Файл: Возникновение, развитие и определение психологии как науки Слово психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память— это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь— это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

По мнению Фрейда, бессознательное делится на подсознание и сверхсознание.

Подсознание хранит в себе всю вытесненные желания, мотивы, потребности, чувства, забытую информацию, навыки, привычки и т.д.

В сверхсознании хранятся выученные нами правила, нормы, которые привили нам взрослые, родители. А также именно сверхсознание отвечает за интуицию, за творческий процесс мышления.

Проявления бессознательного

  • Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

  • Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

  • Сновидения, грезы, мечты.

Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.


Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

  • когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

  • когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

  • когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

  • когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

7.основные концепции психического развития

Культурно-историческая концепция развития личности Л.С. Выготского. Л.С. Выготский выделяет три основных положения:

— Изучение высших психических функций должно проходить со стороны составляющих их натуральных процессов;

— Сведение высших и сложных процессов к элементарным, на которых они базируются;

— Игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не «биологическое», понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм еее влияния на развитие ребенка.

Низшие, элементарные психические функции (фаза «натурального развития») и высшие психические функции (фаза «культурного» развития) по Л.С. Выготскому. Понятие «Интериоризация» в учении Л.С. Выготского.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Л.С. Выготский включал две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

— процессы овладения языком, письменной речью, устным счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития мышления,



— процессы развития «специальных» высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций: их опосредованность, их произвольность, системность; прижизненное формирование; формирование путем интериоризации образцов.

2 исторических этапа развития человечества по Л.С. Выготскому: биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие. В условиях онтогенетического (индивидуального) развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, образуя единый сложнейший процесс.

Понятие «зоны ближайшего развития ребенка» в учении Л.С. Выготского. 4 основные закономерности в детском развитии поЛ. С. Выготский:

1. Цикличность развития.

2. Неравномерность развития.

3. «Метаморфозы» в детском развитии.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

Проблема периодизации возрасного развития детей в учении Л.С. Выготского.

Способы построения схем периодизации развития по Л. С. Выготскому.

Периодизация детства на основе ступенчатого выстраивания других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка. Например, в соответствии с Биогенетический принцип, стадия животной психики, стадия первобытности и иные . За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например, дентиция — появление и смена зубов — в периодизации П.П. Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).

Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах, А. Гезелла.

Периоды развития детей по Л.С. Выготскому:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1 — 3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет);

— кризис 17 лет.

Критерии периодизации развития по Д.Б. Эльконину:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Периоды развития детей по Д.Б. Эльконину:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;


— кризис одного года;

— ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;

— кризис семи лет;

— младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;

— кризис 11 — 12 лет;

— подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;

— кризис 15 лет.

Типы возрастов по периодизации Д.Б. Эльконина:

— в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка проходит развитие преимущественно общественно-мотивационной стороны некоторой деятельности; формируется его ориентация в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;

— в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка происходит развитие прежде всего операционной стороны деятельности.


8. Периодизация психического развития

Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности. Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер - начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, в течение всей жизни человека.

Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). В концепциях этого типа (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков).

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.
9. Понятие о возрасте и закономерности психического развития

Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический, характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.

Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.