Файл: Методические указания к выполнению практических работ для студентов специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 опрятность и аккуратность (мятая юбка или небрежно завязанный гал- стук - признак суетливости, поспешности, невнимательности их хозяи- на к себе или безразличия к окружающим). Английское словосочетание dress-code буквально переводится как «кодекс одежды». Это зашифро- ванный язык одежды, говорящий о социальном статусе человека, его профессиональной принадлежности, что выражается в форме или цвете одежды. Дресс-код отнюдь не современное изобретение. В истории не- мало примеров, когда строгие правила и нормы ношения одежды, обу- ви, украшений были установлены письменно. Например, в 1700 году царь Петр I подписал указ, согласно которому на новогодние праздники следовало появляться только в «венгерском и польском платье», через год петровским дресс-кодом предполагалось носить «немецкое платье».
А вот термин «корпоративная культура» имеет немецкое происхожде- ние и был впервые введен Хельмутом Мольтке в XIX веке.
1   2   3   4

4 Контрольные вопросы
4.1 Что такое деловой этикет?
4.2 Какие правила и требования делового этикета существуют?
4.3 В чем сущность и цель делового этикета?
5 Задания
5.1 Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
5.2 Охарактеризовать типы руководителей.
5.3 Описать п.1.2.
5.4 Охарактеризовать п.1.3.

33
6 Структура отчета
6.1 Номер и наименование практической работы;
6.2 Цель работы;
6.3 Контрольные вопросы;
6.4 Задание;
6.5 Выполнение работы.
Практическая работа 10.
Корпоративная культура и этикет предпринимателя
1 Цель работы
1.1 Ознакомиться с понятием «корпоративная культура».
1.2 Знать типы корпоративной культуры.
1.3 Ознакомиться с профессиональными моральными нормами.
2 Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать
при выполнении и сдаче практической работы
Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности
Тема 5.2 Корпоративная культура и этикет предпринимателя
3 Краткие теоретические сведения
Этика бизнеса издавна являлась объектом изучения. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству, а бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства — предпринима- телю, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело.
Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся на честности, открыто- сти, верности данному слову, способности эффективно функциониро-

34 вать на рынке в соответствии с действующим законодательством, уста- новленными правилами и традициями.
В бизнесе обычно выделяют три составные части: бизнесмен, условия бизнеса, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура современного биз- неса — бизнесмен, постоянно готовый идти на риск, с неуемной энер- гией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые пре- грады на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управлен- ческих решений и нестандартностью мышления. Этика бизнеса позво- ляет наращивать прибыль. В частности, она помогает сохранить пре- данность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых парт- неров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. По- этому вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инве- стиций в основной капитал приходится затрачивать немало денег, вре- мени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствую- щую подготовку ее работников.
Деловой мир, как известно, тесен. У каждого бизнесмена есть много друзей, знакомых — они могут быть потенциальными клиентами. Здесь все определяется честностью, вежливостью. Если ты не прав и изви- нился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно иметь дело. В бизнесе установлено прави- ло: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок поза- ботится о тебе.
Бизнес существует в сложном этическом мире, где главное — избегать неэтичных шагов во взаимоотношениях. Гуманный менеджмент эффек-


35 тивнее агрессивного. Стратегических целей компании легче достигать, ориентируясь на этические принципы.
Управленческая этика — совокупность правил и форм делового обще- ния с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы вза- имопонимания, доброго отношения друг к другу.
Предприниматель, руководитель — это прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей. Успех любого лидера зависит от его личных качеств и стиля деятельности, иначе говоря, от его манеры по- ведения по отношению к подчиненным, способности оказывать на них воздействие.
Если руководитель не сможет эффективно взаимодействовать с людьми и учитывать все обстоятельства, то он будет не в состоянии исполнять свою работу. Менеджер имеет власть над подчиненными, потому что решает такие важные вопросы, как уровень оплаты труда, характер вы- полняемой работы, степень загруженности работника, его продвижение по службе и т. д. Но абсолютной власти не существует, как не бывает и универсальных способов влияния на людей в любых условиях. Руково- дитель должен быть не только компетентным в делах фирмы, но и по- стоянно чувствовать настроение людей, стараться не злоупотреблять своей властью, чтобы не вызвать негативную реакцию у подчиненных.
Важным фактором влияния руководителя является его способность чувствовать главное в делах фирмы. Он должен держать под своим

36 контролем весь бизнес предприятия, но прежде всего то, что имеет ре- шающее значение для выполнения подчиненными своих обязанностей, создает ситуацию зависимости каждого сотрудника от результатов об- щего дела.
Влияние руководителя увеличивается прямо пропорционально тому, насколько полно выполняет он данные обещания, удовлетворяет по- требности потребителей клиентов, способен предвидеть возникновение негативных тенденций и эффективно противодействовать им.
4 Контрольные вопросы
4.1 Какие существуют «10 заповедей хорошего бизнеса»?
4.2 Охарактеризовать три ключевых элемента Эдгара Шейна?
4.3 Какие проблемы стоят на пути формирования деловой этики предпринимателя?
5 Задания
5.1 Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
5.2 Дать определение понятию «корпоративная культура».
5.3 Охарактеризовать типы корпоративной культуры.
5.4 Охарактеризовать профессиональные моральные нормы.
6 Структура отчета
6.1 Номер и наименование практической работы;
6.2 Цель работы;
6.3 Контрольные вопросы;
6.4 Задание;
6.5Выполнение работ.


37
Практическая работа 11.
Организация деловых контактов
1 Цель работы
1.1 Знать этикет предпринимателя.
1.2 Рассмотреть правила Дейла Карнеги.
1.3 Ознакомиться с понятием «культура телефонных переговоров».
2 Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать
при выполнении и сдаче практической работы
Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности
Тема 5.2 Организация деловых контактов
3 Краткие теоретические сведения
От отношений на работе зависит многое – здоровье и настроение ра- ботников, производительность труда и успех компании в целом. Но, для того, чтобы отношения с партнерами, коллег между собой и с ру- ководством шли на пользу общему делу, стоит прислушаться к прави- лам этикета.
Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Руководителю и его секретарю надо ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет без уведомления. Надо создать порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать эти правила в часы приема).
Желательно, чтобы все посетители, которым необходим прямой кон- такт с руководителем, имели четко фиксированное время визита и бы- ли уверены в его осуществимости. В то же время надо помнить, что

38 недоступность руководителя для общения с подчиненными и посети- телями ведет к потере информации.
Правила этикета приписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и дру- гих людей. Руководитель, принимающий гостя или просто ведущий беседу с сотрудником, должен оказывать знаки внимания. Похвала, восхищение, интерес, благодарность — все это не только проявление воспитанности и знание этикетных норм, но и показатель уважитель- ного отношения к собеседнику.
Чтобы научиться эффективному деловому общению, руководителю необходимо обратить внимание на риторику (искусство говорить), дикцию (произношение), интонацию (тон речи). Вот несколько важных общих принципов делового общения:
- избегайте жаргонных слов и оскорбительных выражений
- умейте слушать других и показывать, что вам это интересно
- правильно произносите имена и фамилии,
- все служебные тайны, как профессиональные, так и личные, храни- те при себе
- будьте осторожны с конфиденциальной информацией, которую мо- гут случайно услышать сослуживцы или посетители во время встреч либо телефонных разговоров
- говорите кратко и по существу
- реже используйте местоимение «я», а говорите, опираясь на факты, не увлекаясь деталями, но помните, что, удачно упомянув о детали, вы укрепите вашу позицию


39
- ищите выход из сложившейся конфронтации.
Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в кратковременные контакты с людьми, посетителями. При пяти-семи-минутном общении содержательная информация составляет около четверти полученной информации.
Язык жестов и условностей — своеобразная книга. Бизнесмену нуж- но учиться ее читать и помнить о том, что он сам является объектом пристального внимания.
4 Контрольные вопросы
4.1 Какие нормы включают правила деловой переписки?
4.2 Что такое прием?
4.3 Какие подарки дарят и не дарят на деловых встречах?
4.4 Что включает в себя этикет предпринимателя?
5 Задания
5.1 Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
5.2 Дать определение понятию п.1.3.
5.3 Перечислить правила Дейла Карнеги.
5.4 Охарактеризовать деловую беседу.
6 Структура отчета
6.1 Номер и наименование практической работы;
6.2 Цель работы;
6.3 Контрольные вопросы;
6.4 Задание;
6.5 Выполнение работы.

40
Практическая работа 12.
Культура речи и внешний облик делового человека
1 Цель работы
1.1 Ознакомиться с видами тестов.
1.2 Знать манеры поведения.
1.3 Раскрыть показатели культуры речи.
1.4 Знать деловой стиль делового человека.
2 Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо
знать при выполнении и сдаче практической работы
Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности
Тема 5.5 Культура речи и внешний облик делового человека
3 Краткие теоретические сведения
Деловой разговор как особая разновидность устной речи. Деловой раз- говор - это понимаемый в самом широком смысле устный речевой кон- такт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют не- обходимые полномочия для установления деловых отношений и реше- ния деловых проблем.
Ежедневно ведя деловые разговоры, друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безгра- мотность, что существенно снижает их деловую активность и не позво- ляет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует.
Отсюда и полная не разработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

41
Деловой разговор - это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего, деловой разговор представляет собой непосредственное общение, кото- рое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что да- ет возможность непосредственно воздействовать на него (или на них).
Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интона- цию и другую технику общения, что существенно отличает устную де- ловую речь от ее письменной формы.
Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, а потому деловой разговор полон непринужденных форм общения, а также некоторых грамматических и стилистических особен- ностей. Так, для этой разновидности деловой речи характерен опреде- ленный отход от обычных морфологических норм общелитературного языка, которые в деловом общении нередко рассматриваются как из- лишество, не позволяющее точно и кратко передать смысл высказыва- ния.
Уже стало нормой употребление в деловой речи единственного числа в значении множественного тех существительных, которые имеют соби- рательное значение, например: "Эти агрегаты состоят из генератора по- стоянного тока, соединенного эластичной муфтой с двигателем внут- реннего сгорания". Или: "На этом стенде представлены три токарных станка с резцом принципиально нового образца". Прежде всего, дело- вых людей, с которыми хотят взаимодействовать окружающие, отли- чают от остальных такие черты характера как аккуратность, организо- ванность, целеустремленность и умение ценить свое и чужое время.