Файл: Несколько слов об этой книге.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

  • Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было!» – подумал Бирбал.

  • Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится – ни раджа, ни сам падишах.

  • Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, - отозвался падишах.

  • Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш сразу понравился падишаху, он посадил его на колени и стал играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

  • Ты, зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!

А Бирбалу только того и надо:

  • Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок – самый главный на свете!

Итак, самый главный на свете – Ребенок. А мы будем понимать это шире – и Внутренний Ребенок тоже. Поэтому определим предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхи, энурезы, тики, агрессивность и т.д. Часто мы отвечали старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так в чем же причина? В деструктивном раннем опыте? В комплексе неполноценности? В «несформированности» моделей эффективного поведения? В отсутствии условий для проявления естественной тенденции актуализации? Представители различных психологических школ определяют причину, исходя из концепции личности, которой они доверяют. Наверное, сегодня многие первопричины человеческих проблем сформулированы. И противоядия почти найдены. Мы лишь можем свести все объяснения к одной глобальной проблеме, которую называем
внутренней дисгармонией. И все мероприятия помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель.

Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла.

Шкала Разрушитель – Созидатель становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта. Это не значит, что мы принижаем роль психодиагностики. Наоборот, современные методы психодиагностики помогут нам понять истинное «положение дел» по этой шкале.

Как ведет себя человек, что он чувствует, что он мыслит – все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение – созидание», проявляющегося по отношению к внешнему и внутреннему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботиться о своем здоровье.

Важно отметить, что идея «разрушения - созидания» является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо.

Исходя из этой идеи, сказкотерапевт можетпоставить только один «диагноз» – общее недоразвитие личности. Проявляется оно в ощущении и проявлении дисгармонии. Сокращенно может называться ОНЛ. Ведь ставят же логопеды диагноз общее недоразвитие речи (ОНР)!

Вот с этим ОНЛ нам и приходится работать. Основной принцип работы – вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя.Поэтому мы призываем еще раз: «Не реагируйте на симптом! Растите личность! Передавайте знания о жизни Созидателя!»
Задачи сказкотерапевта

Как же растить Созидателя в гиперактивном и агрессивном ребенке, тем более, что он вызывает разрушительные ответные чувства? Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой…» Кажется, что это не реально. И часто мы оказываемся в положении героев старой суфийской притчи.

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с людьми своим открытием и стал путешествовать от общины к общине.



Он передал свой секрет многим группам людей. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе времени подумать о пользе знания, сочли учителя опасным и прогнали его. В конце концов, люди какого-то племени, перед которыми он демонстрировал свое искусство, испугались и убили его, видя в нем исчадие ада.

Прошли века. В первой общине знание о добывании огня сохранилось только у особых жрецов. Только они пользовались властью, богатством и теплом, тогда как их соплеменники замерзали от холода.

Вторая община забыла искусство добывания огня и стала поклоняться орудиям его добычи.

Третья община поклонялась образу учителя, который когда-то учил их предков добывать удивительный огонь.

В четвертой общине история открытия огня сохранилась только в легендах и преданиях. Одни верили в них, другие нет. Это не меняло дела.

Пятая община действительно использовала огонь по назначению. Это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разнообразные полезные вещи.

И вот, спустя много-много лет, один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по землям этих племен. Ученики пришли в изумление при виде множества различных ритуалов, с которыми они здесь столкнулись. Они сказали учителю:

  • Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше! Наш долг открыть перед этими людьми правду!

  • Что ж, я согласен, - ответил учитель, - мы повторим наше путешествие с этой новой целью. А те, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы этих людей и как их разрешить.

Итак, мудрец и его ученики достигли первой общины. Им был оказан радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию «сотворения огня». Мудрец обратился к ученикам:

  • Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?

Первый ученик сказал:

  • Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с ними.

  • Если ты делаешь это на свой страх и риск, то начинай, - ответил учитель.

Ученик вышел вперед, встал перед вождем племени и жрецами и сказал:

  • Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я это сделаю, вы признаете, что уже много веков находитесь в заблуждении?

  • Хватайте его! – закричали жрецы.

Ученика схватили и увели, больше его никто никогда не видел.

Мудрец с учениками тронулись в путь, и через некоторое время подошли к территории второй общины. Там поклонялись орудиям разведения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.


С позволения учителя он сказал:

  • Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а всего лишь средствам, с помощью которых она может быть произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать саму вещь. Я научу вас пользоваться огнем.

Вторая община состояла из людей более разумных, но и они сказали ученику:

  • Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Но, как пришелец, незнакомый с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее. Потому мы больше не хотим тебя слушать!

Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего человека – открывателя огня. Третий ученик обратился к руководителям общины так:

  • Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность, которую способен использовать, не так ли?

  • Может быть и так, - ответили ему, - но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.

  • Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на определенные факты, - сказал третий ученик.

  • Все это ересь. К тому же, ее высказывает человек, который даже не говорит правильно на нашем языке, и не принадлежит к священникам, посвященным в нашу веру! – заворчали жрецы.

И этому ученику не удалось добиться успеха.

Группа продолжала свое путешествие, пока не прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед собранием людей выступил четвертый ученик. Он заявил:

  • История о добывании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.

В толпе возникло замешательство и разноголосые мнения. Некоторые говорили:

  • Возможно, это правда, и если это так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.

Но когда мудрец и его ученики испытали говоривших, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы большинства людей этой общины были пропитаны извращенными легендами. И те, кто воображал себя способным представлять истину как таковую, оказались людьми неуравновешенными. Они были слишком торопливы, и не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.


Были и такие люди в четвертой общине, которые заявляли:

  • Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять среди нас высокое положение.

И еще одно мнение представила четвертая община:

  • Наши легенды должны оставаться такими, какие они есть. Ведь это наше наследие, объединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим обществом?

Надо сказать, что были еще и другие точки зрения в четвертой общине.

Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла, наконец, на территорию пятой общины, где разведение огня было чем-то обычным и общедоступным.

И сказал мудрец своим ученикам:

  • Вы должны научиться тому, как учить. Ибо человек не желает, чтобы его учили. Сперва вы должны научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди воображают, что они уже все знают, и хотят изучать то, чему, как они думают, необходимо научиться. А не то, что должно быть изучено прежде всего. И только когда вы поймете все это, мы сможем изобрести метод обучения. Знание без специальной способности к обучению -–это не то же самое, что знание и способность.

Как часто психолог или педагог, родитель или психотерапевт оказывается в роли учеников мудреца, стремящихся донести истину до воспитанников! Немало профессиональных трагедий случается от того, что разумное слово не достигло ушей человека. В таких ситуациях люди говорят: «И психолог нам не помог…». Не помог не потому, что был не прав. Не помог, потому, что выбрал не тот метод. Воистину, мало кто хочет, чтобы его учили. А еще меньше людей хотят, чтобы их учили жизни. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»

Притча призывает нас познакомиться с «системой верований» нашего клиента. Причем неважно, сколько ему лет. Важно, к чему он привык. Его поведение, его симптомы, его проблемы – это его способ адаптации. И если он к нам пришел за советом, значит, он хочет что-то улучшить, или старый способ его тяготит. Но достаточно ли он терпелив для изменений? Если мы сразу дадим совет тому, кто не имеет личностного и ситуационного ресурса им воспользоваться, не окажемся ли мы в положении учеников из притчи об огне? Оказывается, на пути помощи ближнему множество подводных камней.