Файл: Введение Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2812

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума воспитатель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и ДОУ относятся:
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из ДОУ», «Семейный совет» и др.

К нетрадиционным формам взаимодействия относятся:

-Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы

-Устные журналы, практикумы, родительские вечера

-Родительские чтения

-Родительские ринги.

В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это:

Деловые игры, Ток-шоу, Театр-экспромт, Аукцион, Агитбригада.
Одой из основных универсальных форм взаимодействие ДОУ с семьями ребенка и пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, задачи учебно-воспитательной работы группы и т. д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от воспитателя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление групповой комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей по теме).

Анализ планов воспитательной работы воспитателей позволяет сделать вывод, что в коллективах ежегодно планируется по четыре родительских собрания. Но, к сожалению, многие актуальные темы не рассматриваются на родительских собраниях. Часто собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов.
Если мы проанализируем методику ведения родительских собраний ДОУ, то увидим следующую картину, на родительских собраниях как правило рассматриваются вопросы:

-психологические особенности детей

-физическое здоровье детей (режим дня)

-особенности подросткового возраста

-профилактика правонарушений

-нравственным ценностям

-профилактике вредных привычек

-пропаганде здорового образа жизни

То есть картина более-менее благополучная, но форма проведения преобладает, в основном, одна – беседа, которая сводится к монологу воспитателя.
Можно ли таким образом повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Естественно нет.

В первую очередь необходима вариативность форм при проведении родительских собраний. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным!
Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
В качестве основного недостатка в организации родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.
Воспитатели и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе воспитателя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе с коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность воспитателю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы

, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Одной из форм сотрудничества воспитателя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете ДОУ. Он совместно с воспитателем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества ДОУ и семьи.

Там где хорошо работают родительские комитеты –там родители обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни ДОУ, участвуют в организации воспитательной работы в группе, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий, выходов в музей. Большинство родителей помогают в ремонте и оформлении кабинетов.
Главным направлением взаимодействия семьи и воспитателя должно стать вовлечение родителей в разнообразную деятельность.

Хотелось, чтобы во многих группах родители стали частыми гостями на мероприятиях. Ведь это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Например, можно интересно провести вечер - встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время. Ведь одна из главных наших задач – способствовать сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков совместной деятельности и общения. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только ДОУ и одногруппникам своего ребенка, но и собственному ребенку.

Следующим направлением в организации сотрудничества воспитателя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

В ДОУ воспитатель должен знакомить родителей с традициями ДОУ, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет ДОУ к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в группе, спортивном зале, библиотеке и т. д.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно – воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Большую часть дня дети проводят в стенах ДОУ. Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в ДОУ, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т. д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

О работе по данному направлению расскажет педагог физкультуры.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил ДОУ и с радостью его посещал. Например, каждый день интересоваться событиями. Чем вас кормили сегодня в столовой? В какие игры играли? Что рисовали, лепили?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны ДОУ. Родитель должен чувствовать, что он нужен ДОУ и что ДОУ работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в ДОУ есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего коллектива в целом.

Анализ показал, что в настоящее время в ДОУ сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей; индивидуальная работа и т. д.


Но, к сожалению, очень маленький процент от общего количества семей, которые активно участвуют в делах группы и ДОУ.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют ДОУ и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества ДОУ и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую ДОУ по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции воспитателя разнообразны, работа с семьями воспитанников - важное направление вашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и ДОУ обеспечивается благодаря:
-педагогическому такту и этике взаимоотношений;

-педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
-педагогическому просвещению родителей;

-умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

-единству требований ДОУ и семьи.

Проект решения педсовета.

Спасибо за внимание .


  • Разработка памятки для сотрудников ДОО «Этика профессионального общения»

Основные принципы Кодекса профессиональной этики воспитателя выделяют восемь принципов, на которые опирается этический Кодекс.

Выстраивание доверительных, добропорядочных отношений.

Соблюдение конфиденциальности и секретности.

Осведомленность персонала.

Грамотность сотрудников, осуществляющих образовательную деятельность.

Серьезность педагогов.

Обязательства перед детьми, родителями, заведением и собой.

Этическая правомочность.

Взаимоуважение между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Этические нормы для сотрудников ДОУ затрагивают как профессиональные, межличностные, так и социальные аспекты педагогической деятельности. В документе подробно расписаны значения, права и обязанности, взаимодействие и многие другие составляющие этической сферы профессии воспитателя. На каждой из них следует остановиться подробнее.

Особенности личности. Профессионально-этический Кодекс воспитателя установил, что человек, в первую очередь, должен сам обладать такими качествами, как ответственность, самоанализ, тактичность, самосовершенствование, самовоспитание. Сотрудник в должности воспитателя должен постоянно повышать свою компетентность, быть открытым для принятия новых методов, идей и понятий.