Файл: Несколько слов об этой книге.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


История об огне проливает свет на задачи сказкотерапевтов. По завету мудреца, мы должны научиться тому, как учить. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос, как способ адаптации.

По совету мудреца, нам важно сформировать в человеке способность к обучению, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира. Кажется, задача ясна. Но как это сделать?

Ответ мы найдем в суфийской притче о жадных сыновьях.

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им, что если они будут копать в таком-то и таком-то поле, то найдут зарытые там сокровища.

Как только крестьянин умер, его сыновья пришли в поле и стали усердно и внимательно перекапывать землю вдоль и поперек, но сокровищ так и не обнаружили.

Они решили, что отец, по своей щедрости, раздал все золото, и прекратили поиски. Тут их осенило: раз уж земля вскопана, на ней можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый урожай.

Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.

Однако после сбора первого урожая у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть. Поэтому братья заново перекопали поле, но с тем же успехом.

Через несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они поняли, почему отец применил такой метод воспитания. И стали они честными зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

Вот так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и смысле жизни. Учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен побудить их совершить действия, которые, как он знает, помогут им развиться.
Но истинная функция и цель этих действий, самим ученикам часто неизвестны из-за незрелости.

Кажется, все просто – нужно побудить клиента, независимо от возраста, совершить действие, которое поможет ему развиться. Однако, что же это за действие? Чтение книг, поход в спортзал, уроки живописи? Все эти действия созидательны, но, где уверенность в том, что проблемы будут решены?

Обратимся к притче. Секрет крестьянина в том, что он использовал ресурс недостатков своих сыновей. Любое качество, черта нашего характера является двойственной, и придает нашим действиям определенную энергию. Энергия эта может быть использована для реализации как созидательной, так и разрушительной стороны определенной черты нашего характера. Что мы знаем о сыновьях? Они были ленивые и жадные. То есть, мы знакомы только с разрушительной стороной их качеств. Иначе говоря, с их недостатками. Созидательная сторона лени – трудолюбие, а жадности – щедрость. То есть эти качества являются ресурсом недостатков. Образно говоря, «достатками». Мудрый крестьянин «заинтриговал», создал приманку, отвлек разрушительные стороны личности своих сыновей – леность и жадность. И в реальном деле смогла проявиться их созидательная энергия – трудолюбие и щедрость.

Может быть и нам, по совету крестьянина, научиться видеть оборотную сторону проблемы? Под агрессивностью скрывается миролюбие, под страхом бесстрашие, под глупостью – ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву - смелость, Страшиле – мозги, Железному Дровосеку – чуткое любящее сердце. А ведь всем этим они изначально обладали. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что качество сформировано.

Итак, в задачи сказкотерапевта входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение Веры.


Пробуждение Веры

Важно помнить о движущей силе сыновей крестьянина – они верили, что найдут сокровища, пока не выработали привычку трудиться. Именно вера способна активизировать ресурс личности и сообщить действиям дополнительную силу. И здесь уместно привести еще одну историю о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале.

Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краев съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.

В шатре играла музыка и падишах был в восторге от того, как разукрасили дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар считал, что в целом мире нет такого умного советника как Бирбал.

И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почетом и богатыми подарками.

Во дворце царила радость. Куда ни глянь, – все ликуют и восхваляют падишаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся. Падишах заметил это и, когда все разошлись, спросил:

  • Бирбал! Как ты думаешь, что важнее, святой или вера?

  • Конечно, вера, владыка мира!

  • А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?

  • Нет, падишах, вера важнее святого, - стоял на своем Бирбал.

  • Неверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых и довольны.

  • Вера в святых, конечно, дает свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.

Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.

  • Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?

  • Могу.

  • Докажи сейчас же!

  • Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.

  • Ладно, даю тебе месяц сроку, но помни: если за это время не докажешь своей правоты, – прощайся с головой.

  • Согласен, - ответил Бирбал.

Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвешивал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль и унес из дворца.


Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху насыпал землю горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.

Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу святого Верашаха. Мало-помалу, слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, – несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.

Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».

Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.

И вот однажды падишах вспомнил о своем решении, взял с собой нескольких любимцев из числа придворных и поехал к могиле святого.

А там все время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар. падишаху это место понравилось. он и придворные отвесили низкие поклоны могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.

  • Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе поклониться, - строго сказал падишах.

  • Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.

Падишах сердито сдвинул брови:

  • Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.

В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и доложил:

  • Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Воинственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».

Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:

  • Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть, желание мое исполнилось!

  • Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому. Вера – самое главное.

  • Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смерти, - сурово сказал падишах.

  • Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!


Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:

  • Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!

Бирбал увидел, что падишах в ярости, и быть беде. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:

  • О Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!

Услышав этот обет, падишах усмехнулся:

  • Ну, что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.

  • Конечно! Пришлось просить защиты святого, - поддакнул Бирбал.

Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:

  • Что ты делаешь?

  • Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обеты, - сказал Бирбал и развернул сверток.

Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю.

  • Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее – вера или святой? – спросил Бирбал и сам ответил: - Наша внутренняя вера – вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам признать, что главное – вера.

И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.

Слава о Верашахе разнеслась уже далеко, и на его могилу стеклось много денег. И Бирбал велел построить на этом месте мечеть.
Действительно, именно внутренняя вера направляет созидательную силу человека, придает ей направление, формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Однако при этом важно не путать Веру и Надежду.

Как ни странно, но надежда часто оказывается препятствием развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать. Психотерапевты и психологи-консультанты знают, как тяжело работать с человеком, который еще «может терпеть», надеясь на лучшее.

Давайте обратимся к мифологии и вспомним, в какой компании находилась надежда в ящике Пандоры. Согласно мифу, Зевс решил наказать людей. Ранее, он уже отнимал у них огонь, поэтому задумал новую каверзу. Он велел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду, и сделать из этой смеси прекрасную девушку. Она должна была обладать человеческой силой, нежным голосом и божественным взглядом. Прекрасная Пандора, получив ото всех богов дары, тем не менее, должна была принести людям горе. Царь Эпиметей, пленившись ее красотой, не послушался предупреждения Прометея, и взял Пандору в жены. По-видимому, в качестве приданого, Пандора имела при себе некий ящик, заглядывать в который строго запрещалось. Однако любопытная Пандора открыла ящик, и разлетелись по земле бедствия, несчастья и болезни, заключенные в нем. Опомнившись, Пандора захлопнула крышку, но – поздно. Надежда единственная осталась на дне ящика. Поэтому и говорят: «Надежда остается последней». С тех пор, неслышными шагами несчастья бродят по земле среди людей, а надежда заперта в ящике Пандоры…