Файл: Контрольная работа вариант18 Структура культуры Обучающейся 1 курса заочной формы обучения Факультета экономики и управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    Тип культуры может стать положительным  или отрицательным идеалом, сама же культура находится в любом  обществе в очень ложной взаимосвязи  с идеологией, с политикой, с экономикой, со всей системой социальный отношений. И любая социальная сила не может быть безразличной к существующему или возникающему, тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и фашизм, и любая другая форма авторитаризма, тоталитаризма, всякой абсолютной власти непременно стремится ввести жесткую регламентацию в систему культуры, подчинить культуру своему воздействию, контролю, «изъять» из культуры как памяти и из культуры как процесса то, что «не угодно», «вредно». И чем острее социальные, политические и иные противоборства в обществе, тем острее и конфликты внутри культуры, тем острее конфликт культуры, отстаивающей гуманистические идеалы, с обществом, с властью.

    В структуру культуры входят также  и субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

    Субстанциональные блок составляет «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

    Только  неукоснительное выполнение этих норма-предписаний  дает право человеку претендовать на звание культурного.

    Функциональный  блок раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный  результат этого процесса.

В функциональный блок входят:

    традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;

    с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).

    .

ОСНОВНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ.

    Культура  включает в себя три вида элементов:

    1. Понятия (концепты). Они содержатся  главным образом в языке и  помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.


    2. Отношения. Культура в действительности  не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

    3. Ценности. Этот элемент культуры  представляет собой разделяемые  всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.  

 

ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

    Многоплановая разноуровневая структура культуры позволяет ей осуществить ряд функций:

    • Человекотворческая (преобразующая).

    Человек живет не только  в природе, но и в культуре. В ней он сам  себя познает. Здесь есть и  моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

    • Информационная.

    Обеспечивает  процесс культурной преемственности  и различные формы исторического  прогресса. Проявляется в закреплении  результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

    • Познавательная (гносеологическая).

    Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

    • Коммуникативная.

    Коммуникация - это процесс обмена информацией  между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

    • Нормативная (регулятивная или защитная функция).

    Является  следствием необходимости поддержания  определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия  различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.



    • Знаковая (семиотическая).

    Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

    • Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются  смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

    • Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры.

    • Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.

 

ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ.

    Это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Поскольку культурология — интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда дисциплинарных областей, анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра “культура и ее аспекты”, что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин.

    Методы  культурологии

    • исторический,

    • сравнительно-исторический,

    • морфологический,

    • цивилизационно-типологический,

    • структурно-функциональный,

    • семиотический,

    • структурный.  
 
Список  используемой литературы: 



  1.   Арнольдов А.И. Введение в культурологию.  М., 1993.

  2. Ерасов Б.С.  Социальная культурология.  В 2 ч.  М., 1994. Ч.1.

  3. Коган Л.Н.  Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

  4.  Коган Л.Н.  Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

  5. Рождественский  Ю.В.  Введение в культурологию.  М., 1996.

  6.  Традиция  в истории культуры.  М., 1978.

  7.  Человек и его ценности. М., 1988. Ч.1. 

  8. 1. Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  9. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2001.

  10. Культурология / Под ред Ф.Д.  Авдотьева. М.: «Прогресс», 2001.

  11. Культурология / Под ред. В.С.  Куравлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  12. Культурология / Под ред. Г.В.  Драча. М.: ИНФРА-М, 2005.