Файл: Анализ структуры затрат рабочего времени менеджера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная таблица представляет более наглядный вариант сбора информации по идентичным индексам. Следующий этап анализа — вычисление фактического баланса рабочего времени (таблица 11).

Таблица 11 — Фактический баланс рабочего времени

Виды затрат

Продолжительность

Индекс

мин.

%

Подготовительно-заключительное время

40

8,5

ПЗ

Обслуживание рабочего места

17

3,6

ОБ

Оперативное время

основное

174

36,6

ОПО

вспомогательное

142

30

ОПВ

Оперативное время

316

66,6

ОП

Отдых и личные надобности

8

1,7

ОТЛ

Регламентированные перерывы

60

12,5

ПТ

Нерегламентированные перерывы, в том числе нарушения трудовой дисциплины

39

8,1

ПНД

Продолжение таблицы 11

Простои по организационно-техническим причинам

12

2,5

ПНТ

Итого

480

100




Исходя из результатов расчетов, можно сделать вывод, что очень большое количество времени уходит подготовительно-заключительные работы и нарушения трудовой дисциплины
, что отрицательно сказывается на производительности труда. Чтобы устранить недостатки, рассмотрим факторы помех, влияющие на работу менеджера, подробно (Таблица 12).

Таблица 12 — Факторы помех

Виды помех

Продолжительность, мин

Возможные причины потерь времени

Мероприятия по снижению затрат

Опоздание к началу смены и после обеда

8

Недисциплинированность работника

Выговор

Посторонние разговоры

11

Недисциплинированность

Выговор

Затраты времени на включение оборудования

32

Устаревшее оборудование, «засоренность» программной среды оборудования

Модернизация, обновление оборудования, оптимизация программной среды

Затраты времени на работу в интернете

15

Низкая скорость подключения

Смена тарифа, браузера

Уход с работы раньше расписания

4

Недисциплинированность

Выговор

Из представленной таблицы можно сделать вывод о том, что факторы помех не только влияют на рабочий процесс, но и занимают достаточно большое количество времени от продолжительности рабочего дня. В связи с этим представляется необходимость искать пути снижения влияния факторов помех на работоспособность исследуемого менеджера.

Используя данную фотографию рабочего времени мы можем рассчитать основные коэффициенты затрат рабочего времени. Коэффициент полезного использования рабочего дня рассчитываем по формуле:

где — подготовительно-заключительное время;

— оперативное время;

— время обслуживания рабочего места;

— перерывы на отдых и личные надобности;

— продолжительность сменного времени.

Данный коэффициент показывает, что деятельность менеджера «Музенидис Тревел» довольно эффективна. Это объясняется собственной заинтересованностью персонала в эффективности деятельности компании.



Коэффициент перерывов рабочего времени, вызванных нарушением производственного процесса, рассчитываем по формуле:

где — потери рабочего времени, вызванные нарушением производственного процесса.

Рассчитав данный коэффициент, видим, что ввиду несовершенства техники менеджер теряет 2,5% своего рабочего времени. Такие потери несущественно сказываются на общем трудовом процессе менеджера, но влияют на деятельность турфирмы. Факторы, вызывающие эти потери, не зависят от работника.

Коэффициент перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины, рассчитываем по формуле:

где — потери рабочего времени, связанные с нарушениями трудовой дисциплины.

Данный коэффициент показывает, что около 8,1% рабочего времени теряется из-за нарушения трудовой дисциплины. К таким нарушениям относятся опоздание и уход с работы, нерегламентированный перерыв и посторонние разговоры. Этот фактор напрямую зависит от менеджера, поэтому необходимо выполнять мероприятия по снижению воздействия данного фактора на деятельность работника.

Коэффициент возможного повышения производительности труда при устранении всех перерывов и нарушений рассчитываем по формуле:

Проведя расчет видим, что менеджер может достигнуть 16,1% повышения производительности труда при условии устранения факторов помех.

Проанализировав фотографию рабочего времени и вычислив необходимые коэффициенты, мы пришли к выводу, что в компании существует ряд факторов, препятствующих эффективной деятельности менеджера по туризму:

— нарушения трудовой дисциплины;

— недостаточная оперативность и надежность работы оборудования;

— недостаточная скорость Интернет-соединения;

— медленный интернет-браузер.

Для решения данных проблем необходимо провести ряд мероприятий по совершенствованию деятельности персонала организации, которые предложены в главе 3. 

3 Мероприятия по эффективному использованию рабочего времени

3.1 Меры оптимизации использования рабочего времени

В главе 2 нами был выявлен ряд проблем, понижающих эффективность работы менеджера турфирмы «Музенидиз Тревел». Понятно, что устранение мешающих факторов приведет к повышению эффективности использования рабочего времени. Поэтому в данной главе нами будут даны рекомендации по устранению факторов помех и оптимизации использования рабочего времени.


Выделим главные выявленные нами факторы помех:

— нарушения трудовой дисциплины, такие как опоздания и уход с рабочего места раньше положенного времени, покидание рабочего места во время рабочего дня, личные звонки.

— недостаточная оперативность работы с техникой, ввиду того, что ее техническая и программная составляющие не соответствуют потребностям современного пользователя и менеджера по туризму в частности.

— скорость интернет-соединения, которая не позволяет оперативно отвечать на электронные письма, узнавать актуальную туристическую информацию и первыми среди других компании выкладывать предложения туров на сайте.

Все эти недостатки сказываются на работе турфирмы, ее конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Для начала разберемся с опозданиями. Прежде всего, необходимо отметить, что опоздания на работу бывают разные по своему характеру и условно делятся на группы, как показано в таблице 13.

Таблица 13 — Виды опозданий на работу

Вид опоздания

Характеристика

Опоздания индивидуального характера

Присущи определенным людям, не способным правильно организовать свое время, и тем, кому очень сложно это сделать (например, так называемым «совам»)

Опоздания, связанные с недостатком стимула для прихода на работу вовремя

Наблюдаются у людей недисциплинированных, на которых лучше действует метод «кнута и пряника», чем простое желание соблюдать трудовой распорядок.

Продолжение таблицы 13

Опоздания, которые являются следствием отдаленности места жительства от работы и проблем с транспортом.

Ясна из названия

Опоздания, вызванные чрезвычайными обстоятельствами

Дорожно-транспортные происшествия, авариеи в квартире (замок в двери сломался, кран сорвало) и другие. Такое может случиться с каждым хотя бы раз в жизни.

Универсального средства против опозданий, к сожалению, еще не придумано. Однако есть индивидуальные способы решения проблемы.Перед началом борьбы с нарушителями трудовой дисциплины надо зафиксировать факт опоздания. Это может быть самый примитивный, но очень действенный способ, когда руководитель встречает опаздывающих прямо в дверях офиса. Но можно использовать и самый современный — введение системы контроля доступа, где от прикосновения магнитной карточкой к считывающему устройству на входе в офис в компьютерную базу данных вносится точное время прибытия на работу. Конечно, в офис турфирмы такую систему устанавливать не нужно. Еще один метод — это журнал прихода на работу, в котором работники самостоятельно, по мере прибытия, расписываются и указывают время своего прихода на работу.


После фиксации факта опоздания рекомендуется выявить причины частых нарушений трудового распорядка. И только после этого начинать применение репрессий. Самый быстрый метод — это вызов на ковер к руководителю прямо в день опоздания работника. Также на практике применяется вынесение письменного выговора, взыскания по отношению к опоздавшему работнику.

Многие работодатели любят наказывать персонал за опоздания рублем, то есть штрафами. Однако это противоречит закону! «Музенидис Тревел» можно рекомендовать метод депремирования, то есть снижения размера премии, вплоть до ее лишения, заранее четко регламентировав такие моменты в положениях о премировании работников. В некоторых организациях ограничиваются публичным оглашением фактов опозданий, вывешиванием списков опаздывающих на информационном стенде, устными порицаниями на общем собрании коллектива.

Поскольку опоздание — есть не что иное, как нарушение правил внутреннего трудового распорядка организации, значит, оно является неисполнением работником своих трудовых обязанностей. Главное — зафиксировать опоздание и оформить выговор или замечание.

Похожая ситуация и с самовольным покиданием рабочего места и ухода с работы раньше положенного времени. Обычно руководители за такие нарушения грозят сотрудникам увольнением. Разберемся с правомерностью таких увольнений.

Уволить можно только за прогул или отсутствие на рабочем месте более 4-х часов по подпункту «а» пункта 6 статьи 81 ТК РФ, а именно: прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены). Если работник отсутствовал меньшее количество времени, то к нему можно применить дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, выразившееся в оставлении рабочего места. Уволить можно по пункту 5 статьи 81 ТК РФ — в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. То есть, если ранее к данному работнику были применены дисциплинарные взыскания, то можно смело увольнять по 5 пункту, но сначала надо составить приказ о нарушении должностной инструкции или правил внутреннего трудового распорядка или других локальных актов.