказывает на нее значительное влияние [6, с. 8]. Однако эти тенденции следует назвать, скорее, проявлениями реактивного патриотизма, а не истинного, так как они развиваются в большей степени как эмоциональная, защитная реакция на фоне пропагандируемых тезисов о том, что у России нет дальнейшего пути вперед без Запада, что наша страна не способна к самостоятельному развитию и отстала от другого мира на столетия, что в ней разворованы и утрачены все ценности, все национальное богатство и достоинство населения.