Файл: Методические указания к выполнению практических работ для студентов специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
3 Краткие теоретические сведения
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятель- ность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономи- ки, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика. Основным критерием, на основе которого предприятия раз- личных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, заня- тых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под ма- лым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибили, до- хода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным
Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.
Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Малые предприятия - это не организационно-правовая форма, термин
«малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отне- сения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности общественных объ- единений в уставном капитале этих предприятий, которая должна со- ставлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персо- нала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству.

23
Они могут создаваться во всех сферах хозяйственной деятельности на основе любых форм собственности.
Организационно-правовая форма малого предприятия устанавливается в соответствие с законом «О предприятиях и предпринимательской де- ятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семей- ных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, госу- дарственных (муниципальных) предприятий.
4 Контрольные вопросы
4.1 Что такое учетные регистры?
4.2 Что относят к краткосрочным и долгосрочным обязательствам?
4.3 Что такое платежеспособность, и какими обстоятельствами она обусловлена?
4.4 Какие существуют признаки «хорошего» баланса?
4.5 Каковы задачи финансового оздоровления?
4.6 Что понимают под налогом и сбором?
5 Задания
5.1 Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
5.2 Охарактеризовать систему налогообложения и описать виды нало- гов.
5.3 Дать определение понятию п.1.2.
5.4 Охарактеризовать внеоборотные и оборотные активы и что к ним относят.
5.5 Что относится к источникам формирования собственных средств предприятия.
5.6 Охарактеризовать виды прибыли организации.


24 5.7 Описать коэффициенты абсолютной, быстрой и текущей ликвид- ности.
5.8 Охарактеризовать виды несостоятельности.
6 Структура отчета
6.1 Номер и наименование практической работы;
6.2 Цель работы;
6.3 Контрольные вопросы;
6.4 Задание;
6.5 Выполнение работы.
Практическая работа 7.
Коммерческие связи между партнерами. Франчайзинг
1 Цель работы
1.1 Ознакомиться с понятием «партнерские связи».
1.2 Ознакомиться с особенностями производственного, финансового и товарообменного сотрудничества в предпринимательской сфере.
1.3 Знать виды франчайзинга.
2 Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать
при выполнении и сдаче практической работы
Раздел 4 Взаимоотношения предпринимателей с партнерами
Тема 4.1 Коммерческие связи между партнерами. Франчайзинг
3 Краткие теоретические сведения
Франчайзинг представляет собой соглашение, согласно которому од- на из сторон, называемая франчайзером, передает другой стороне, называемой франчайзи, право практиковать определенный бизнес со- гласно формату франчайзера и за установленную плату . Франчайзинг

25 предоставляет возможность "копирования" успешного бизнеса фирмы, обладающей богатым опытом и хорошей репутацией. Согласно опреде- лению Международной ассоциации франчайзинга, "франчайзинг - это система перманентных отношений, устанавливаемых между франчай- зером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение интересов".
Слово franchise (франц.) - "привилегии (концессии) при продаже то- варов". Первоначально привилегии предоставлялись по закону (госу- дарством) и они были связаны с монополией государства на определен- ные виды деятельности. Однако, начиная с 1840 года, слово "фран- чайзинг" стало использоваться и в сегодняшнем его значении (привиле- гии, предоставляемые частными фирмами). Франчайзинг, как концеп- ция и бизнес практика, получил развитие в США, в то время как в Ев- ропе большее распространение получило понятие "концессия". В XX веке, после того как он утвердился за океаном в качестве успешной техники предпринимательства, франчайзинг вновь возвращается в Ев- ропу.
Особенность франчайзинга заключается в том, что каждый покупа- тель франшизы обязуется выполнять различные условия и требования продавца (франчайзера), касающиеся производства и продажи товаров, а также предоставление потребителям сопутствующих услуг. Таким образом, на мировом рынке возникают группы предприятий, объеди- ненные в единую систему под патронажем крупной международной корпорации. Своим партнерам по контракту франчайзер дает рекомен- дации по размещению предприятий, подбирает оборудование, помогает


26 в обучении персонала, консультирует по вопросам управления, а также может оказывать финансовую помощь.
Все это облегчает стандартизацию и унификацию продукции и услуг предприятий, входящих в систему данного франчайзинга, обеспечивает единство проводимых маркетинговых мероприятий, стиля и оформле- ния, качества продаваемых товаров и услуг, централизацию закупок с соответствующей экономией (и дополнительной выгодой для франчай- зера).
Как правило, за все услуги каждый покупатель франшизы уплачивает вступительный взнос, отчисляет определенный процент с оборота (от 3 до 12%) и обязуется закупать оборудование, сырье или товары у фран- чайзера.
Преимущества такой формы лицензирования для продавца франшизы очевидны. Он обеспечивает присутствие своей торговой марки на рын- ках зарубежных стран, используя местные фирмы и их ресурсы, что существенно расширяет возможности сбыта и приносит дополнитель- ные доходы. Преимущества же покупателя франшизы состоят в том, что он выходит на свой рынок с качественными товарами и услугами под известной торговой маркой, имея покровительство крупной корпо- рации и пользуясь ее отлаженными технологиями, а также в необходи- мых случаях финансовой помощью.
4 Контрольные вопросы
4.1 Что такое факторинг, и какие составляющие он включает в себя?
4.2 Какие документы необходимы для оформления операций факто- ринга?
4.3 Что такое франчайзинг и франшиза?

27 4.4 Какие основные сферы сотрудничества существуют на условиях франшизы?
5 Задания
5.1 Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
5.2 Дать определение понятию «партнерские связи».
5.3 Охарактеризовать п.1.2.
5.4 Охарактеризовать виды франчайзинга.
6 Структура отчета
6.1 Номер и наименование практической работы;
6.2 Цель работы;
6.3 Контрольные вопросы;
6.4 Задание;
6.5 Выполнение работы.
Практическая работа 8.
Венчурный бизнес
1 Цель работы
1.1 Знать понятие «венчурный бизнес».
1.2 Знать истоки возникновения венчурного бизнеса.
1.3 Ознакомиться с формами венчурного бизнеса.
2 Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать
при выполнении и сдаче практической работы
Раздел 4 Взаимоотношения предпринимателя с партнерами
Тема 4.3 Венчурный бизнес


28
3 Краткие теоретические сведения
Венчурный бизнес (или венчурное финансирование) – это форма пря- мого инвестирования в малые и средние предприятия, основной дея- тельностью которых является проведение опытно-конструкторских ис- следований и разработка новых наукоемких идей, применимых на практике. То есть, иными словами, это фирмы или компании, занима- ющиеся реализацией рискованных бизнес-проектов.
Целью венчурного финансирования является получение инвестором прибыли в результате вложения средств в перспективные, но рискован- ные проекты и бизнес.
По видам инвестирования различают внутренний и внешний венчур- ный бизнес.
Развитие первого вида осуществляется за счет ресурсов самих реализа- торов идеи. Финансирование внешнего венчура происходит способом привлечения средств от различных источников: инвестиционных, стра- ховых, благотворительных, пенсионных фондов, ресурсов государства, частных инвесторов.
Рискованные вложения могут осуществляться в нескольких формах:

в обмен на передачу в собственность инвестору части акций пред- приятия;

в форме среднесрочного займа, со сроками погашения от 3 до 7 лет;

в виде сочетания двух вышеназванных форм инвестирования.
Объектами инвестирования являются несколько типов предприятий:
Система мотивации персонала

29

фирмы-start-up (приблизительный перевод «начало пути») – абсо- лютно новые компании, которые только формируются и не имеют опыта работы в условиях рынка;

фирмы-новички – те предприятия, которые зародились самостоя- тельно, уже имеют готовые наработки, но не имеют средств для дальнейшего развития;

фирмы-экспансеры (от слова экспансия – расширение) – это компа- нии, которые уже полностью освоили свою рыночную нишу и гото- вы расширить свое влияние на другие, но на освоение «новых тер- риторий» у них денег нет;

бизнес-идеи – просто рискованный проект безо всякой материаль- ной базы, который для получения от него реальной прибыли требует финансирования.
4 Контрольные вопросы
4.1 Что такое классическое и инновационное предпринимательство?
4.2 Какие существуют определения инноваций?
4.3 Что такое инкубатор бизнеса, и какие функции он выполняет?
4.4 Что такое венчурное финансирование, и какими характеристиками оно отличается?
5 Задания
5.1 Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
5.2 Дать определение понятию п.1.1.
5.3 Описать истоки возникновения венчурного бизнеса.
5.4 Охарактеризовать организационно-правовые формы инновацион- ного предпринимательства.


30
6 Структура отчета
6.1 Номер и наименование практической работы;
6.2 Цель работы;
6.3 Контрольные вопросы;
6.4 Задание;
6.5 Выполнение работы
Практическая работа 9.
Деловая этика. Имидж предпринимателя
1 Цель работы
1.1 Раскрыть этический кодекс предпринимателя.
1.2 Знать 6 основных заповедей делового этикета.
1.3 Знать поведенческие характеристики людей, сформировавших по- ложительный имидж.
2 Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать
при выполнении и сдаче практической работы
Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности
Тема 5.1 Деловая этика. Имидж предпринимателя.
3 Краткие теоретические сведения
Общеизвестно, что первое впечатление о любом человеке, в том числе и о потенциальном деловом партнере, складывается из оценки его об- щей привлекательности: внешний вид, то есть то, во что он одет
(вспомните, встречают по одежке), и манера поведения. Если он одет небрежно, то подсознательно его будут оценивать как человека, с кото- рым не стоит вести дела. Такой внешний вид никак не соотносится с

31 качествами делового человека, а именно собранностью, ответственно- стью и надежностью. Правильно подобрать одежду для работы - насущное требование для успешного ведения дел, и деловому человеку без этого умения не обойтись. То, как вы одеты, уже характеризует вас как личность - будь то общение с новым клиентом или презентация в вашей компании. Всегда нужно одеваться соответственно обстоятель- ствам и собственным профессиональным устремлениям.
В деловом мире предъявляют определенные требования к внешности человека. Правильно подобранный деловой костюм, галстук, ботинки и аксессуары подчеркивают профессионализм и положительные деловые качества, а иногда и креативность... Ведь в итоге эти усилия связаны с вашей карьерой.
Аккуратность, вкус, подтянутость - таков облик делового человека, не- важно, мужчины или женщины.
Деловой мир достаточно консервативен в вопросах стиля и моды. В данном случае мода не является чем-то обязательным для всех. Зная основные требования, принципы и правила составления делового гар- дероба, можно произвести на делового партнера приятное впечатление и не утратить при этом индивидуальность.
Правилами этикета определено два основных принципа делового дресс- кода: универсальность - это стиль для работы, который должен быть удобен и функционален;